Октопус № 4/2002
Долгое время диверсии во вражеских портах была непопулярна в германском флоте. Командование фигсмарине предпочитало традиционные виды вооружений и методы ведения войны на море и спохватилось только на пятом году войны, после серии удачных диверсий, проведенных союзниками -итальянцами и противниками-англичанами. Особенно сильное впечатление произвела на немцев диверсия против линкора «Тирпиц», поврежденного английскими морскими диверсантами и на несколько месяцев вышедшего из строя.
О подводных диверсантах фашистской Германии известно в основном из книги Кайуса Беккера «Немецкие морские диверсанты», изданной у нас в пятидесятые годы и давно ставшей библиографической редкостью. Недостатком этой книги является очень бедный иллюстративный материал. Ретушированные фотографии низкого качества, совершенно не годны для восприятия. Между тем, интерес к немецким диверсантам велик не только среди подводников, но и среди людей, интересующихся историей 2-й мировой войны и специальных методов ее ведения.
И вот однажды, во время командировки в Санкт-Петербург судьба свела меня с Юрием Ивановичем Ивановым, одним из авторов книги «Спецназ» (не путать с «Подводным спецназом»). Кроме бесценных сведений особого назначения, Юрий Иванов, всю жизнь прослуживший в военной разведке и участвовавший в испытаниях советских сверхмалых подводных лодок, предоставил в мое распоряжение фотоматериалы о немецких миджетах (сверхмалых подводных лодках).
Эти материалы были «захвачены» нашими войсками в качестве трофея и переданы в советскую военно-морскую разведку для изучения опыта и создания подобных штурмовых средств.
Отдельные офицеры Кригсмарине (в основном молодежь) выходили с идеей создания специальных отрядов боевых пловцов и малых штурмовых средств на командование флота начиная с 20-х годов. Все эти идеи не находили поддержки. Флот свято чтил традиционные классических вооружений и метода ведения войны. Только к концу войны, когда обычные подводные лодки стали засекаться радарами при выходе с базы и уничтожаться авиацией, тяжелые корабли стояли запертые в гаванях, и главным образом благодаря усиленным действиям подобных подразделений, созданных во флотах союзников и противников, германское командование, наконец, дало добро на производство управляемых торпед и миджетов — сверхмалых подводных лодок, способных проникать в базы противника и торпедировать его корабли. Надо отдать должное немцам. Они быстро наверстали упущенное. Они разработали, создали и испытали первые образцы такого оружия буквально за несколько недель, хотя на 5-м году войны изготовление принципиально нового вида штурмовых средств было делом чрезвычайно непростым. Гроссе-адмирал Дениц, с опозданием усвоив новую для немцев идею, дал ей зеленую улицу. Широко известно его высказывание: «Чтобы построить линкор, нам нужно четыре года. А производство десятка одноместных торпед— всего четыре дня». Но, поддержав идею, брать добровольцев-подводников с действующих лодок категорически запретил. Возможность применения первой управляемой торпеды «Негер» сразу определилась ее тактико-техническими данными, конструктивными особенностями. «Негер" состоял из двух торпед, расположенных одна над другой. Нижняя часть — обычная боевая торпеда G7 Е с электроприводом, стоящая на вооружении германского флота. Верхняя часть — такая же торпеда, в которой вместо заряда ВВ находилась кабина водителя. Скорость этого тандема не превышала 4 узлов, поэтому применять это средство предстояло против неподвижных судов в порту или на рейде и в штилевую погоду, причем только ночью, так как плексигласовый колпак «Негер» виден был далеко.
Применять "Негер" немцы собирались в основном против флота вторжения. Добровольцев набрали довольно легко. Очень много германских парней мечтали овладеть оружием, с помощью которого надеялись переломить ход войны. Система очистки воздуха была несовершенной. Предполагают, что большая часть пилотов «Негера» погибла в результате несчастных случаев (отравление СО, шторм, несрабатывание замка нижней торпеды, когда боевая торпеда тащила с собой верхнюю). Это было настоящим оружием смертников. После ряда неудач в применении, гроссе-адмирал Дениц пытался ограничить применение «Негеров», но Гитлер, мечтавший о потоплении нескольких линкоров в устье Сены, требовал новых самоубийственных выходов на операции. И операции продолжались, несмотря на потери.
В марте 1944 года на вооружение германских ВМС поступила одноместная сверхмалая подводная лодка «Бибер», Это было еще одно оружие самоубийц. Автономный двигатель Оппель-блиц грозил пилоту отравлением СО. Вооружен «Бибер» был двумя торпедами G7 Е или минами. Как показал опыт, в роли минного заградители он оказался куда более полезным, чем в качестве штурмового средства. Несмотря на хорошую маневренность, глубину «Бибер» удерживал с трудом. Союзники начисто отрицают урон, причиненный «Биберами», хотя немцы утверждают, что однажды им удалось утопить транспорт типа «Либерти».
«Бибер" оказался самым плохим миджетом 2-й Мировой войны. Его постоянно преследовали неудачи. Однажды погибла целая флотилия. Случайно выпущенная одним из механиков торпеда попала в ворота шлюза, а в самом конце войны при аналогичных обстоятельствах погибла еще одна флотилия. На этот раз вместе с водителями.
Для применения миджетов разработана была система спуска на воду. Команда саперов оборудовала на побережье рельсовую дорогу, по которой штурмовые средства уходили на глубину и возвращались на базу.
Одним их самых авантюрных планов, связанных с «Биберами», была атака на линкор –«Архангельск» и корабли союзников в Кольском заливе. Для этого «Биберы» крепили на океанские подводные лодки. Лодки должны были спустить миджеты у входа в Кольский залив и лечь на грунт, дожидаясь их возвращения, снять пилотов и затопить миджеты. «Биберы», пройдя 40 миль, атаковать корабли на рейде Мурманска. Время проведения операции — 5 января 1944 года давало шанс на успех. В это время в Мурманске полярная ночь. При тренировках в норвежских фьордах все было в порядке. Но вибрация от дизелей лодки-носителя во время длительного перехода вызвала течь в бензопроводах всех ми-джетов. Операцию отменили.
Еще более авантюрный план — доставка «Биберов» на летающей лодке в район Суэцкого канала с целью торпедировать какое-нибудь судно, которое, опустившись на дно, заблокировало бы канал.
Чуть лучше «Биберов» показали себя сверхмалые подводные лодки «Мольх» (Саламандра). На них стоял электромотор, что исключало возможность отравления пилота и позволяло погружаться на глубину до 24 метров. Как и «Бибер», «Мольх» вооружен был двумя торпедами. Сверхмалая подводная лодка «Хехт» (Щука) так и не поступила на вооружение Кригсмарине. «Хехт» была очень похожа на «Мольх» и являлась одной из ее модификаций. Разным было вооружение. Одна торпеда вместо двух, отделяемый заряд ВВ, отсек на трех боевых пловцов с надувной лодкой, которые должны были совершать диверсии в портах. Применение этих миджетов ограничилось учебными целями.
В конце войны Гитлер отдал приказ набирать добровольцев-смертников. По воспоминаниям очевидцев, на него большое впечатление произвел японский фильм о камикадзе. Фюрер сам чувствовал себя пилотом-смертником за штурвалом государства, оторвавшегося от взлетной полосы истории.
Жизни солдат потеряли для него всякую сущность, К счастью, с этой инициативой немцы опоздали. Война кончилась. В этой войне мы были врагами. Для нас Гитлеровская Гермния — олицетворение Вселенского Зла. Но для немецких парней, одурманенных нацистской пропагандой, — эта страна была милым Фатерляндом, за который они отдавали свою жизнь, свято веря, что защищают его от коммунистических орд и надменных англо-американских захватчиков. Переломить ход войны с помощью новых видов оружия и твердого духа людей, управляющих этим оружием немцам не удалось. Слава Богу!
|