Газета «Карелия» № 98 (1229), от 04.09.2004
На дне Онежского озера близ Морского центра обнаружено скопление чугунных ядер и бомб, оставленных испытательным полигоном Петровского и Александровского заводов.
Для начала объясним читателю, что такое дайвинг и дайверы. Дайвинг - это подводный туризм с аквалангом преимущественно в тропических морях, а дайверы - это те, кто этим туризмом увлекается и обучает технике подводных погружений в специальных дайвинг-клубах, число которых в нашей стране все умножается. Началась эта история с подводной археологией в начале августа, когда два опытных московских дайвера- инструктора Сергей Гашев и Алексей Козлов приехали в Кижи по приглашению кижских звонарей Игоря Хуттера и Сергея Архипова искать церковные колокола, укрытые в 30-е годы верующими на онежском дне от конфискации советскими властями. Колоколов, к сожалению, не нашли, но обнаружили у Оленьих островов большой склад боеприпасов, видимо, финских.
А после Кижей дайверы завернули в Морской центр в Петрозаводске - его президент Виктор Дмитриев попросил аквалангистов обследовать близлежащую акваторию на предмет поиска там старинной кареты. Несколько лет назад при подъеме якоря парусника "Святитель Николай" со дна извлекли ее передок - два колеса с осью, кстати, в довольно хорошей сохранности - они до сих пор крутятся!
С помощью катера Рыбоохраны, на краткое время ставшего "водолазным ботом", Гашев и Козлов с 23 по 27 августа совершили близ Морского центра ряд обследований дна. Карету не обнаружили, но другие находки подводных археологов были не менее сенсационны. Они наткнулись на массовое скопление пушечных ядер XVIII-XIX веков - следы деятельности испытательного полигона Петровского и Александровского заводов, память о нем осталась в городе в названии улицы Пробной. При апробации заводской продукции пушки вели огонь по мишеням, устанавливаемым на воде на специальных плотиках, и за многие годы испытаний на дне образовались солидные "отложения" смертоносной продукции заводов, указывающие даже само направление стрельбы. Всего за пять дней дайверы подняли со дна более 25 ядер - от картечных пуль до гигантской мортирной бомбы калибром 305 миллиметров (12 дюймов). В коллекции также ядра калибром 65, 76, 95, 102, 120 и 150 мм.
С работой дайверов мне довелось познакомиться в прошлую пятницу, когда мы с корреспондентом газеты "Дом" Александром Трубиным (старым бомбардиром клуба "Полярный Одиссей") отправились с Гашевым и Козловым на катере "Инспектор Воронов" на погружение. Облачившись в черные водолазные костюмы и нацепив снаряжение, дайверы один за другим уходят на дно, Алексей - продолжать поиски кареты, а Сергей - поднимать находки, ранее обозначенные буйком. Спустя время лебедка катера поднимает на борт сразу две реликвии - огромную круглую бомбу пуда на четыре и не вполне понятный снаряд - двойной чугунный цилиндр. Видимо, это специальное морское ядро - книпель, предназначенное для разрыва такелажа вражеских кораблей.
В Морской центр отгрузить находки по техническим причинам не представилось возможным, и мы повезли их на пассажирский причал Петрозаводска, где бережно погрузили в багажник "Волги" Виктора Дмитриева.
Из-за перегруза я ехал в Морской центр на такси. Таксист, которому я вкратце в пути рассказал нашу историю с археологией, вдруг сообщил: "А мы у себя на даче в Лососинном тоже ядра нашли, только каменные!" И дал телефон... Кто сказал, что в карете прошлого далеко не уедешь?!
Виктор Дмитриев необычайно рад и горд, что следы старинного испытательного полигона обнаружены аккурат напротив его "адмиралтейства" с уникальным в стране Морским музеем: "Ведь первыми из старинных корабельных пушек стрелять стали именно мы, "полярные одиссеи"! И, между прочим, эти испытания, пушечные стрельбы по мишеням, здесь неплохо бы и возобновить, конечно, в празднично-театрализованном виде. А что?"
Что же касается Сергея Гашева и Алексея Козлова, то у них родилась идея создания в Петрозаводске дайвинг-клуба, отделения Международной ассоциации дайвинга, например, на базе центра "Акватика". А что касается подводной археологии Онежского озера, то, видимо, в следующий раз они попробуют спуститься к затопленным в войну кораблям финской Онежской флотилии - бывшим судам Беломорско-Онежского пароходства. Да и карету прошлого неплохо бы найти...
|