Октопус № 1/2001
Выборгское морское сражение между Российским Императорским флотом под командованием адмирала В.Я. Чичагова и шведским флотом под командованием шведского короля Густава III состоялось 22 июня 1790 г.
Сражение было решающим в ходе войны России со Швецией, развязанной Густавом III в июне 1788 г. Цель: совместными усилиями армии и флота захватить Ст.-Петербург. Боевые действия, в основном, развернулись на море. Шведский флот в составе: 22 линейных корабля, 13 фрегатов и более 200 гребно-парусных судов 26 мая 1790 г. вошел в Выборгский залив и расположился за островом Рондо от мыса Крестовый до острова Северный Березовый. Гребной флот вошел в пролив Бьерке-Зунд. Адмирал Чичагов немедленно блокировал шведов, расположив свой флот: 27 линейных кораблей, 13 фрегатов и 2 бомбардирских корабля южнее острова Рондо в 4 милях от главных сил шведов. Северный фарватер западнее мыса Крестовый блокировали отряды конт-радмирала И.А. Повалишина, П.И. Ханыкова и отряд капитана 2 ранга Р.Б. Кроуна. Сложилась редчайшая в истории мировых войн на море картина: в стесненном шхерном районе развернулись готовые к решающему сражению более 500 кораблей флотов двух воюющих государств... Почти месяц длилось напряженное противостояние двух флотов.
В ночь с 21 на 22 июня подошедшая из Кронштадта гребная флотилия вице-адмирала К. Нассау-Зигсна атаковала в Бьерке-Зунде гребной флот Густава III и, уничтожив две и захватив две канонерские лодки, вытеснила шведов из пролива. Рано утром 22 июня, воспользовавшись сильным восточным ветром, весь шведский флот пошел на прорыв Северным фарватером, атаковав отряды Повалишина и Ханыкова. Убедившись, что противник не будет прорываться через линию главных сил флота, Чичагов приказал всем сниматься с якоря и гнаться за прорывающимися шведами. Погоня закончилась 23 июня, когда оставшиеся шведские корабли укрылись под защитой пушек крепости Свеаборг. В ходе сражения шведский линейный корабль «Enighetten» и фрегат «Zemire» сцепились с зажженным ими брандером и все трое взорвались. Линейный корабль «Мстилсав» атаковал и взял в плен шведский линейный корабль «Sofia-Magdallina», а Кроун на фрегате «Венус» атаковал и взял в плен шведский контр-адмиралтейский линейный корабль «Rcttwisan». Сам же шведский король Густав Ш чудом спасся с уже взятой русскими моряками шведской галеры.
В этом сражении Российский Императорский флот одержал полную победу и потерь в корабельном составе не имел, погибло 117 человек личного состава. Шведский флот потерял 7 линейных кораблей, 3 фрегата и более 50 галер и гребно-парусных судов. Убитыми шведы потеряли 2000 человек и пленными 5000 человек.
С 1992 г. подводно-археологическая экспедиция общества «Память Балтики» работает на месте Выборгского морского сражения. Это северо-восточная часть Финского залива в 50-ти километрах южнее города Выборга в районе: мыс Крестовый — банка Репия — банка Пааслуото — бухта Дальняя, где 5 линейных кораблей и бомбардирский корабль отряда контр-адмирала И.А. Повалишина принял основной удар всего прорывающегося Северным фарватером шведского флота. Начали работать на банке Пааслуото, на которой в ходе сражения затонули самый крупный шведский 74-пушечный линейный корабль «Lovisa Ulrika», фрегат «Uppland» и еще 5 шведских кораблей. Буквально с первых дней поисковых работ на глубинах 12—15 метров, в ложбине, окаймленной выходящими к поверхности гранитными зубьями подводных скал банки Пааслуото, были найдены и подняты: мачтовый эзельгофт, штанг-юферс, куски свинцовой обшивки подводной части корпуса корабля, обрезок свинцовой трубы водоотливной системы, боеприпасы шведских пушкарей: книпелъ — он крутился в воздухе, уничтожая экипаж, рвал снасти и рангоут корабля; пушечные ядра различных калибров; ложе мушкета и мушкетные пули. На банке Пааслуото был также найден кокор — двойной шпангоут из цельного дерева: он устанавливался в начале и в конце корабельного набора — так на выборгских верфях строились петровские галеры.
В ходе экспедиции в бухте Дальняя по наводке рыбаков на глубине 7 метров были найдены остатки хорошо сохранившегося корпуса шведского парусного корабля, погибшего в Выборгском сражении. По нашим данным — это фрегат, использованный как брандер. Начиненный взрывчатыми и воспламеняющимися веществами, брандер был пущен на линию кораблей отряда контр-адмирала И.А. Повалишина, чтобы, сцепившись, поджечь их, но сильным штормовым ветром был занесен в вершину бухты Дальняя, ударился о подводный камень и затонул. Исходя из анализа карты Выборгского морского сражения адмирала В.Я. Чичагова и шведских карт этого сражения, экспедиция начала поиск шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika».
22 июня, в ходе сражения, линейный корабль «Lovisa Ulrika», стоявший под брейд-вымпелом капитан-командора старшим в отряде 4-х линейных шведских кораблей восточнее мыса Крестовый (напротив отряда Повалишина) и запиравших Северный фарватер, снялся с якоря, поднял все паруса и, паля с обоих бортов из пушек, прорвался сквозь строй пяти линейных кораблей контр-адмирала И.А. Повалишина, запиравших Северный фарватер западнее мыса Крестовый, но потерял ориентировку и с полного хода врезался в подводную каменную гряду банки Пааслуото. Экипаж спустил флаг и был взят в плен русским линейным кораблем «Болеслав». Вскоре от полученной пробоины корабль наполнился водой и затонул.
Экспедиция начала вести поиск в расщелине у северо-восточного склона каменной гряды банки Пааслуото на глубине до 35 метров. Аквалангистами Дмитрием Столбовым и Сергеем Семеновым были найдены большие фрагменты корпуса и рангоута крупного корабля, произведена видеосъемка. Связав эти находки с находками на вершине банки Пааслуото в 1992-94 г.г., мы пришли к выводу, что вышли на северо-восточную кромку площади разброса вооружения, фрагментов корпуса и рангоута разбившегося здесь на подводных камнях шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Ulrika». В год 300-летия Российского Флота подводно-археологическая экспедиция общества «Память Балтики» продолжила поиск шведского 74-пушечного линейного корабля «Lovisa Uirika» в центральной части банки Пааслуото, в ложбине с глубинами 15 метров.
8 августа 1996 г. водолазной станцией в составе Константина Шопотова, Вячеслава Полякова и Дмитрия Столбова обнаружено большое скопление фрагментов корпуса и рангоута крупного корабля: блок из двух палуб (6x8 м), уходящие в грунт мощные дубовые шпангоуты, доски наружной и внутренней обшивки, деревянный станок палубного орудия, степс и деревянная труба водоотливного насоса. При очередном погружении Д. Столбов вышел на главную цель поиска — врезавшийся килем в песок не развалившийся корпус, предположительно, линейного корабля «Lovisa Uirika».
Общее впечатление: перед нами на 15-метрогюй глубине стоял обросший водорослями, цельный, как на начальной стадии постройки корабля, поражающий своими размерами, хорошо сохранившийся корпус мощного военного шведского корабля. Он погиб более 200 лет тому назад, но вопреки всем законам науки, практически полностью сохранился днищевой набор корпуса корабля и торчащие из грунта обломанные мощные дубовые шпангоуты. Осмотр показал, что у корабля сохранился настил двух палуб днишевого набора, киль, идущие от киля на 2-2,5 м дубовые шпангоуты, доски наружной и внутренней бортовой обшивки. Целы мощные стрингеры, флоры. Медные кованые нагели обеспечили сохранность добротно сработанной конструкции корпуса корабля. Все железные детали полностью поржавели. После экспедиции произведена идентификация найденного корабля.Размеры: - Длина 50 м. - Ширина 14 м. - Осадка 6 м
Это соответствует водоизмещению линейного корабля XVIII века около 3000 т. Конструкция корпуса корабля: дубовый киль; шпангоуты толщиной 400x300 мм: шпация — 800 мм; обшивка: наружная — толщина 100-150 мм, внутренняя — 50-100 мм.
Рангоут; бом-брам-стеньга длиной 10,5 м по таблице АЛ. Глотова соответствует 74-пушечному линейному кораблю.
В бухте Дальняя обследовали подводную часть старинной гранитной каменоломни, где во времена С.-Петербургского архитектора А.Н. Воронихина ломали гранит для строительства Казанского собора. В средней части каменоломни, где отходит искусственная коса из набросанных ломанных глыб гранита под водой обнаружили остатки причала.
В процессе обработки материалов экспедиции выявили, что найденная 4 года назад в вершине бухты Дальняя деталь корпуса деревянного судна является фрагментом старинного ганзейского когга примерно XVIII-XIV в.в.
Летом 1999 года подводно-археологическая экспедиция общества «Память Балтики» продолжила исследовательские работы на месте Выборского морского сражения. С помощью ручной лебедки с большим трудом пушку подтянули с 23 на 8 м, но далее тросы от большой нагрузки перевились и подъем пришлось прекратить и перейти в бухту Дальняя на глубины 10 м, таща под кормой почти 4-х тонную пушку. Уже в бухте Дальняя ветер усилился. Вскоре от ударов штормоной волны пушка оборвала стропы и упала на грунт.
На следующий день, заново найдя пушку, поставили ее на буй и ушли на банку Репия решать задачу но подъему корабельного станка (лафета) пушки. Но он очень велик и тяжел: почти 2 м длиной, высота и ширина по 80 см, дерево — дуб. Все конструкции толщиной 20 см, а за 200 лет станок пропитался водой и солью. Море — 2 балла, ветер. Практически днем пережидали непогоду, а когда к вечеру ветер уменьшился, начали работы по подъему станка. В основном работали ночью. Станок был острополен за 4 утла и только после этого мы медленно вытянули его лебедкой с глубины 23 м и установили на палубу экспедиционного водолазного судна. Днем его поставили на специально подготовленную платформу. Также у пушечного станка были найдены и подняты боеприпасы шведских пушкарей, а в носовой части корабля были найдены мушкет и деревянный одношкивный блок.
14 августа. Бухта Дальняя. Штиль. Подъем пушки. Наш кран-лебедка стойко выдерживает и подъем и перевал, что наиболее опасно (пушка из вертикального положения переваливается в наклонное), после чего вручную пушку затащили и уложили на корму вдоль правого борта на специально подготовленное место.
Последний этап работы экспедиции в море: подъем с глубины 5 м станового якоря «Hedvig Elisabeth Charlotta». Работы по подъему прошли просто и легко, что так как вылет стрелы был мал и якорь не смогли поднять на палубу, то закрепили его к борту, оставив на носовой части. Шток якоря деревянный, дубовый, на концах частично расщеплен. Якорь очень сильно проржавел. Лапы практически съедены ржавчиной. Рым не сохранился. Изъеденные ржавчиной веретено, рога и лапы покрыты толстым слоем коррозии с угнездившимися на ней моллюсками. Корабельный станок пушки и якорь уже установлены в залах Музея подводной археологии экспедиции общества «Память Балтики» в Выборгском Замке и началась их консервация. На пушке на цапах выявили клеймо завода-изготовителя — «W» — и дату изготовления пушки — 1732. Это наводит на некоторые размышления: «Hеdvig Elisabeth Charlotta», построенный Ф. Чапменом, вступил в строй в 1781 г, а пушку поставили старую. К моменту сражения ей было почти 60 лет. Это свидетельствует о неподготовленности Густава III к войне и, надо полагать, стало одной из серьезных причин поражения шведского флота в Выборгском морском сражении. Этот вывод подтверждается и тем, что в ходе Выборгского морского сражения 22-23 июня 1790 г, по данным шведских специалистов, шведский флот потерял более 90 кораблей, т.е. треть участвовавших в сражении флота «Открытого моря» и «Армейского флота» шведов.
Идентифицировать поднятую пушку по клейму «W» на правой цапфе помог шведский ученый, подводный археолог профессор Сёдертонского университета Carl Olaf Cederlund, которому были посланы фотоматериалы экспедиции. Профессор обратился в Королевский Музей Армии в Стокгольме, из которого мы и получили официальный отчет.
На основе реликвий, поднятых подводно-археологической экспедицией общества «Память Балтики», создан единственный в России Музей подводной археологии.
В полевой сезон 2000 г. нами было принят решение найти последний, третий корабль — 66-пушечный линейный корабль «Enigheten», тем более, что ею судьба была иной — он взорвался. При прорыве шведского флота сквозь линию кораблей отряда контр-адмирала И.А. Повалишина, король Густав III поставил «Enigheten» задачу пустить на русские корабли брандер, нагруженный огнеопасными и взрывчатыми веществами. При вступлении под паруса поданный на брандер буксир не был обрублен и последний сцепился с «Enigheten», зажег его и они уже вдвоем навалились на обеспечивающий эту операцию 40-пушечныЙ фрегат «Zemire», «...который и объялись пламенем, и понесло оных на нас..., почему мы для избежания такой опасности отрубили от якоря капать... так же пошли... на Z и в скором времени отошли от брандера в безопасности встали на глубине 16 сажень».
Горящие шведские корабли один за другим взорвались и со своими экипажами пошли ко дну.
Основой определения района поиска ЛК «Enigheten» стали: координаты и глубины якорных стоянок кораблей отряда Повалишина, курс прорывающихся шведских кораблей и данные наших исследований гидролокатором бокового обзора в 1996 г.
В назначенном районе (квадрат 1,5x1,5 кабельтова) поиск вели водолазным судном «Мичман Чайкин» с использованием кошки и шлюпкой с буксировкой аквалангиста.
Условия работы: волнение моря — до 2 баллов; температура: воздуха +8+18 градусов по Цельсию, воды: на поверхности + 16, на глубине 25-30 м +6. Видимость на глубине 25-30 м — ноль. К концу 5-го дня работы, когда надежда на успех уменьшилась до ничтожной полосы намеченного района поиска корабль нашли. С шлюпки. Работала водолазная станция: К. Шопотов, Д. Столбов и С. Семенов. На развал погибшего корабля вышел Д. Столбов: «Погрузился на глубину 30 м и начал поиск. Через 10 минут начали попадаться деревянные и металлические предметы, характер и состояние которых соответствовали искомому объекту. Когда их скопление стало достаточно плотным, чтобы утверждать, что рядом находится корпус корабля, привязал буйреп к крупному обломку и, прихватив доску деревянной бочки, дал сигнал на подъем».
На следующий день по выставленному буйрепу пошел А. Костин. Результаты погружений поражающие: буйреп обвил железный шток огромного станового якоря, а в 15 м на S от него аквалангист увидел погибший корабль.
В шланговом варианты, с видеокамерой под воду идет С. Большаков. На мониторе буквально с первых метров осмотра внутри развала корабля видим, что он замыт, врос в грунт метра на 1,5 и из грунта неровными зубьями торчат дубовые шпангоуты, очерчивая контуры сохранившейся подводной части некогда мощного боевого трехмачтового корабля. В ходе 4-х дневного исследования выявлено: корабль лежит на глубине 30 м. практически на выходе из бухты Дальняя; нос и корма разрушены, засыпаны галькой, песком, илом — не просматриваются; определяющие контур корабля шпангоуты выступают из грунта. Левый борт на высоту 3 м, правый — на высоту 2 м. Шпангоуты дубовые, верхние срезы — ровные спилы, размеры 350x350 мм; доски внутренней обшивки разной длины, шириной 120 мм, толщиной 80 мм, подводная часть корабля обшита ровными, равными по размеру тонкими (порядка 0,5 мм) медными листами с рядами заклепок через 30 мм (медные листы в руках рассыпаются); общая длина видимой части корабля — 32 м, ширина —11м; на грунте (он лежит метровым слоем на палубе) внутри корпуса лежат разбросанные взрывом, покрытые толстой прочной коркой коррозии, спекшиеся с галькой и песком 5 пушек (из грунта выступают только их верхние части), деревянный корабельный станок, 2 видимые груды спекшегося металла и камней, фрагменты корпуса, рангоута, такелажа корабля, много остатков бочек. Приняли решение ближайшую к нему пушку поднять. Первые попытки пробить ломом спекшуюся корку для того, что бы проделать под пушкой тоннель для заводки металлического стропа, результатов не дали.
12 августа, до конца экспедиции осталось 2 дня. Аквалангист С. Большаков ломом разбил спекшийся панцирь пушки, а Д. Столбов пробил тоннель. К 22 часам обросшую коррозией и крупной галькой пушку подняли. Произведя замеры, выявили, что это 12-фунтовая чугунная пушка.
Ответ, какой же это из 2-х взорванных кораблей удалось найти только в шведском справочнике. Нам повезло: 12-фунтовые пушки стояли только на «Enighetеn». Этот подтвержденный вывод сделан впервые.
Становой длинноверетенный якорь. Глубина 28 м. Рога и лапы полностью уходят в грунт. Над грунтом высится мощный, хорошо сохранившийся дубовый шток, состоящий из 2-х половин и скрепленный железными бугелями, часть железного веретена (1,5 м) и оклетневанное пеньковым тросом кольцо (рым), диаметром 800 мм.
Общая длина штока — 5 м, а согласно А. Глотова «...длина штока равна длине веретена..., а веретено в три раза длиннее рога». А вес такого якоря (по Глотову) около 3, 5 т.
По весу и состоянию якоря, анализу места якорной стоянки и действия кораблей отряда контр-адмирала Повалишина, отрубивших якорные канаты при приближении трех шведских горящих кораблей, считаем, что найденный якорь принадлежал 74-пушечному линейному кораблю «Св. Петр». 12-фунтовая пушка доставлена в Выборг и заняла свое место в Музее подводной археологии в Выборгском замке.
В честь 210-летия победного для русского оружия Выборгского морского сражения по инициативе общества «Память Балтики», с помощью администрации г. Выборга и пограничников 22 июня 2000 г. установлен Памятный Знак «Русским морякам-героям Выборгского морского сражения 22 июня 1790 г». Он представляет собой четырехметровый деревянный крест, укрепленный гурием из прибрежных валунов. Памятный Знак стоит на самой оконечности открытого всем ветрам каменистого мыса Крестовый, немого свидетеля славной победы Российского флота
|