Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Долгов Станислав. Как нашли бронекатер- БКА 73 Печать

Журнал «Нептун»

 

В августе 2006 года в аквато­рии Керченского пролива про­водилась очередная, XVII подводно-археологическая экспедиция «Тамань-2006», организованная тольяттинским Клубом подводной деятельности «НЕПТУН-ПРО». Всего в экспедиции приняло участие 53 чело­века из Тольятти, Саратова, Москвы, Воронежа и Самары. Работы велись под патронажем Краснодарского историко-археологического музея и его представителя - старшего научного сотрудника Александра Кондрашева. Поиск проводили совместно с воро­нежской группой с предприятия подводно-технических работ «Пётр» под руководством Виталия Латарцева. Они занимаются работами, связанными с геофизическим исследованием профи­ля дна с помощью гидролокатора боко­вого обзора, но попутно помогают местным археологам и нам (подвод­ным исследователям) своим высоко­классным оборудованием. В тот раз мы целенаправленно сканировали дно на траверзе мыса Тузла. Ранее в этом районе нами уже были обнаружены торпедный катер типа Г-5, мотобот проекта ДБ-165, катер-тральщик типа «Р», а также поднято орудие ЗИС-3.

Катер с сонаром проходил по на­меченному маршруту, одновременно проводя сканирование дна. Ширина захвата была по 50 метров по сторо­нам от катера. "Мертвая» зона под гидролокатором варьировалась, в за­висимости от глубины, от 5 до 10 мет­ров. При обнаружении объекта фик­сировались координаты, ставился буй. Затем за катером с оборудовани­ем шла лодка с осмотровой коман­дой. Именно она и проводила первич­ный осмотр объекта, фиксировала его размеры, проводила поверхност­ный осмотр по поводу нахождения взрывоопасных предметов, опасных конструкций для проведения водо­лазных работ. Затем все материалы обследования обрабатывались на бе­регу, в штабе. Так произошло и в этот раз, 7 авгус­та. Первоначально предполагалось, что объект - это немецкая быстроходная десантная баржа (БДБ). Были найдены два орудия с очень большим диаметром ствола (около 40 см). Но, по моим дан­ным, в этом районе БДБ не тонули. А диаметр ствола - это еще не его ка­либр. Нос объекта, судя по сонарному изображению, был сильно разрушен, и нельзя было по обводам воссоздать очертания корабля. Но когда мне нача­ли описывать корму, а точнее, Т-образ­ную невысокую надстройку с характер­ной скобой-ступенькой, я пришел в неописуемый восторг. Это должен быть бронекатер проекта 1124!

Дело в том, что наша команда уже несколько лет занималась обследо­ванием объекта, затопленного в рай­оне рифа Панагия. Там, на дне, вверх килем лежит объект, предположи­тельно бронекатер. В нем были най­дены кассеты со снарядами калибра 76,2 мм, но ни башен (от танка Т-34-76), ни другого вооружения най­дено не было. Мы предполагали, что на катере могли стоять пушки Лендера (они были установлены на 15 катерах проекта 1124), но их не нашли. По ар­хивным данным, в проливе затонуло три бронекатера на украинской сторо­не и один «разбит авиацией противни­ка в Тамани», но до сих пор ни один из них найден не был. Предполагалось, что на Панагии лежит именно он...

Представьте чувства искателя, ког­да все данные, сведенные воедино, открыли картину произошедшего. Не терпелось быстрее произвести осмотр объекта. Был проведен бри­финг с командой исследователей, каждой группе отведен свой участок работ и зона ответственности.

Волнение в тот день было 3-4 бал­ла, расстояние до объекта около 3 км от берега. Глубина 7-9 метров. Види­мость 7-8 метров, что для пролива очень даже хорошо. Погрузились с лодок на объект и сразу же наткнулись на орудие. Так и есть! Это знаменитое орудие времен Первой мировой вой­ны, пушка Лендера (простая русская фамилия простого русского инженера с Путиловского завода в Питере). Ее чертежи мы изучали последние лет пять, и ошибки быть не могло!

Корма хорошо сохранилась, крыш­ки люков взрывной волной сорваны со своих мест, леерного ограждения нет. В районе кормового орудия зи­яет большой разлом. Барбет с оруди­ем выворочен со своего места и за­вален на правую сторону. В корме найдены два автомата ППШ: один с барабанным, другой с рожковым ма­газином. Рубка разрушена и лежит по левой стороне борта. Пулемет «Кольт» в рубочной башне не найден. В районе машинного отделения ви­ден двигатель. Далее, по ходу в на­правлении носа корабля, большие разрушения, самого носа нет. В 10 метрах от катера впереди слева лежит носовое орудие. Барбет также вырван. Еще одна находка обнаруже­на за кормой катера - это колеса от артиллерийской системы, но самого ствола не видно. Или он замыт, или его там не было, а колесная ось мо­жет быть и передком от орудия. А мо­жет, это и миномет. Мнения участни­ков экспедиции разделились. Что это такое - предстоит узнать в наших следующих экспедициях.

Дальнейший осмотр показал, что это действительно бронекатер проекта 1124. По характеру разрушений можно сделать заключение, что катер атакован с воздуха. Сводка о гибели бронекатера от немецких авиабомб подтвердилась, но вот с местом гибели явно произошла ошибка километров на 15-20.

Итак, наша находка - бронекатер проекта 1124, бортовой номер на мо­мент гибели БКА-73 (построечный № 31, с 18.08.1942 г. № 32, с 18.09.1942 г. № 111, с 16.11.1942 г. № 73). Заложен в 1941 г., спущен ле­том 1941 г., вступил в строй в декабре 1941 г. и 7 января 1942 г. вошел в со­став Волжской флотилии. Участвовал в обороне Сталинграда. С 30 апреля по 18 августа 1942 г. входил в состав Онежского отряда кораблей. 2 октяб­ря 1943 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота. Участ­вовал в Керченско-Эльтигенской де­сантной операции (31 октября -11 декабря 1943 г.). Погиб 2 ноября 1943 г. от прямых попаданий авиа­бомб. Вооружение: 2 х 76,2 мм пушки Лендера, 1 х 12,7 мм пулемет.

О результатах нашей работы мы тут же проинформировали главу администрации Тамани, большого патриота Геннадия Майкова. Уже вместе мы за­планировали на празднование 62-й годовщины Победы найти и пригла­сить родственников, погибших на .этом корабле. Рассматривался и ва­риант создания в Тамани Музея моря, где будут представлены в экспозициях и наши находки: орудия ЗИС-3, М-42 (сорокапятка), швейцарский зенит­ный автомат «Эрликон» и множество других скорбных предметов, поднятых Клубом со дна Керченского пролива. Такая же судьба, скорее всего, ждет и одну из пушек Лендера с БКА-73.

Вот так ответ на один вопрос порож­дает массу других: что же за корабль лежит на Панагии и почему у него бое­припасы в стеллажах, но нет орудий? Корабль явно советский, но в сводках погибших в этом месте плавсредств ко­раблей с 76-мм орудиями не было.

Для нас, исследователей морских пучин, это новые приключения и но­вые открытия, а значит, новые экспе­диции и новые радости оттого, что по крупицам открываются новые стра­ницы нашей истории.

  dolgov
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов