Нептун № 5/2001
Возможно, есть те, кому материалы из истории российской водолазной школы, покажутся скучными и нелюбопытными. Уж больно далеки они от теперешней "дайверской" жизни. Однако мы, представители еще той советской подводной школы, с грустью наблюдаем, как подчас в современных и претендующих на объективность книгах и цветных журналах мировыми рекордсменами обычно называют ныряльщиков носящих достойные, но, отнюдь не отечественные имена.
Еще не так давно картина мира стараниями наших идеологов в штатском была вывернута наизнанку. И мы мало что знали о зарубежных достижениях, в том числе и в водолазном деле. Маятник истории качнулся, и мы вдруг (а вдруг ли?!!) забыли (а, может, и не знали?!!) своих рекордсменов. Забыли, что практически все рекордные - естественно, для своего времени - погружения были выполнены именно российскими водолазами,
Нет, не господин Келлер с доктором Бюльманом первыми преодолели 300-метровую глубину. Сделали это за 6 лет до них товарищи Буленков, Коваль, Выскребенцев и Иванов с докторами Смолиным и Кривошеенко и водолазами Шалаевым, Ковалевским и Курочкисом... Еще показательней рекордные спуски на сжатом воздухе. Заочно соревновались лучшие подводники мира: Фредрик Дюма - 93 метра. Брет Гилльям - 137 метров. А Ден Меньон, достигший семь лет назад отметки в 154 метров, пришел в сознание только на глубине 50 метров. Да, эти рекорды зарегистрированы. А наши никто не регистрировал. Ни к чему это было в то время - задачи ставились другие! Поэтому и немногие знают, что обаятельный молодой парень, водолаз Владимир Михайлович Медведев, в 1938 (!) году достиг глубины 157 метров в вентилируемом снаряжении, и выполнил порученную ему работу. Чувствуете разницу...
Октябрьский переворот 1917 года и начавшаяся гражданская война не обошли стороной и Кронштадтскую школу водолазов. Во второй половине 1918 года в связи с тяжелой обстановкой в Кронштадте школа была перебазирована в Петроград, а затем - в Саратов. Однако разгул бандитизма и здесь не позволил проводить обучение водолазов. Школа переехала в Казань, затем в Вольск. А затем -снова в Кронштадт. За время гражданской войны было подготовлено всего 225 водолазов, а потребность в них была значительно большей. Тысячи затопленных кораблей, судов и единиц военной техники мешали судоходству, а также представляли значительную ценность для молодой Советской республики.
Первый декрет новой власти, касающийся водолазного дела, провозглашал национализацию водолазного имущества и всех предприятий, изготавливающих его. Благодаря декрету к концу 1921 года было собрано около 15 комплектов водолазного снаряжения и оборудования и несколько водолазных ботов. Используя эту технику, водолазам удалось поднять несколько небольших судов, а также восстановить основные причалы в Севастополе, Одессе и Новороссийске. Окруженная со всех сторон молодая Россия начала восстанавливать свои южные ворота на Черном море. Здесь, в Балаклаве, базировался знаменитый ЭПРОН (Экспедиция подводных работ специального назначения), созданный для подъема "Черного Принца". Сюда же, совсем рядом с ЭПРОНОМ, в Севастополь, была вскоре перебазирована и Кронштадская водолазная школа. Последним аргументом для переезда стало то, что водолазный полигон школы отошел к Финляндии. Однако отсутствие водолазного снаряжения, подводной техники и оборудования, что было утрачено при многочисленных переездах, а также нехватка преподавателей и инструкторов - все это вынудило объединить школу с курсами водолазов ЭПРОНА. Здесь, в Балаклаве, школа обрела свой новый постоянный дом и вторую молодость. Все это случилось благодаря новому начальнику школы - одному из самых опытных водолазных специалистов России - Феоктисту Андреевичу Шпаковичу. Именно Шпакович возглавил группу водолазов при подъеме английской подводной лодки Л-55. Он предложил новый способ заводки стропов, и лодка была успешно поднята с глубины 32 метра. Свыше тринадцать лет Ф. А. Шпакович возглавлял школу водолазов, он же создавал на базе школы водолазный техникум. Но неутомимый "дед Черномор'' - как за глаза называли Шпакевича обожающие его водолазы - не только был организатором. Он участвовал и руководил наиболее сложными и ответственными водолазными работами, в том числе и экспериментальными спусками. Более 10000 часов проработал он под водой. Двадцать пять кораблей было поднято при непосредственном участии Ф.А. Шпаковича. Начальный курс подготовки водолазов был рассчитан на один год. Кроме серьезных общеобразовательных предметов курсанты изучали морскую практику, технику судоподъема, гидротехнику, водолазное дело, физиологию, минно-подрывное дело, подводную связь. Теоретическая подготовка проходила в хорошо оборудованных кабинетах и классах. Практическое мастерство оттачивалось на затонувшем близ Балаклавы транспорте "Борис". На транспорте был отработан новый способ подъема судов: "Борис" лежал на скальном грунте, и промыть под ним туннели для остропки было невозможно. Тогда к корпусу судна были приварены проушены, к которым и прицепили судоподъемные понтоны. А в школе ввели новый предмет: подводную газовую резку и электросварку.
В тридцатые годы водолазный техникум в Балаклаве готовил практически всех специалистов водолазного дела. Выпускники школы участвовали в успешных спасательных работах на ледоколах ''Малыгин" и "А.Сибиряков". Международную известность получили работы по подъему ледокола "Садко" и подводной лодки "Девятка" с глубины 84 метра. Лучшие выпускники школы конструировали и испытывали новые образцы снаряжения, новые режимы декомпрессии, различные дыхательные смеси. Под руководством Ф. А. Шпаковича и главного врача ЭПРОНА К.А. Павловского в 1938 году были осуществлены спуски на фантастическую по тем временам глубину - 157 метров. И это в вентилируемом снаряжении, на сжатом воздухе! Причем одному из водолазов В.М. Медведеву удалось выполнить на этой глубине задание и доложить об этом на поверхность. Спустя год водолазы Б.Е. Соколов, Н.Н. Солнцев, Б.А. Иванов, А.Ф. Кобзарь и И.И. Выскребенцев осуществляли экспериментальные спуски на гелиокислородной смеси на 150 метров. Эти же водолазы участвовали в разработке и внедрении первого отечественного дыхательного аппарата с замкнутым циклом "Э-1", который изготавливался мелкими партиями в мастерских ЭПРОНа.
Война прервала учебную и экспериментальную работы школы водолазов. Бомбы все чаще ложились в акватории Балаклавы. Выпускники и преподавательский состав школы активно подключились к поиску, рассекречиванию и подъему новейших магнитных мин, которые в огромном количестве разбрасывали фашисты близ портов, на фарватерах и в устьях рек.
В ноябре 1941 года водолазная школа перебазировалась в Астрахань. Однако и в Астрахани обстановка не позволила нормально готовить специалистов для флота. И уже в 1942 году было решено перевезти школу на Байкал, в поселок Слюдянка. Здесь, вдали от фронта, были построены казармы, эстакада для спусков курсантов под воду, классы и мастерские. До конца войны на Байкале обучали водолазов, испытывали новое отечественное водолазное снаряжение. Опробовали и трофейный "Дрегер".
В 1944 году школа водолазов возвратилась в Балаклаву, где силами личного состава была восстановлена учебная база. Разрушенной войной стране нужны были сотни водолазов для подъема затонувших судов и техники, восстановления причалов и мостов. И школа активно включилась в подготовку столь необходимых специалистов. Практические работы выполнялись на реальном подъеме затонувших судов. Под руководством аса судоподъема, будущего контр-адмирала и начальника Аварийно-спасательной службы ВМФ Николая Петровича Чикера осуществили подъем крупнейших лайнеров: "Берлин", "Ханза", "Гамбург"... Всего же во время войны и в послевоенные годы было поднято 3916 кораблей и судов. Не были забыты и экспериментальные работы. Так, в 1946 году уже знакомые нам водолазы Выскребенцев, Кийко и Иванов с судна-спасателя "Алтай" отработали спуски под воду на глубину 200 метров. Десять лет спустя, используя скафандр ГКС-Зм, водолазы B.C. Шалаев, А.А. Ковалевский и Д.Д. Лимбенс достигли рекордной глубины 300 метров.
В конце пятидесятых годов водолазной школе стало тесно в уютной, но очень уж маленькой Балаклавской бухте. Началось перебазирование школы в Севастополь. Но это уже другой рассказ.
Да, нам есть, чем гордиться.
И когда нынешняя жизнь не вызывает никаких поводов для гордости, надо хотя бы помнить своих прежних героев.
Тех, кто МОГ, УМЕЛ И БЫЛ СПОСОБЕН.
Тех, кто стал историей.
Ведь народ, не помнящий своей истории и своих героев, лишен будущего.
|