Газета «Бизнес» № 46 (617) от 15.11.04.
6 ноября со дна Днепра в районе острова Хортица, что в Запорожье, поднята на берег бригантина, пролежавшая там 270 лет. Проект состоялся благодаря моральной поддержке известного российского рок-певца Андрея Макаревича и финансовой поддержке украинских бизнесменов. Теперь это событие уже вошло в историю двух народов, а у Хортицы есть все шансы стать новой туристической Меккой.
Запорожскую бригантину — настоящее боевое судно, которое в XVIII веке состояло в Днепровской гребной флотилии, нашли еще пять лет назад, когда после сильнейшего паводка была смыта часть острова Хортица.
Законсервированное илом судно пролежало на дне с суровой зимы 1738-1739 гг., когда, по неизвестной нам причине, было оставлено на зиму у берега и во время весеннего паводка ушло под воду. Из 40 крупных кораблей, которые тогда тоже находились на верфи и там же затонули, удалось найти только два — 17-метровую казацкую “чайку” (см. БИЗНЕС №33 от 18.08.03 г., стр.132-136) и 19,5-метровую бригантину. Они входили в состав Днепровской гребной флотилии, которую в 1737 г. начал строить сподвижник императора Петра I, вице-адмирал Наум Сенявин. Флотилия включала дубель-шлюпки, галеры, казацкие лодки, а также 20 бригантин, разработанных еще в начале XVIII века. Всего насчитывалось 400 кораблей, которые изначально рассматривались как украинско-российское воинское формирование. Образован был этот флот еще при гетмане Мазепе в 1696-1697 гг. и периодически получал новую жизнь во время войн, которые требовали мощного флота. Запорожская бригантина в составе Днепровской гребной флотилии принимала участие в Очаковской битве русско-австро-турецкой войны 1735-1739 гг. В качестве образца для нового боевого корабля была выбрана итальянская бригантина, а конструкцию совершенствовал лично Петр I.
Реализацию проекта по исследованию и поднятию судна удалось начать только в прошлом году, когда находкой заинтересовался знаменитый рок-певец Андрей Макаревич. Погрузившись с аквалангом в районе Хортицы, он был поражен увиденным. Для спасения судна была создана общественная организация “Запорожская бригантина”, которую Макаревич и возглавил (см. БИЗНЕС №3 от 19.01.04 г., стр.65). Работы по исследованию и подготовке к поднятию бригантины длились 8 месяцев. За это время изучили около 600 кв. м площади под водой, порой приходилось разрабатывать грунт на 5 м вглубь. В исследованиях участвовали 20 археологов-аквалангистов, которые более 1,5 тыс. раз погружались под воду.
Подъем и консервация
Посмотреть на историческое событие — поднятие флагмана украинского флота после почти 300-летней “спячки” — на склонах Днепра собралась тысячная толпа. Андрея Макаревича встречали аплодисментами. Поднявшись на борт катера и оглянув толпу, он негромко заметил: “Ужас! Просто митинг какой-то”, а уже в микрофон официально произнес: “То, сколько людей пришло сегодня сюда, совершенно поразительно. Это значит, что наше прошлое и наша история для нас небезразличны. И это очень здорово. Потому что у тех, у кого есть прошлое, есть и будущее. Мне приходилось сталкиваться с такими историческими артефактами в других странах мира, и я видел, как бережно люди относятся к своему прошлому, пытаются сохранить каждую крупицу. Сегодня мы поднимем бригантину, и специалистам останется ее законсервировать, чтоб она заняла достойное место в музее на острове Хортица”.
После того как судно подняли и очистили от песка гидроинжектором, его укрепили на специально изготовленном стапеле, на котором его будут транспортировать и реставрировать. Стапель понадобился особой формы — для сохранения на внешней стороне корабля массы элементов конструкции, такелажных деталей. По словам специалистов, судно сохранилось на 60%, и это очень высокий показатель с учетом того, что на протяжении пяти лет, лишившись на дне “одеяла” из речного ила, оно начало разрушаться ускоренными темпами. Во время подъема случилось небольшое ЧП — отвалился фрагмент носа судна, но подводники заверили, что потери минимальны. Ведущий подводный археолог Украины Валерий Нефедов заметил: “Корпус бригантины в крайне хрупком состоянии. Древесина такого возраста на ощупь похожа на поролон, и то, что удалось поднять судно с помощью стапеля, — удивительно”.
Реставрационные работы, в первую очередь консервация, начались сразу в день поднятия бригантины. Для стабилизации древесины ее будут обрабатывать полиэтиленгликолем (водорастворимый полимер, который благодаря диффузии проникает в мокрую древесину и заменяет собой лак). Консервация понадобится длительная — до трех лет. Но специалистов это не страшит, поскольку у них уже есть опыт таких же работ с поднятой в 1999 г. казацкой “чайкой”. Последним этапом станут реставрационные работы и доставка бригантины в музей.
Проект обошелся примерно в 500 тыс.грн., и это не считая труда волонтеров, которые помогали как на берегу, так и под водой. Только на изготовление стапеля особой конструкции было потрачено до 250 тыс. грн. Эти расходы взяли на себя корпорация “Интерпайп”, ОАО “Электрометаллургический комбинат “Днепроспецсталь”, ОАО “Запорожский алюминиевый комбинат”, Запорожский завод металлоконструкций. Выступила спонсором проекта подъема судна и ТМ “Таврия”. Работали над спасением бригантины также Институт подводных исследований, Южный гидроархеологический филиал Института археологии НАН Украины, Клуб “Андреевский Смак”, общественная организация “Новая Эпоха”, 5-й экспедиционный отряд подводных работ.
Историческая ценность
“Запорожская бригантина”, как уже окрестили находку, является уникальным памятником кораблестроения XVIII века. В мире всего два аналогичных памятника морской истории, поднятых со дна и сохранившихся до наших дней, — шведский флагман “Ваза” и английский “Мери Роуз”. “Исследования в русле Днепра ведутся уже четыре десятилетия. Находки здесь — это последние жемчужины, но зато самые ценные. Из 20 бригантин, которые, по документам, стояли на верфи, сохранилась только эта. Других мест, где могут быть корабли подобной сохранности, просто нет. К тому же из всех крупных судов, которые находились тогда на Хортице (галеры, бригантины, плашкоуты, прамы), бригантина — самая интересная по конструкции”, — говорит Валерий Нефедов. Директор института археологии, депутат ВР, академик Петр Толочко, присутствовавший на поднятии бригантины, был поражен увиденным: “Меня это событие совершенно потрясло, — признался он, — надеюсь, нам удастся создать музей судоходства и судостроения в Запорожье и оба корабля — “чайка” и бригантина — займут там достойное место”
Во всем мире сегодня наблюдается колоссальный интерес к историческим образцам военной техники.
За танками и пушками Первой мировой войны буквально охотятся коллекционеры. К примеру, стоимость немецкого танка на черном рынке составляет $50 млн. Поэтому ценность бригантины еще и как образца военной морской техники тех времен трудно переоценить.
При всем при этом, чтобы поднять бригантину, пришлось преодолеть сопротивление чиновников. У подводников давний спор с руководством запорожского национального заповедника Хортица, и обнаружение величайшей находки только обострило конфликт. Чиновники не только не торопились помочь энтузиастам в спасении судна, но и всячески пакостили им. Например, писали в разные министерства, мэру, губернатору письма с требованием… запретить поднятие бригантины. Хотя ученые со всех сторон утверждали, что в этом случае промедление смерти подобно — через два года судно будет разрушено полностью и спасать станет нечего. Подводники сделали все сами. “Пусть на чиновников сваливаются с неба медали, звания, диссертации, пусть сидят, ничего не делая, и пожинают лавры, только бы нам не мешали”, — говорят они. Зато ученые нашли понимание в постоянном представительстве Украины при ЮНЕСКО, которое поддержало предложение о включении острова Хортица и памятников Днепра, в частности, “Запорожской бригантины”, в свои программы. Хотя Украина до сих пор еще не приняла конвенцию ЮНЕСКО о защите подводного наследия.
По словам Петра Толочко, недавно в Институте археологии открылся департамент подводного наследия. “Из рек постепенно будем выходить в моря, там зафиксированы несколько древних судов”, — сказал академик.
Будущее бригантины Ученые утверждают, что в подводной археологии Хортицы самое интересное еще впереди. Остров и сегодня укреплен 3-километровым валом. Сотни лет назад там была огромная военная база, особенно многочисленная в период военно-купеческих экспедиций из Киева в нынешний Стамбул. Ученые считают, что имеют шансы найти здесь суда, которым не 270 лет, а на тысячу больше. Возможно, найдутся и 2,5-тысячелетние корабли древних греков. Ведь подводный археолог Максим Остапенко недавно нашел на Хортице скифское городище, а это значит, что греки плавали не до порогов, как принято считать, а до острова. Значит, в этом районе обязательно должны быть корабли и якоря тех времен. Не зря подводники в районе Хортицы регулярно находят греческие амфоры, т.е. корабельную тару. Уже сейчас обнаружены интересные находки, например, остовы судов. Степень сохранности их различна, но в историческом плане они, безусловно, имеют высокую ценность. Их тоже необходимо исследовать, поднять и сохранить. “Из-за изменения гидрорежима Днепра, строительства Каховского водохранилища и ДнепроГЭСа речное дно разрушилось и продолжает разрушаться, но этого никто, кроме подводников, не видит. К тому же нет соответствующих служб, методик, порядка выявления и спасения подводных памятников”, — сетует Максим Остапенко.
|