Журнал «Реликвия» № 3/2006
Подводные древности и проблемы их сохранения
Затонувшие корабли, окруженные ореолом таинственности и мистики, издавна порождали романтические истории, жажду приключений и наживы и привлекали в морские глубины авантюристов-кладоискателей и предприимчивых людей. После изобретения в середине прошлого века акваланга, посещение подводного мира стало общедоступно и появилась возможность быстрого обнаружения и подъема затонувших судов и их грузов, оказавшихся в прошлом на морском дне. Однако в настоящее время все чаще приходит осознание того, что затонувшие корабли представляют собой скорее научную и историко-культурную, нежели коммерческую, ценность. Именно поэтому, по рекомендации ЮНЕСКО, суда, погибшие более 100 лет назад, предлагается объявить подводным археологическим наследием. Изучение подводных древностей и затонувших судов находится в ведении подводной или морской археологии. В результате тщательного документирования находок — обмеров, изготовления чертежей и фотографий — возможна их теоретическая реконструкция, дающая сведения об устройстве и снаряжении корабля, а зачастую и установление причин его гибели.
Основатель российской морской археологии профессор Р.А. Орбели в 1930-е годы писал, что воды России представляют собой настоящий кладезь древностей, изучение которых может раскрыть многие тайны истории. Однако только начиная с 1980-х годов Институт истории материальной культуры и Государственный Эрмитаж начали вести подводные исследования в водах Северо-запада.
Наиболее интересные находки были сделаны в последнее десятилетие на месте Выборгского морского сражения 1790 года — одного из крупнейших морских сражений на Балтике. Здесь шведские корабли короля Густава III, запертые в Выборгском заливе русским флотом адмирала В.А. Чичагова, сделали отчаянную попытку вырваться из западни. Прорыв был намечен по сложному, с навигационной точки зрения, и поэтому наименее защищенному фарватеру, проходившему южнее мыса Крестовый, среди островов, банок и мелей. Основной удар приняла на себя прикрывавшая этот фарватер эскадра контр-адмирала Повалишина. Именно здесь разгорелось наиболее ожесточенное сражение. Шведские суда, стремившиеся на всех парусах проскочить опасный участок, находившийся под обстрелом шести русских кораблей, садились на камни, загорались и шли ко дну. Преследование неприятеля продолжалось весь следовавший за сражением день. Несмотря на то, что основные силы русского флота так и не успели принять участие в бою, одержанная победа была полной — потери со шведской стороны составили около четырех десятков судов, затонувших и захваченных в плен.
Изучение места Выборгского сражения было начато ИИМК РАН в 1990 году. С тех пор у мыса Крестовый, вблизи каменистых банок Репия и Пааслуота, было обнаружено несколько шведских судов. Среди них — разбившиеся о камни линейные корабли «Хедвига Элизабет Шарлота» и «Ловиза Ульрика», названные по именам представительниц шведского королевского дома; фрегат «Уппланд», бриг и галера «Ернпрейс».
Вблизи этого места погибли еще три шведских корабля — горящий брандер «Постильон», фрегат «Земира» и линейный корабль «Энигхе-тен», столкнувшиеся в суматохе боя. В результате сильного взрыва их остатки разнесло вокруг. Здесь же, в результате попадания ядра ниже ватерлинии, затонула шведская штабная яхта «Аврора», несколько более мелких судов нашли свое последнее пристанище.
Исследование судов, затонувших на месте Выборгского морского сражения, ведутся спорадически, из-за ограниченности в средствах они носят пока разведочный характер. В то же время к поисковым работам подключились клубы и любительские объединения, которые пытаются проводить самостоятельные исследования, что принесло более вреда, чем пользы делу изучения и сохранения обнаруженных археологических объектов, Стремление к саморекламе, отсутствие должного профессионализма и пренебрежение элементарными методическими правилами морской археологии, по которым находки не поднимаются на поверхность, без их документирования на месте обнаружения и создания необходимых условий по консервации и хранению приводит к уничтожению этих памятников. Проблема заключается в том, что вырванные из контекста вещи теряют свою научную ценность, так как их назначение после этого трудно установить. Пролежав долгое время в водной среде, они быстро разрушаются на воздухе, без проведения дорогостоящей обработки их специальными консервантами. Поэтому даже попадание в музеи зачастую не спасает от разрушения.
Согласно закону об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации 2002 года, к числу памятников могут быть причислены все суда, затонувшие более 40 лет назад. При этом поиск и обследование затонувших судов, подъем каких-либо находок находятся в компетенции специализированных научных организаций, пользующихся правом получения Открытого листа на проведение такого рода работ. Первоочередной задачей, стоящей в настоящее время перед научными и охранными организациями Российской Федерации, по нашему мнению, является создание реестра подводно-археологических объектов, их предварительное документирование, учет и паспортизация.
По данным подводно-археологических исследований, в Финском заливе в 1998-2003 годах ИИМК РАН была подготовлена документация на тринадцать первых в российской истории памятников подводной археологии. Для примера, в соседней Швеции на учете состоит около 10 тысяч затонувших объектов, представляющих историческую ценность. По нашим оценкам, количество затонувших судов в Российских водах Балтики превышает эту цифру. Проблема их выявления и сохранения заключается в степени государственной поддержки этих целей. К сожалению, в нашей стране такие работы ведутся только на энтузиазме исследователей.
Подводные раскопки затонувших судов позволили пролить свет не только на историю мирового судостроения и судоходства, но и дали богатейшие материалы для музеев. В некоторых странах из морских глубин были подняты целые корабли, ныне известные всему миру. Это суда викингов в Роскильде, бременский ганзейский когг, судно времен Шекспира «Мэри Роуз» в Портсмуте и корабли XVII века — «Ваза» в Стокгольме и «Батавия» в Фримантле (Австралия). После проведения многолетних кропотливых работ по их консервации и реставрации, они стали популярнейшими музеями мира.
Каждый из затонувших кораблей представляет собой целый мир, сокрытый в морских глубинах. Известно, что во все времена корабль воплощал в себе наивысшие достижения человечества. В конструкции и устройстве судов использовались новейшие инженерные решения. Самое современное вооружение шло для оснащения военных судов: корабельные орудия различных калибров с прилагающимся к ним боеприпасами и инструментом, индивидуальное оружие матросов и офицеров— ружья, пистолеты, кинжалы, шпаги. Навигационные инструменты и карты характеризуют широту познаний в области судовождения и астрономии. В резных украшениях каждого корабля, в его архитектуре и оформлении находит отражение художественный стиль породившей его эпохи. Грузы транспортных судов содержат информацию об экономике и торговле своего времени. Кроме того, на корабле имеется цельный набор личных предметов: одежда, обувь, украшения, бытовые вещи, посуда, провиант, монеты и многое другое. Наконец, зачастую на затонувшем судне находила свое последнее пристанище команда.
Сейчас широкое распространение получила организация подводно-археологических парков, в которых осмотр затонувших судов осуществляется туристами непосредственно на морском дне. Одно из таких судов, музеефицированное в Балтийском регионе, — шведский линейный корабль «Кронпринц Густав Адольф», затонувший у берегов Финляндии в 1788 году во время русско-шведской войны (1788-1790), неподалеку от Хельсинки. В последние годы, по инициативе Морского музея Финляндии, здесь был открыт подводный музей на морском дне, в котором аквалангисты под контролем со стороны ученых могут осматривать этот археологический памятник. В настоящее время идея музеефикации затонувших кораблей прямо на морском дне находит распространение и в других странах Балтийского региона.
Наиболее перспективным районом для создания такого подводного парка в Российских водах Балтики является место Выборгского сражения 1790 года, где к настоящему времени обнаружено и исследовано несколько погибших кораблей. Все это позволило бы, с одной стороны, избежать дорогостоящих подъема и консервации подводных объектов, а с другой стороны, внесло бы в их экспонирование элементы романтики и экзотики. При этом, однако, не следует забывать, что нанести вред сохранности затонувших кораблей может и массовое посещение туристами, ведь деревянные конструкции под действием природной среды разрушаются и даже простая вибрация может быть им вредна. Поэтому перед тем, как разрешить посещение затонувшего корабля, его должны обследовать специалисты-археологи, которые определят историко-культурную ценность и степень сохранности, установят режим охраны и возможность посещения. Бережное отношение к памятникам подводного археологического наследия является непременным условием его использования.
Работы морских археологов не только позволили пролить свет на историю мирового судостроения и судоходства, но дали богатейшие материалы для музеев. Во многих морских музеях мира в настоящее время открыты экспозиции с подводными находками. Музеефикация подводных археологических находок, извлеченных из водной среды, требует значительных средств. Именно поэтому количество проектов с частичной или полной музеефикацией затонувших судов в мире не так велико. При этом проекты могут продолжаться длительное время — до нескольких десятилетий. Особенности консервации подводных археологических находок.
Технология реставрации предметов морской археологии имеет свои специфические особенности, в отличие от реставрации объектов традиционной археологии, найденных в земле. Морская вода, насыщенная хлористыми соединениями, является агрессивной средой, особенно разрушительное воздействие оказывает на металлы. В первую очередь, это относится к предметам, изготовленным из железа или его сплавов (пушечные ядра, детали оружия, различные инструменты, гвозди).
Влияние хлора на структуру железа происходит так быстро, что железные предметы, пролежавшие в морской воде около 200 лет, либо полностью уничтожены коррозией, либо имеют только оболочку, повторяющую их форму, состоящую из деструктивных коррозионных соединений солей железа.
Цветные металлы, такие как медь и медные сплавы (бронза и латунь), серебро и свинец, находившиеся в воде, имеют лучшую, по сравнению с железом, сохранность. В худшем состоянии находятся предметы, изготовленные из железа и цветных металлов. При их контакте в электролите, которым является морская вода, насыщенная солями хлора, возникает электролитическая пара, что приводит к возникновению активной коррозии.
Органические вещества, такие как древесина, кожа и ткани, хорошо сохраняются в водной среде. Однако при подъеме на поверхность они начинают быстро разрушаться. Это объясняется тем, что их структура во многом сохраняется за счет насыщения водой, и после ее высыхания она резко изменяется. Поэтому при подъеме на поверхность предметы из органики должны сразу же помещаться в ванны с водой. После механической очистки и обработки антисептиками, предотвращающими процессы гниения, эти предметы также подвергаются консервации.
Среди методов сохранения влажной органики можно назвать вываривание в сахарном растворе, а также вымораживание в специальных морозильных камерах. Наибольшее распространение в последние годы получил метод консервации с помощью полиэтиленгликоля. Например, именно этим веществом был законсервирован шведский корабль «Ваза». В процессе обработки предметы помещаются в ванны или опрыскиваются этим веществом. В результате диффузии полиэтиленгликоль постепенно вытесняет воду, содержащуюся в предметах, и, затвердевая, позволяет полностью сохранить их форму.
Реставрация археологических предметов требует осторожного и деликатного подхода. Иногда бывает достаточно одной, на первый взгляд, небольшой ошибки при использовании какого-либо метода реставрации, и предмет может быть испорчен необратимо. При работе с любой археологической находкой необходимо провести предварительные исследования и изучение состояния сохранности, сделать фотографическую фиксацию и составить план реставрационных работ.
Предметы морской археологии, проходящие реставрацию, как правило, покрыты толстыми корками коррозионных и органических наслоений, искажающих внешнюю форму и закрывающих поверхность, что усложняет изучение предмета.
После удаления рыхлых коррозионных и грязевых наслоений производится разборка предмета для дальнейшей химической обработки отдельных частей, изготовленных часто из разных материалов. Характерным примером такой реставрации стала реставрация пистолета с латунным стволом на деревянном ложе, который был поднят со шведской яхты «Аврора», затонувшей во время Выборгского сражения.
Мы полагаем, что подъем затонувших кораблей и находящихся на них предметов не всегда оправдан. Если нет возможностей их консервации, то лучше сохранять их на месте обнаружения — на морском дне.
В 2003 году экспедицией ИИМК РАН и Санкт-Петербургского учебно-методического центра были проведены работы по обследованию восьми вновь выявленных кораблей в Финском заливе. В их числе — суда с петровского времени до времен Великой Отечественной войны. Коллекция находок, поднятых с этих кораблей, включает предметы вооружения и снаряжения, элементы декора, бытовые вещи и инструменты, монеты, стеклянную, фарфоровую и фаянсовую посуду, церковную утварь. В настоящее время она консервируется и реставрируется специалистами ИИМК РАН и Государственного Эрмитажа. Есть надежда, что вскоре в Петербурге появится новая музейная экспозиция, посвященная тайнам затонувших кораблей.
|