В Московском государстве в начале XYI1 века официально зарегистрирована про фессия водолаза. В дошедших до нашего времени документах — так называемых «поручных записях» — о водолазах упоминается, как об оформившейся профессиональной группе со своими обязанностями, правилами и привилегиями.
В ту пору водолазы в России добывали жемчуг и другие дары подводных глубин, строили под водой несложные сооружения, решали и военные задачи, проводили осмотры фарватеров, обеспечивая этим безопасность мореплавания и речных коммуникаций.
В 1675 году патриарх Иоаким писал царю Алексею Михайловичу, что на Руси «водолазные люди» привлекаются на государственные и монастырские работы.
А с начала XYIII века широко применяется русскими водолазами водолазный колокол для подъема затонувших кораблей, ценностей и при работах в портовых водах, о чем свидетельствует Волков в книге под названием «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в июле месяце».
При Петре I водолазное дело приобретает особое значение — этому способствовало развитие судостроения и судоходства, строительство фундаментальных портовых сооружений, судоходных каналов и мостов. Уже тогда было создано водолазное оборудование и снаряжение, близкое к современным образцам. В 1719 году крестьянин-изобретатель из подмосковного села По-кровское Ефим Никонов предложил первое автономное водолазное снаряжение. Ему принадлежит и проект подводной лодки, названной им «потаенным судном». Изобретения Никонова были одобрены Петром I.
Прочно встав на воды, Россия бурно развивала и совершенствовала флот, порты и портовые сооружения, масштабно осваивала новые речные и морские коммуникации. Возрастали и объемы водолазных работ, совершенствовалось снаряжение и оборудование, обеспечивающее погружение человека под воду.
В 1829 году в Кронштадте механик Гаузен создает водолазное снаряжение, состоящее из металлического шлема, водонепроницаемой рубахи и грузов. По шлангу в шлем подавался сжатый воздух. Снаряжение Гаузена явилось прототипом современного вентилируемого водолазного снаряжения и названо водолазным скафандром.
В 1834 году русским военным инженером А. Шильдером построена первая в мире металлическая подводная лодка, а спустя двадцать восемь лет русский конструктор И. Александровский представил проект первой подводной лодки водоизмещением 360 тонн с двигателем, работающем на сжатом воздухе. Проект был одобрен, а лодка построена и успешно прошла испытания.
В 1853 году В. Вшивцевым предлагается автономный водолазный аппарат с клапанами вдоха и выдоха и дыхательной трубкой. Аппарат позволял плавать только на малых глубинах, но система подачи и удаления воздуха, работавшая в нем, нашла развитие в более совершенном снаряжении.
Наступил 1861 год, ставший значительной вехой в развитии водолазного дела в России. В штат экипажей военных кораблей русского флота включена профессия водолаза. В 1871 году известный русский изобретатель А.Н. Лодыгин предложил проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. А два года спустя, в 1873 году, изобретатель А. Хотинский предлагает первое автономное водолазное снаряжение с резервуаром, содержащим запас сжатого воздуха. Необходимо отметить — развитие водолазного дела в России носило самобытный характер. Суровые климатические условия вызывали необходимость создавать снаряжение, которое защищало бы водолаза от холодной воды и позволяло дольше находиться под водой для выполнения работы.
Я не мог не обратить внимание на талантливого русского инженера — изобретателя подводных лодок — Джевецкого Степана Карловича. В 1879 году по проекту Джевецкого построена подводная лодка, рассчитанная на экипаж из четырех человек. На специальном конном прицепе подводная лодка была доставлена в Гатчину. Испытания проводились вблизи гатчинского дворца на Серебряном озере в присутствии императора Александра Ш и императрицы Марии Федоровны. Заканчиваются подводные испытания. Подводная лодка, совершив маневр, всплывает у временного причала. Открывается люк, и элегантный подводник, легко ступив на солнечную дорожку причала, преподносит императрице букет изумительных орхидей...
В 1880 году Джевецкий предложил проект первой в мире подводной лодки с электродвигателем, работающим от аккумуляторов. Этот проект послужил началом принципиально нового направления в подводном судостроении.
Выдающееся значение в развитии водолазного дела в России сыграла открытая в 1882 году 5 мая в Кронштадте Водолазная школа, ставшая первым научным центром по водолазному делу. Школа выпускала водолазов с хорошей теоретической и практической подготовкой. Однако в школе не только проводилась подготовка водолазных кадров для флота, но и создавалось новое снаряжение и оборудование, на научной основе отрабатывалась система водолазного труда. Издавались учебники. Разработаны и изданы водолазные правила, пособия по спецфизиологии и водолазному делу. В короткий срок школа приобрела авторитет не только в России, но и за рубежом.
Теоретические труды русских специалистов по водолазному делу переводились на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский и другие языки, специалисты этих стран приезжали в Россию обучаться водолазному делу.
С 1882 года по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов. В ней проходили подготовку и офицеры водолазной службы, называемые водолазными специалистами. В 1897 году в школе прошла обучение группа врачей, изучавшая физиологию водолазного дела. Результатом явилось создание учебников по спецфизиологии и таблиц, позволяющих добиваться постепенного увеличения глубин погружения.
В 1909 году Водолазной школе поручается подъем на Черном море подводной лодки «Камбала». В 1908 году лодка, протараненная и разрезанная на две части броненосцем «Ростислав», затонула на глубине 58 метров. В судоподъеме принимал участие талантливый дипломированный водолазный специалист севастопольской базы Феоктист Андреевич Шпакович, Водолазы подняли носовую часть подводной лодки. Она была введена в док.
В 1919 году Водолазная школа перебазировалась на Волгу, сначала в Саратов, затем в Казань, а через некоторое время — в Вольск. В 1921 году школа — в Петрограде, затем — в Кронштадте. В декабре 1924 года Водолазная школа уже в Севастополе и включена в состав Учебного отряда Черноморского флота. Став учебным подразделением ЭПРОНА Водолазная школа со временем преобразуется в Военно-морской водолазный техникум, который возглавляет Ф. А. Шпакович.
В период Великой Отечественной войны школа обретает новое место — сначала в Астрахани, а в 1942 году — на озере Байкал, в] Слюдянке. В 1944 году школа — в Балаклаве. Снова — Черное море,! где создается современный учебный Водолазный центр, в котором подготавливают высококлассных специалистов для ВМФ — водолазов-глубоководников, тяжело-во-долазов, легко-водолазов и руководителей водолазных работ.
Автору в период подготовки (с 1956 по 1957 годы) в Балаклаве пен программе водолазов-глубоководников посчастливилось прослушать несколько замечательных лекций по водолазному делу, прочитанных Феоктистом Андреевичем Шпаковичем. Они стали стержнем, вокруг которого формируются профессиональный опыт, стремление к познанию избранного дела и воля в преодолении путей в глубину.
В 1957-58 годах Водолазная школа передислоцируется в Севастополь и, находясь в городе русской славы, продолжает подготовку квалифицированных водолазов для ВМФ.
Считая особым содержательный исторический путь Водолазной школы и понимая его огромное значение для водолазного дела в России, я не деформировал его другими историческими датами, а сохранил целостным от Кронштадта прошлого века до Севастополя сегодняшних дней, вступающего в третье тысячелетие.
Новый этап развития водолазного дела в России определила Октябрьская революция. В 1917 году сформирована Мариинская спасательная партия (Марпартия) для подъема линкора «Императрица Мария».
Существование Марпартии не было длительным, но успех был значительным. Ее усилиями снят с мели линкор «Мирабо», броненосец «Ростислав», транспорт «Колыма», эсминец «Гневный» и ряд других кораблей и судов.
Линкор «Императрица Мария» в марте 1918 года был поднят и по завершении подготовительных работ был введен в док. Докование линкора проводилось вверх килем, впервые в мировой практике. Этот сложный метод позже освоили англичане и итальянцы. На месте катастрофы линкора глубоко в илистом грунте остались четыре башни главного калибра и носовая боевая рубка. Башни впоследствии были подняты. В доке корабль получил деформацию корпуса и со временем был разрезан на металл.
До ЭПРОНа, помимо Марпартии, судоподъемом занимались и другие организации, но все-таки ЭПРОН стал той исторической вехой, которая определила на десятилетия развитие водолазного дела в России.
Приказом по ОГПУ (№ 528 от 17 декабря 1923 года) был создан орган, который в дальнейшем объединил водолазное дело в России, организовал централизованную подготовку водолазов и промышленное производство водолазного снаряжения и технических средств, обеспечивающих погружение человека под воду, получив определение — экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Первоначально ЭПРОН создавался для поиска затонувшего утром 27 ноября 1854 года на внешнем Балаклавском рейде «Принца». А, став централизующей организацией водолазного дела в Отечестве, уже за десять лет существования поднял 110 кораблей и судов. 76 из них были восстановлены. В 1923 году по проекту эпроновца Е. Г. Даниленко на одном из московских заводов изготовлена глубоководная камера, рассчитанная на глубину погружения до 72 метров. Оснащенная системой жизнеобеспечения, телефоном, электрическим освещением, иллюминаторами, выдвигающимися манипуляторами камера оказалась надежной в работе. А в 1927 году инженер ЭПРОНа A. З. Каплановский спроектировал глубоководную наблюдательную камеру, удовлетворяющую даже современные требования. Не
значительно измененные образцы этой камеры применяются до на
стоящего времени. В 1931 году создается научно — технический совет ЭПРОНа. В него вошли академики А. Н. Крылов, Л. А. Орбели, Ю. А. Шиман-ский и Е. М. Крепе, профессор B. Г. Власов, крупнейшие конструкторы судостроительной промышленности, ведущие специалисты ЭПРОНа. С 1932 года совет возглавлял начальник экспедиции Ф. И. Крылов. Первым начальником ЭПРОНа был Л. Н. Захаров.
С 1933 года издается «Сборник ЭПРОНа». В нем освещались материалы совета, практическая работа Экспедиции, печатались труды в области теории судоподъема, публиковались исследования по водолазному делу и спецфизиологии.
В 30-е годы достигнуты значительные успехи в изучении проблем физиологии водолазного труда. Разработаны таблицы режимов декомпрессии и рекомпрессии. Группу врачей-физиологов воз-глаадял академик Л. А. Орбели, привлекая специалистов ЭПРОНа. Благодаря достижениям врачей-физиологов в 1932 году в снаряжении с использованием сжатого воздуха спустился на рекордную глубину 100 метров водолаз А. Д. Разуваев. Декомпрессия проводилась по таблицам, разработанным Л. А. Белецким, К. А. Павловским.
Всемирно известны работы ЭПРОНа, проведенные в 1933 году по спасению ледокола «Малыгин» у берегов Шпицбергена, подъем с глубины 25 метров ледокола «Садко», а с глубины 84 метров — подводной лодки «Девятка». К судоподъемным работам с «Девяткой» был привлечен спасатель «Коммуна» — судно-катамаран, построенное специально для подъема затонувших подводных лодок.
В 1935 году создается Постоянная комиссия для решения физиологических проблем, связанных с глубоководными погружениями и подводным плаванием во главе с академиком Л. А. Орбели. С 1935 по 1939 годы ведутся активные исследования возможностей человека при погружении на глубину в обычном снаряжении на сжатом воздухе. Выдающихся результатов достигает один из группы испытателей водолазов-глубоководников В. М. Медведев. В 1937 году он погрузился на рекордную глубину — 150 метров и вынес пробу грунта.
Водолазы-испытатели В. Соколов, Н. Солнцев, Б. Иванов, Л. Кобзарь и И. Выскребенцев также спускались на глубины, близкие к рекордной. Этими погружениями было окончательно установлено, что сжатый воздух непригоден для работы на глубине свыше 100 метров. В экспериментах личное участие принимал академик Л. А. Орбели, что в немалой степени определило успех.
С 1939 года комиссия Л.А. Орбели занималась отработкой применения гелиокислородных дыхательных смесей на водолазных спусках. Война приостановила эти работы. В 1939-1940 годах осуществлены погружения с применением гелиокислородной смеси на глубину 200 метров. Использовалась сухая рекомпрессионная. а затем гидрорекомпрессионная камера. Декомпрессия проводилась по вновь отработанным таблицам. С 1923 года до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли с глубины 450 кораблей и судов, оказали помощь 188 судам, терпевшим бедствие. К началу войны ЭПРОН обладал опытными кадрами и надежными техническими средствами. В его составе находилось более 3000 специалистов, в том числе 600 водолазов. 22 июня 1941 года ЭПРОН вошел в состав ВМФ, сохранив свое первоначальное название. С 1942 года Эпрон переименован в Аварийно-спасательную службу Военно-морского флота (АСС ВМФ). Военно-морской водолазный техникум стал именоваться Аварийно- спасательным учебным отрядом — АСУО ВМФ.
За годы войны спасатели флота оказали аварийную помощь 745 кораблям и судам, сняли с мели 840 и подняли из глубины 1920 кораблей и судов, проложили сотни километров подводных коммуникаций (трубопроводов и кабелей), восстановили и построили десятки гидротехнических сооружений, схематически проводили работы с взрывоопасными предметами — минами, торпедами, снарядами.
Можно много сказать о труде спасателей в годы войны. Однако спасенные и поднятые корабли и суда лучше всего говорят о подвиге русских спасателей в суровую годину. Автору не раз приходилось трудиться на аварийно-спасательных работах в Арктике, поднимать из пучины корабли и суда, обезвреживать взрывоопасные предметы. Этот труд пропитан соленым потом, связан с большим риском, профессиональными заболеваниями и травмами. Таковы у спасателя-подводника мирные дни, а в боевой обстановке — тяжкий труд и повседневный подвиг.
Приведу один пример работы водолазов в обычные мирные дни. Подъем судна начали в 1946 году. Это был немецкий лайнер «Берлин», затонувший в апреле 1945 года в Балтийском море в 8 милях от Свинемюнде (впоследствии лайнер был переименован в «Адмирал Нахимов»). Работы выполнили в кратчайший срок. В новогоднюю ночь 1947 года уже всплыла носовая часть лайнера. Шла подготовка к откачке воды из кормовых отсеков. В одном из отсеков обнаружили течь, заделать которую можно было только со стороны днища. Под корпус подвсплывшего лайнера спустился водолаз. Неожиданно под кормой раздался сильный взрыв, и лайнер снова лег на грунт, придавив водолаза. Спасатели, быстро приведя в готовность грунтосос, отмыли грунт и спасли товарища. Обследование показало, что взорвался фугас, заложенный немцами в качестве «сюрприза» для спасателей. Судно получило значительные повреждения, но было поднято 15 сентября 1947 года, а водолаз впоследствии стал инвалидом.
В ходе войны интенсивно велось строительство водолазных ботов, расширялся понтонный парк, оборудовались суда для проведения спасательных работ. Если в 1941 году ЭПРОН располагал 28 спасательными судами, плавбазами и буксирами, 54 водолазными ботами, то уже к 1943 году, несмотря на потери, в АСС насчитывалось 34 судна и 84 водолазных бота.
За десять послевоенных лет возросла и интенсивность судоподъемных работ. С 1941 по 1955 год было поднято 3916 кораблей и судов общим водоизмещением 2720 тысяч тонн — титанический труд водолазов, всех специалистов АСС. Выполненные уникальные работы невозможно перечислить. Благодаря этим работам очистились акватории портов и фарватеров.
В годы войны не останавливались теоретические и исследовательские работы по водолазному делу, издавалась специальная литература. Удивительно, но факт — именно в годы войны была написана лучшая книга по аварийно-спасательному делу — «Справочная книга по аварийно-спасательному судоподъемному и водолазному делу». Книга вышла в 1945 году в трех томах, под общей редакцией вице-адмирала А. А. Фролова, и стала руководством для спасателей. В послевоенные годы продолжалось активное освоение морских глубин русскими водолазами. В 1949 году были проведены погружения водолазов на глубины до 200 метров. Водолазы Иванов, Вокребенцев, Кийко впервые в мире опустились на 200 метров и стали двухсотметровыми первопроходцами.
В последующие годы было разработано, подготовлено и испытано в естественных условиях глубоководное, гелиокислородное снаряжение (ГКС) инжектор но-регенеративного типа, а вслед за тем и спуско-подъемный палубный комплекс. С созданием такого комплекса глубоководные спуски приобрели практическое значение.
В 1956 году водолазы — глубоководники Курочкин, Ковалевский, Шалаев и другие произвели экспериментальные спуски на глубину 300 метров. Лишь спустя 6 лет, осенью 1962 года совершил спуск на эту глубину швейцарец Келлер. При этом погружении трагически погибли два подводни ка — англичанин Смол и один из обеспечивающих водолазов.
Но вернемся немного назад, в Севастополь, к трагической и для спасательной службы ВМФ дате.
«29 октября 1955 года в 01 час 30 минут 48,5 секунд в Севастопольской бухте произошел взрыв под флагманским кораблем Черноморского флота - линкором «Новороссийск». Через 2 часа 45 минут корабль опрокинулся и затонул. Погибло 609 и ранено 139 моряков. Около двухсот моряков из аварийных партий, машинных котлов и турбин, электрики и трюмные машинисты вместе со своими офицерами до конца боролись за спасение корабля и героически погибли вместе с ним.
В лучших традициях Военно-морского флота России!
На юте линкора в строю стояло около 900 человек, не занятых борьбой за живучесть корабля, но ни один из них до последней минуты не прыгнул за борт. Около 300 моряков накрыл опрокидывающийся корабль. Катастрофа, происшедшая с боевым кораблем в закрытой бухте в окружении многих кораблей эскадры в мирное время, остается крупнейшей с начала столетия до наших дней. Корабль погиб, хотя на его борту находилось 7 адмиралов во главе с командующим флотом вице-адмиралом Пархоменко и 28 старших офицеров...». Оставляю на Ваш суд, уважаемый читатель, бездарность и бездушие адмиралов...
В 1956 году в Аварийно-спасательной службе ВМФ произошло значительное событие. Подъем затонувших судов был передан Министерству морского флота, которое организовало на морских бассейнах отряды аварийно- спасательных и полводно-технических работ (АСПТР). АСС ВМФ передало им часть своих судов, понтонов и подводной техники. В год достижения нашими водолазами-глубоководниками выдающихся глубин (1956г.) при Центральном морском клубе ДОСААФ была организована первая в стране секция подводного спорта. А 1957 год стал годом бурного развития подводного спорта в России. В морских клубах ДОСААФ создаются секции подводного спорта. Начиная с международных соревнований по подводному спорту, проходивших в Крыму летом 1961 года, на которых одержал убедительную победу москвич Владимир Меншиков, наши спортсмены - подводники всегда становились чемпионами и призерами на чемпионатах европейского и мирового уровня. Разработан и запущен в серийное производство первый отечественный акваланг «Подводник-Ы (АВМ-1) конструкции инженеров А. Солдатенкова и Ю. Китаева. Вошло в строй одно из лучших на-] учно-исследовательских океанографических судов — «Михаил Ломоносов». По решению правительства боевая подводная лодка была переоборудована в научное подводное судно — первый опыт использования боевого подводного корабля в мирных целях. Подводная лодка «Северянка» стала подводной океанографической лабораторией. В это же время Россия активно создает и вводит в строй ВМФ атомные подводные лодки. Наряду с ними вступали в строй и новые спасательные суда с глубоководными палубными комплексами, оборудованные спуско-подъемными устройствами кормового и бортового расположения не только с водолазными колоколами, но и со спасательными.
Спасательные суда оснащались глубоководным гелио-кислород-ным снаряжением ГКС-ЗМ. Первое из спасательных судов с современным палубным комплексом появилось на Северном Флоте. Называлось оно «Хибины». Водолазы могли с него погружаться на глубины до 300 метров. В последующие годы в строй аварийно-спасательной службы ВМФ вступают суда нового поколения. Такие, как «СС-21», «СС-47», «СС-87», спасательно-судоподъемное судно «Карпаты» и другие. Спасательные суда оснащаются глубоководным снаряжением нового поколения — СВГ-200 и СВГ-300 (снаряжение водолазное глубоководное для работы на глубинах в 200 и 300 метров).
С 1963 по 1968 год издается «Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ» в четырех частях (четыре тома) под обшей редакцией контр — адмирала Н. П. Чикера.
А в 1963 году выходят «Единые правила охраны труда на водолазных работах». Это первые правила для гражданских водолазов после создания в 1956 году в Министерстве морского флота экспедиционных отрядов АСПТР.
Фактически экспедиционные отряды обрели рабочую силу в шестидесятых годах и до конца восьмидесятых провели немало аварийно-спасательных работ. Параллельно с АСПТР работали Плавстройотряды по строительству гидротехнических сооружений, отряды Подводречстроя, которые больше специализировались на подводно-технических работах. В период шестидесятых годов создается многопрофильная водолазная служба и в Министерстве рыбного хозяйства.
В 60-х годах в нашей стране начались исследования по длительному пребыванию человека под водой. Возникли три программы подводных исследований с применением подводных лабораторий: «Садко», «Ихтиандр» и «Черномор». Основная цель программы «Садко — биоакустические и гидрофизические исследования. Лаборатория «Садко» была погружена под воду в районе Сухуми. Это погружение — первое в программе подводных исследований «Садко», организованной сотрудниками Ленинградского гидрометеорологического института. Осуществлено оно летом 1966 года на глубину 12,5 метров. В 1967 году лаборатория «Сад-ко-2» была установлена на глубине 25 метров. В 1969 году подводники лаборатории «Садко - - 3» работали также на глубине 25 метров, но в более длительном режиме, чем их предшественники.
Одновременно с началом работ в районе Сухуми, на черноморском побережье Крыма, у берегов мыса Тарханкут на глубине 10-ти метров около 4-х суток прожили два человека в подводной лаборатории «Ихтиандр». Эти исследования в 1966 году проводила группа спортсменов-подводников города Донецка. Программа «Ихтиандр» успешно развивалась и в 1967-1968 годах.
В 1967 году Институтом океанологии им. П. П. Ширшова АН СССР организована программа «Черномор». Подводная лаборатория «Черномор» была первой в мире, предназначенной для проведения собственно океанологических исследований. Океанологи — организаторы программы исследований — сконцентрировали свое внимание на гидрооптических измерениях и изучении особенностей литодинамики песчаных грунтов. Именно эти два направления и стали традиционными для программы «Черномор». Цель гидрооптических исследований — создание статистической модели распространения естественного светового поля под водой на глубинах до 30 -35 метров. Литодина-мическая программа имела целью определить границы и степень активности процессов на песчаных грунтах на этих же глубинах. В сезонах 1968-72 годах лаборатория погружалась на грунт в районе Голубой бухты близ Новороссийска, на расстоянии 1,5 км от берега.
Со дня ввода подводной лаборатории в эксплуатацию в 1968 году и до завершения программы в 1974 году на борту «Черномора» отработало 12 научных экипажей. В их составе побывало более 40 океанологов, в обшей сложности они провели на глубинах от 10 до 31 метров более 760 дней.
В 60-70 -х годах в ВМФ России разрабатывается и испытывается система «Поиск» с автономными аппаратами, с рабочей глубиной погружения до 6000 метров. Одно из судов-носителей глубоководной системы «Поиск» (группы аппаратов минилодок с различными глубинами погружений, предельная — 6000 метров) носит название «Эльбрус». Задачи, стоящие перед системой «Поиск» — аварийно-спасательные и подводно-технические работы.
Наряду с классическими водолазными работами во второй половине нашего столетия в России стали проводиться интересные археологические работы В 1958 году на Чудском озере работала экспедиция Ленинградского отделения АН СССР. На дне озера обнаружены остатки укрепленного вала, сохранившегося с 1242 года, с победы русских войск во главе с Александром Невским над немецкими крестоносцами.
Особо значительные работы провели археологи — подводники в 60-70-х годах в разных регионах России. В 1971-72 годах на Черном море у берегов Абхазии, в районе Пицунды, геологами-водолазами отработано более трехсот маршрутов до глубин 40, 50 и 70 метров. Фактически это послужило систематическим режимным геологическим подводным наблюдением с установкой и отработкой реперных сетей у кавказского и крымского побережий, а отсюда и созданию водолазной службы в Министерстве геологии, Автору пришлось быть организатором и непосредственным участником этих подводных геологических работ. Поэтому ему понятно прикладное значение их в народном хозяйстве — от необходимых рекомендаций гидростроителям до предупреждения стихийных бедствий.
Остается сожалеть, что отлаженная служба геологов-подводников, можно сказать, перестала существовать в начале 90-х годов и, как и вся водолазная служба России, пришла к унизительному для морской державы упадку в этом последнем десятилетии двадцатого века.
В начале 70 -х годов водолазное дело получило развитие в нефтяной и газовой отраслях. Россия приступала к промышленным разработкам морского шельфа.
Особо необходимо отметить историческое значение подводных киносъемок, так как они способствуют миллионам людей через экраны кинотеатров и телевизионных приемников познавать удивительный подводный мир. В ноябре !978 года при Ялтинской киностудии создана постоянно действующая водолазная квалификационная комиссия. С этого времени юридический статус обретает группа подводных киносъемок, которая со временем превратилась в базовое подразделение Госкино СССР по осуществлению киносъемок под водой. В период с 1978 по 1991 год снято 72 полнометражных художественных кинокартины с подводными сюжетами. Создана система подготовки кинематографистов -подводников. Подготовлена группа исполнителей трюков под водой. База подводных киносъемок, оснащенная современным отечественным и импортным водолазным снаряжением и оборудованием, плавсредствами и киносъемочной техникой, обеспечивала проведение под водой киносъемок любого объема, формата и сложности. Не имея аналогов в мировой практике, База стала центром подводных киносъемок не только для кинематографистов СССР. Ее услугами пользовались кинематографисты Франции, Германии, Америки и других стран. В 1988 году издаются «Правила по организации и проведению, подводных киносъемок. Требования безопасности», разработанные автором этих строк, который стоял у истоков создания базы, был руководителем и организатором подводных киносъемок. Автор отдает дань талантливым кинооператорам-подводникам, с которыми пришлось пройти творческим путем — А. Антипенко, Г. Зеленину, Ф. Лебедеву, О. Масарыгину, И. Недужко, А. Рыбину, А. Филатову.
1986 года 31 августа в 23 часа 12 минут под Новороссийском при столкновении с теплоходом «Петр Васев» пароход «Адмирал Нахимов» через 7 -8 минут затонул на глубине 47 метров. Погибли 423 человека. Наряду с гражданскими водолазами в сложных поисково-спасательных работах по извлечению погибших из отсеков затонувшего судна участвовали водолазы АСС Черноморского ВМФ. Спуски проводились со спасательных судов «СС — 21» и «СС — 47». При работе в отсеках судна погибли два молодых водолаза — Ю. Полищук и С. Шардаков. Кораблекрушение под Новороссийском, унесшее 425 человеческих жизней, стало еще одной трагической страницей водолазной службы.
Во второй половине 80-х годов совершили серию глубоководных погружений два автономных аппарата «Мир». Рабочая глубина погружения 6000 метров. Они использовались при обследовании затонувшей атомной подводной лодки «Комсомолец», показав хорошие результаты.
При помощи аппаратов «Мир» проведена уникальная подводная киносъемка затонувшего лайнера «Титаник» для кинокартины «Гибель «Титаника».
В конце девятнадцатого века мировым достижением явилось погружение русских водолазов на глубину в 25 сажен, а в конце двадцатого века русский водолазный специалист Анатолий Храмов провел 12 рабочих суток в отсеке барокомплекса при давлении в 50 атмосфер, равном глубине погружения 500 метров, работая в гидротанках. Режим декомпрессии при подъеме длился 23 суток.
Миру подобное еще неведомо!
Своим погружением на такую глубину Анатолий Храмов еще раз подтвердил — огромный потенциал заложен в русских водолазах.
Да, сегодня мы не имеем удобного современного водолазного снаряжения, но имеем профессиональную школу и опыт. В этом нас убеждает насыщенная история русского водолазания.
Есть талантливые носители профессиональных водолазных идей.
С подъемом России появится и надежное снаряжение.
Завершая материал об истории освоения морских глубин, могу убежденно сказать, что будущее человечества — Океан. Здесь не нужно быть ни оракулом, ни пророком.
Особая, своя выдающаяся роль в будущем принадлежит России, восставшей из руин. У России суровая, но яркая судьба — при ее движении по вертикали. Нынешний период упадка — дорога через тернии к мощному подъему. Подобное случается у живого активного организма. Необходимо осознать — Случаю не одолеть Судьбу. И в этом вера моя непоколебима!