Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
В. Афонченко. Тайна Кригсмарине. Печать

Октопус № 4/2002

         Долгое время диверсии во вра­жеских портах была непопулярна в германском   флоте.   Командование фигсмарине предпочитало традиционные виды вооружений и методы ведения войны на море и спохватилось только на пятом году войны, по­сле серии удачных диверсий,    про­веденных    союзниками -итальянцами и противника­ми-англичана­ми.   Особенно сильное впечатление произвела на нем­цев диверсия  против линкора «Тирпиц»,   поврежденного   английски­ми морскими диверсантами и на несколько месяцев вы­шедшего из строя.

       О подводных диверсан­тах фашистской Германии известно в основном из кни­ги Кайуса Беккера «Немец­кие морские диверсанты», изданной у нас в пятидеся­тые годы и давно ставшей библиографической редкос­тью. Недостатком этой книги является очень бедный ил­люстративный материал. Ретушированные фотографии низкого качества, совершенно не годны для восприятия. Между тем, интерес к немецким диверсантам велик не только среди подводников, но и среди людей, интересующихся историей 2-й мировой войны и  специальных методов ее ведения.

И вот однажды, во время командировки   в  Санкт-Петербург судьба свела меня с Юрием Ивановичем Ивановым, одним из авторов книги «Спецназ» (не путать с «Подводным спецназом»).  Кроме бесценных сведений особого назначения, Юрий Иванов, всю жизнь прослуживший   в  военной разведке и участвовавший в испытаниях советских сверхмалых подводных лодок, пре­доставил в мое распоряжение фотоматери­алы о немецких миджетах (сверхмалых под­водных лодках).

   Эти материалы были «захвачены» наши­ми войсками в качестве трофея и переданы в советскую военно-морскую разведку для изучения опыта и создания подобных штур­мовых средств.

Отдельные офицеры Кригсмарине (в основном молодежь) выходили с идеей создания специальных отрядов боевых пловцов и малых штурмовых средств на командование флота начиная с 20-х го­дов. Все эти идеи не находили под­держки. Флот свято чтил традиционные классических вооружений и ме­тода ведения войны.   Только   к концу войны, когда обычные подводные лодки стали засекаться радарами при вы­ходе с базы и уничтожаться авиацией, тя­желые корабли стояли запертые в гава­нях, и главным образом благодаря уси­ленным действиям подобных подразделе­ний, созданных во флотах союзников и противников, германское командование, наконец, дало добро на производство уп­равляемых торпед и миджетов — сверхма­лых подводных лодок, способных прони­кать в базы противника и торпедировать его корабли. Надо отдать должное нем­цам. Они быстро наверстали упущенное. Они разработали, создали и испытали первые образцы такого оружия буквально за несколько недель, хотя на 5-м году войны изготовление принципиально ново­го вида штурмовых средств было делом чрезвычайно непростым.     Гроссе-адмирал Дениц, с опозданием ус­воив новую для немцев идею, дал ей зеленую улицу. Широко изве­стно его высказывание: «Чтобы построить лин­кор, нам нужно четыре года.   А   производство десятка одноместных торпед— всего четыре дня». Но, поддержав идею, брать доброволь­цев-подводников с действующих лодок кате­горически запретил. Возможность примене­ния первой управляемой торпеды «Негер» сразу определилась ее тактико-технически­ми данными, конструктивными особенностя­ми. «Негер" состоял из двух торпед, распо­ложенных одна над другой. Нижняя часть — обычная боевая торпеда G7 Е с электропри­водом, стоящая на вооружении германского флота. Верхняя часть — такая же торпеда, в которой вместо заряда ВВ находилась каби­на водителя. Скорость этого тандема не пре­вышала 4 узлов, поэтому применять это средство предстояло против неподвижных судов в порту или на рейде и в штилевую по­году, причем только ночью, так как плекси­гласовый колпак «Негер» виден был далеко.

        Применять "Негер" немцы собирались в основном против флота вторжения. Добро­вольцев набрали довольно легко. Очень мно­го германских парней мечтали овладеть ору­жием, с помощью которого надеялись пере­ломить ход войны. Система очистки воздуха была несовершенной. Предполагают, что большая часть пилотов «Негера» погибла в результате несчастных случаев (отравление СО, шторм, несрабатывание замка нижней торпеды, когда боевая торпеда тащила с собой верхнюю). Это было настоящим оружием смертников. После ряда неудач в примене­нии, гроссе-адмирал Дениц пытался ограни­чить применение «Негеров», но Гитлер, меч­тавший о потоплении нескольких линкоров в устье Сены, требовал новых самоубийствен­ных выходов на операции. И операции про­должались, несмотря на потери.

В марте 1944 года на вооружение гер­манских ВМС поступила одноместная сверхмалая подводная лодка «Бибер», Это было еще одно оружие самоубийц. Автономный двигатель Оппель-блиц грозил пи­лоту отравлением СО. Вооружен «Бибер» был двумя торпедами G7 Е или минами. Как показал опыт, в роли минного заградители он оказался куда более полезным, чем в ка­честве штурмового средства. Несмотря на хорошую маневренность, глубину «Бибер» удерживал с трудом. Союзники начисто от­рицают урон, причиненный «Биберами», хо­тя немцы утверждают, что однажды им уда­лось утопить транспорт типа «Либерти».

        «Бибер" оказался самым плохим миджетом 2-й Мировой войны. Его постоянно преследова­ли неудачи. Однажды погибла целая флоти­лия. Случайно выпущенная одним из меха­ников торпеда попала в ворота шлюза, а в самом конце войны при аналогичных обстоятельствах погибла еще одна флотилия. На этот раз вместе с водителями.

Для применения миджетов разработана была систе­ма спуска на воду. Команда саперов оборудовала на по­бережье рельсовую дорогу, по которой штурмовые сред­ства уходили на глубину и возвращались на базу.

Одним их самых авантюрных планов, свя­занных с «Биберами», была атака на линкор –«Архангельск» и корабли союзников в Коль­ском заливе. Для этого «Биберы» крепили на океанские подводные лодки. Лодки должны были спустить миджеты у входа в Кольский залив и лечь на грунт, дожидаясь их возвра­щения, снять пилотов и затопить миджеты. «Биберы», пройдя 40 миль, атаковать кораб­ли на рейде Мурманска. Время проведения операции — 5 января 1944 года давало шанс на успех. В это время в Мурманске полярная ночь. При тренировках в норвежских фьордах все было в порядке. Но вибрация от дизелей лодки-носителя во время длительного пере­хода вызвала течь в бензопроводах всех ми-джетов. Операцию отменили.

    Еще более авантюрный план — доставка «Биберов» на летающей лодке в район Су­эцкого канала с целью торпедировать ка­кое-нибудь судно, которое, опустившись на дно, заблокировало бы канал.

Чуть лучше «Биберов» показали себя сверхмалые подводные лодки «Мольх» (Са­ламандра). На них стоял электромотор, что исключало возможность отравления пило­та и позволяло погружаться на глубину до 24 метров. Как и «Бибер»,  «Мольх» вооружен был   двумя   торпедами.   Сверхмалая подводная лодка  «Хехт» (Щука) так и не посту­пила   на   вооружение Кригсмарине.  «Хехт» была  очень  похожа на «Мольх» и являлась одной из ее модифи­каций. Разным было вооружение. Одна тор­педа вместо двух, отделяемый заряд ВВ, от­сек на трех боевых пловцов с надувной лод­кой, которые должны были совершать ди­версии в портах. Применение этих миджетов ограничилось учебными целями.

     В конце войны Гитлер отдал приказ наби­рать добровольцев-смертников. По воспоми­наниям очевидцев, на него большое впечат­ление произвел японский фильм о камикад­зе. Фюрер сам чувствовал себя пилотом-смертником за штурвалом государства, ото­рвавшегося   от  взлетной   полосы   истории.

    Жизни солдат потеряли для него всякую сущность, К счастью, с этой инициативой немцы опоздали. Война кончилась. В этой войне мы были врагами. Для нас Гитлеровская Гермния — олицетворение Вселенского Зла. Но для немецких парней, одурманенных нацистской пропагандой, — эта страна была милым Фатерляндом, за который они отдавали свою жизнь, свято веря, что защищают его от коммунистических орд и надменных англо-американских захватчиков. Переломить ход войны с помощью новых видов оружия и твердого духа людей, управляющих этим оружием немцам не удалось. Слава Богу!

     
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов