Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Шопотов К.А. Выборгское морское сражение Печать

Октопус № 1/2001

 

       Выборгское морское сражение между   Российским Императорским    флотом под   командованием   адмирала В.Я. Чичагова и шведским фло­том под командованием швед­ского короля Густава III состоя­лось 22 июня 1790 г.

Сражение было решающим в ходе войны России со Швецией, развязанной Густавом III в ию­не 1788 г. Цель: совместными усилиями армии и флота захватить Ст.-Петербург. Боевые дей­ствия, в основном, развернулись на море. Шведский флот в со­ставе: 22 линейных корабля, 13 фрегатов и более 200 гребно-парусных судов 26 мая 1790 г. вошел в Выборгский залив и расположился за островом Рон­до от мыса Крестовый до остро­ва Северный Березовый. Греб­ной флот вошел в пролив Бьерке-Зунд. Адмирал Чичагов не­медленно блокировал шведов, расположив свой флот: 27 ли­нейных кораблей, 13 фрегатов и 2 бомбардирских корабля южнее острова Рондо в 4 милях от главных сил шведов. Северный фарватер западнее мыса Кресто­вый блокировали отряды конт-р­адмирала И.А. Повалишина, П.И. Ханыкова и отряд капитана 2 ранга Р.Б. Кроуна. Сложи­лась редчайшая в истории миро­вых войн на море картина: в стесненном шхерном районе развернулись готовые к решаю­щему сражению более 500 ко­раблей флотов двух воюющих государств... Почти месяц дли­лось напряженное противостоя­ние двух флотов.

    В ночь с 21 на 22 июня подо­шедшая из Кронштадта гребная флотилия вице-адмирала К. Нассау-Зигсна атаковала в Бьерке-Зунде гребной флот Густава III и, уничтожив две и захватив две канонерские лодки, вытеснила шведов из пролива. Рано утром 22 июня, воспользовавшись сильным восточным ветром, весь шведский флот пошел на прорыв Северным фарватером, атаковав отряды Повалишина и Ханыкова. Убедившись, что противник не будет прорываться через линию главных сил флота, Чичагов приказал всем снимать­ся с якоря и гнаться за прорыва­ющимися шведами. Погоня за­кончилась 23 июня, когда остав­шиеся шведские корабли укры­лись под защитой пушек крепо­сти Свеаборг. В ходе сражения шведский линейный корабль «Enighetten»  и фрегат «Zemire» сцепились с зажжен­ным ими брандером и все трое взорвались. Линейный корабль «Мстилсав» атаковал и взял в плен шведский ли­нейный корабль «Sofia-Magdallina», а Кроун на фрегате «Венус» атаковал и взял в плен шведский контр-адмиралтейский линейный корабль «Rcttwisan». Сам же шведский король Густав Ш чудом спасся с уже взятой русскими моряками шведской галеры.

  В этом сражении Российский Императорский флот одержал полную победу и потерь в кора­бельном составе не имел, погиб­ло 117 человек личного состава. Шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 50 галер и гребно-парусных судов. Убитыми шведы по­теряли 2000 человек и пленны­ми 5000 человек.

         С 1992 г. подводно-археологическая экспедиция общества «Память Балтики» работает на месте Выборгского морского сражения. Это северо-восточная часть Финского залива в 50-ти километрах южнее города   Выборга в районе: мыс Кресто­вый — банка Репия — банка Пааслуото — бухта Дальняя, где 5 линейных кораблей и бомбар­дирский корабль отряда контр­-адмирала И.А. Повалишина принял основной удар всего прорывающегося Северным фарватером шведского флота. Начали работать на банке Паас­луото, на которой в ходе сраже­ния затонули самый крупный шведский 74-пушечный линей­ный корабль «Lovisa Ulrika», фрегат «Uppland» и еще 5 швед­ских кораблей. Буквально с пер­вых дней поисковых работ на глубинах 12—15 метров, в лож­бине, окаймленной выходящими к поверхности гранитными зубь­ями подводных скал банки Пааслуото, были найдены и подня­ты: мачтовый эзельгофт, штанг-юферс, куски свинцовой обшив­ки подводной части корпуса ко­рабля, обрезок свинцовой трубы водоотливной системы, боепри­пасы шведских пушкарей: книпелъ — он крутился в воздухе, уничтожая экипаж, рвал снасти и рангоут корабля; пушечные ядра различных калибров; ложе мушкета и мушкетные пули. На банке Пааслуото был также най­ден кокор — двойной шпангоут из цельного дерева: он устанав­ливался в начале и в конце кора­бельного набора — так на вы­боргских верфях строились пет­ровские галеры.

   В ходе экспедиции в бухте Дальняя по наводке рыбаков на глубине 7 метров были найдены остатки хорошо сохранившегося корпуса   шведского   парусного корабля, погибшего в Выборг­ском сражении. По нашим дан­ным — это фрегат, использован­ный как брандер. Начиненный взрывчатыми и воспламеняющи­мися веществами, брандер был пущен на линию кораблей отря­да контр-адмирала И.А. Повали­шина, чтобы, сцепившись, под­жечь их, но сильным штормовым ветром был занесен в вершину бухты Дальняя, ударился о подводный камень и затонул. Исходя из анализа карты Вы­боргского морского сражения адмирала В.Я. Чичагова и швед­ских карт этого сражения, экс­педиция начала поиск шведско­го 74-пушечного линейного ко­рабля «Lovisa Ulrika».

  22 июня, в ходе сражения, линейный корабль «Lovisa Ulrika», стоявший под брейд-вымпелом капитан-командора старшим в отряде 4-х линейных шведских кораблей восточнее мыса Крестовый (напротив от­ряда Повалишина) и запирав­ших Северный фарватер, снялся с якоря, поднял все паруса и, паля с обоих бортов из пушек, прорвался сквозь строй пяти ли­нейных кораблей контр-адмира­ла И.А. Повалишина, запирав­ших Северный фарватер запад­нее мыса Крестовый, но поте­рял ориентировку и с полного хода врезался в подводную ка­менную гряду банки Пааслуото. Экипаж спустил флаг и был взят в плен русским линейным ко­раблем «Болеслав». Вскоре от полученной пробоины корабль наполнился водой и затонул.

 work92

  Экспедиция начала вести по­иск в расщелине у северо-вос­точного склона каменной гряды банки Пааслуото на глубине до 35 метров. Аквалангистами Дмитрием Столбовым и Сергеем Семено­вым были найдены большие фрагменты корпуса и рангоута крупного корабля, произведена видеосъемка. Связав эти наход­ки с находками на вершине бан­ки Пааслуото в 1992-94 г.г., мы пришли к выводу, что вышли на северо-восточную кромку пло­щади разброса вооружения, фрагментов корпуса и рангоута разбившегося здесь на подвод­ных камнях шведского 74-пу­шечного линейного корабля «Lovisa Ulrika». В год 300-летия Российского Флота подводно-археологическая экспедиция   общества   «Память Балтики» продолжила поиск шведского 74-пушечного ли­нейного корабля «Lovisa Uirika» в центральной части банки Пааслуото, в ложбине с глубинами 15 метров.

     8 августа 1996 г. водолаз­ной станцией в составе Кон­стантина Шопотова, Вяче­слава Полякова и Дмитрия Столбова обнаружено боль­шое скопление фрагментов корпуса и рангоута крупного корабля: блок из двух палуб (6x8 м), уходящие в грунт мощные дубовые шпангоуты, доски наружной и внутрен­ней обшивки, деревянный станок палубного орудия, степс и деревянная труба во­доотливного насоса. При очередном погружении Д. Столбов вышел на главную цель поиска — врезавшийся килем в песок не развалив­шийся корпус, предположи­тельно, линейного корабля «Lovisa Uirika».

    Общее впечатление: перед нами на 15-метрогюй глубине стоял обросший водоросля­ми, цельный, как на началь­ной стадии постройки кораб­ля, поражающий своими раз­мерами, хорошо сохранив­шийся корпус мощного военного шведского корабля. Он погиб более 200 лет тому на­зад, но вопреки всем законам науки, практически полно­стью сохранился днищевой набор корпуса корабля и тор­чащие из грунта обломанные мощные дубовые шпангоуты. Осмотр показал, что у ко­рабля сохранился настил двух палуб днишевого набора, киль, идущие от киля на 2-2,5 м дубовые шпангоуты, доски наружной и внутрен­ней бортовой обшивки. Целы мощные стрингеры, флоры. Медные кованые нагели обеспечили сохранность доб­ротно сработанной конструк­ции корпуса корабля. Все же­лезные детали полностью по­ржавели.   После  экспедиции произведена   идентификация найденного корабля.Размеры:     - Длина  50 м.       - Ширина       14 м. -         Осадка 6 м

Это соответствует водоиз­мещению линейного корабля XVIII века около 3000 т. Конструкция корпуса ко­рабля: дубовый киль; шпан­гоуты толщиной 400x300 мм: шпация — 800 мм; обшивка: наружная — толщина 100-150 мм, внутренняя — 50-100 мм.

Рангоут; бом-брам-стеньга длиной 10,5 м по таблице АЛ. Глотова соответствует 74-пушечному линейному кораблю.

В бухте Дальняя обследовали подводную часть старинной гра­нитной каменоломни, где во времена С.-Петербургского ар­хитектора А.Н. Воронихина ло­мали гранит для строительства Казанского собора. В средней части каменоломни, где отходит искусственная коса из набро­санных ломанных глыб гранита под водой обнаружили остатки причала.

     В процессе обработки мате­риалов экспедиции выявили, что найденная 4 года назад в вершине бухты Дальняя деталь корпуса деревянного судна яв­ляется фрагментом старинного ганзейского когга примерно XVIII-XIV в.в.

    Летом 1999 года подводно-археологическая экспедиция об­щества «Память Балтики» про­должила исследовательские ра­боты на месте Выборского мор­ского сражения. С помо­щью ручной лебедки с большим трудом пушку подтянули с 23 на 8 м, но далее тросы от большой нагрузки перевились и подъем пришлось прекратить и перейти в бухту Дальняя на глубины 10 м, таща под кормой почти 4-х тонную пушку. Уже в бухте Дальняя ветер усилился. Вскоре от ударов штормоной волны пушка оборвала стропы и упала на грунт.

       На следующий день, заново найдя пушку, поставили ее на буй и ушли на банку Репия ре­шать задачу но подъему кора­бельного станка (лафета) пуш­ки. Но он очень велик и тяжел: почти 2 м длиной, высота и ши­рина по 80 см, дерево — дуб. Все конструкции толщиной 20 см, а за 200 лет станок пропи­тался водой и солью. Море — 2 балла, ветер. Практически днем пережидали непогоду, а когда к вечеру ветер уменьшился, нача­ли работы по подъему станка. В основном работали ночью. Станок был острополен за 4 утла и только после этого мы медленно вытянули его лебедкой с глуби­ны 23 м и установили на палубу экспедиционного водолазного судна. Днем его поставили на специально подготовленную платформу. Также у пушечного станка были найдены и подняты боеприпасы шведских пушка­рей, а в носовой части корабля были найдены мушкет и дере­вянный одношкивный блок.

     14 августа. Бухта Дальняя. Штиль. Подъем пушки. Наш кран-лебедка стойко выдержи­вает и подъем и перевал, что на­иболее опасно (пушка из вертикального положения перевали­вается в наклонное), после чего вручную пушку затащили и уло­жили на корму вдоль правого борта на специально подготов­ленное место.

   Последний этап работы экспедиции в море: подъем с глуби­ны 5 м станового якоря «Hedvig Elisabeth Charlotta». Работы по подъему прошли просто и легко, что так как вылет стрелы был мал и якорь не смогли поднять на палубу, то закрепили его к борту, оставив на носовой час­ти. Шток якоря деревянный, ду­бовый, на концах частично рас­щеплен. Якорь очень сильно проржавел. Лапы практически съедены ржавчиной. Рым не сохранился. Изъеденные ржавчиной верете­но, рога и лапы покрыты тол­стым слоем коррозии с угнез­дившимися на ней моллюсками. Корабельный станок пушки и якорь уже установлены в залах Музея подводной археологии экспедиции общества «Память Балтики» в Выборгском Замке и началась их консервация. На пушке на цапах выявили клеймо завода-изготовителя — «W» — и дату изготовления пушки — 1732. Это наводит на некоторые размышления: «Hеdvig Elisabeth Charlotta», построенный Ф. Чапменом, вступил в строй в 1781 г, а пушку поставили ста­рую. К моменту сражения ей было почти 60 лет. Это свиде­тельствует о неподготовленнос­ти Густава III к войне и, надо полагать, стало одной из серьезных причин поражения швед­ского флота в Выборгском мор­ском сражении. Этот вывод под­тверждается и тем, что в ходе Выборгского морского сраже­ния 22-23 июня 1790 г, по дан­ным шведских специалистов, шведский флот потерял более 90 кораблей, т.е. треть участвовав­ших в сражении флота «Откры­того моря» и «Армейского фло­та» шведов.

  Идентифицировать поднятую пушку по клейму «W» на правой цапфе помог шведский ученый, подводный археолог профессор Сёдертонского университета Carl Olaf Cederlund, которому были посланы фотоматериалы экспе­диции. Профессор обратился в Королевский Музей Армии в Стокгольме, из которого мы и получили официальный отчет.

На основе реликвий, подня­тых подводно-археологической экспедицией общества «Память Балтики», создан единственный в России Музей подводной ар­хеологии.

  В полевой сезон 2000 г. нами было принят решение найти последний, третий корабль — 66-пушечный линейный ко­рабль «Enigheten», тем более, что ею судьба была иной — он взорвался. При прорыве швед­ского флота сквозь линию ко­раблей отряда контр-адмирала И.А. Повалишина, король Гус­тав III поставил «Enigheten» задачу пустить на русские корабли брандер, нагруженный огне­опасными и взрывчатыми веще­ствами. При вступлении под па­руса поданный на брандер бук­сир не был обрублен и послед­ний сцепился с «Enigheten», за­жег его и они уже вдвоем нава­лились на обеспечивающий эту операцию 40-пушечныЙ фрегат «Zemire», «...который и объялись пламенем, и понесло оных на нас..., почему мы для избежания такой опасности отрубили от якоря капать... так же пошли... на Z и в скором времени отошли от брандера в безопасности встали на глубине 16 сажень».

Горящие шведские корабли один за другим взорвались и со своими экипажами пошли ко дну.

Основой определения района поиска ЛК «Enigheten» стали: координаты и глубины якорных стоянок кораблей отряда Повалишина, курс прорывающихся шведских кораблей и данные наших исследований гидролока­тором бокового обзора в 1996 г.

В назначенном районе (квад­рат 1,5x1,5 кабельтова) поиск вели водолазным судном «Мич­ман Чайкин» с использованием кошки и шлюпкой с буксиров­кой аквалангиста.

Условия работы: волнение моря — до 2 баллов; температу­ра: воздуха +8+18 градусов по Цельсию, воды: на поверхности + 16, на глубине 25-30 м +6. Ви­димость на глубине 25-30 м — ноль. К концу 5-го дня работы, когда надежда на успех умень­шилась до ничтожной полосы намеченного района поиска ко­рабль нашли. С шлюпки. Рабо­тала водолазная станция: К. Шопотов, Д. Столбов и С. Се­менов. На развал погибшего ко­рабля вышел Д. Столбов: «По­грузился на глубину 30 м и на­чал поиск. Через 10 минут нача­ли попадаться деревянные и ме­таллические предметы, характер и состояние которых соответст­вовали искомому объекту. Когда их скопление стало достаточно плотным, чтобы утверждать, что рядом находится корпус кораб­ля, привязал буйреп к крупному обломку и, прихватив доску деревянной бочки, дал сигнал на подъем».

На следующий день по вы­ставленному буйрепу пошел А. Костин. Результаты погружений поражающие: буйреп обвил же­лезный шток огромного стано­вого якоря, а в 15 м на S от него аквалангист увидел погибший корабль.

В шланговом варианты, с ви­деокамерой под воду идет С. Большаков. На мониторе бук­вально с первых метров осмотра внутри развала корабля видим, что он замыт, врос в грунт мет­ра на 1,5 и из грунта неровными зубьями торчат дубовые шпан­гоуты, очерчивая контуры со­хранившейся подводной части некогда мощного боевого трех­мачтового корабля. В ходе 4-х дневного исследо­вания выявлено: корабль лежит на глубине 30 м. практически на выходе из бухты Дальняя; нос и корма разрушены, засыпаны галькой, песком, илом — не просматриваются; определяю­щие контур корабля шпангоуты выступают из грунта. Левый борт на высоту 3 м, правый — на высоту 2 м. Шпангоуты дубовые, верхние срезы — ровные спилы, размеры 350x350 мм; доски внутренней обшивки разной длины, шири­ной 120 мм, толщиной 80 мм, подводная часть корабля обши­та ровными, равными по разме­ру тонкими (порядка 0,5 мм) медными листами с рядами за­клепок через 30 мм (медные ли­сты в руках рассыпаются); об­щая длина видимой части ко­рабля — 32 м, ширина —11м; на грунте (он лежит метровым слоем на палубе) внутри корпу­са лежат разбросанные взрывом, покрытые толстой прочной кор­кой коррозии, спекшиеся с галькой и песком 5 пушек (из грунта выступают только их верхние части), деревянный ко­рабельный станок, 2 видимые груды спекшегося металла и камней, фрагменты корпуса, рангоута, такелажа корабля, много остатков бочек. Приняли решение ближай­шую к нему пушку поднять. Первые попытки пробить ломом спекшуюся корку для того, что бы проделать под пушкой тон­нель для заводки металлическо­го стропа, результатов не дали.

12 августа, до конца экспеди­ции осталось 2 дня. Аквалангист С. Большаков ломом разбил спекшийся панцирь пушки, а Д. Столбов пробил тоннель. К 22 часам обросшую коррозией и крупной галькой пушку подняли. Произведя замеры, выявили, что это 12-фунтовая чугунная пушка.

Ответ, какой же это из 2-х взорванных кораблей удалось найти только в шведском спра­вочнике. Нам повезло: 12-фун­товые пушки стояли только на «Enighetеn». Этот подтвержден­ный вывод сделан впервые.

Становой длинноверетенный якорь. Глубина 28 м. Рога и ла­пы полностью уходят в грунт. Над грунтом высится мощный, хорошо сохранившийся дубовый шток, состоящий из 2-х поло­вин и скрепленный железными бугелями, часть железного вере­тена (1,5 м) и оклетневанное пеньковым тросом кольцо (рым), диаметром 800 мм.

Общая длина штока — 5 м, а согласно А. Глотова «...длина штока равна длине веретена..., а веретено в три раза длиннее ро­га». А вес такого якоря (по Гло­тову) около 3, 5 т.

По весу и состоянию якоря, анализу места якорной стоянки и действия кораблей отряда контр-адмирала Повалишина, отрубивших якорные канаты при приближении трех швед­ских горящих кораблей, счита­ем, что найденный якорь при­надлежал 74-пушечному линей­ному кораблю «Св. Петр». 12-фунтовая пушка доставле­на в Выборг и заняла свое место в Музее подводной археологии в Выборгском замке.

В честь 210-летия победного для русского оружия Выборг­ского морского сражения по инициативе общества «Память Балтики», с помощью админис­трации г. Выборга и погранич­ников 22 июня 2000 г. установ­лен Памятный Знак «Русским морякам-героям Выборгского морского сражения 22 июня 1790 г». Он представляет собой четырехметровый деревянный крест, укрепленный гурием из прибрежных валунов. Памятный Знак стоит на самой оконечнос­ти открытого всем ветрам каме­нистого мыса Крестовый, немо­го свидетеля славной победы Российского флота

work93

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов