Нептун № 1/2002
Остров Кокос открытый в 1526 году испанским капитаном Джоаном Кабезосом, получил своё название из-за обилия кокосовых пальм, которые вместе с неограниченными запасами пресной воды сделали его тайной базой пиратов и корсаров, промышлявших в XVII-XVIII веках вдоль побережья испанской Америки. Как нигде в мире, здесь — на Кокосе — можно найти так много пиратского золота. Легенды гласят, что в период 1684-1721 годы на острове регулярно облегчали свои суда такие известные джентльмены удачи, как сэр Френсис Дрейк, Генри Морган, Вильям Дэвис, Бе-нито (Кровавый меч) Бонито, Вильям Томпсон. Так, Вильям Дэвис разгрузился здесь в 1684 году, сэр Фрэнсис Дрейк, уходя от испанского военного флота, спрятал на острове 26 тонн серебра и, тем самым, увеличил скорость своих судов. Этот маневр спас не только его жизнь, но и в дальнейшем принес титул «сэра», заслужить который в старой доброй Англии было непросто. Дело в том, что хитрец Дрейк передал карту с подробным описанием расположения этого клада английской королеве. Но добраться до сокровищ так и не удалось — карта сгорела... История другого клада, известного как Лимские сокровища (тонны золотых и серебряных слитков; золотые листы церковных куполов Лимы и статуи девы Марии размером с человеческий рост) началась в 1820 году. Капитан Томпсон принял лимские сокровища на борт своего судна Магу Dear. Их хозяева — аристократы — спасались от армии Боливара. Перед отходом Томпсон вышвырнул аристократов обратно к Боливару. Судьба наказала капитана за его алчность. После разгрузки на острове Кокос его судно было перехвачено перуанским фрегатом. Всю команду перебили, лишь двоим удалось уцелеть: это были сам Томпсон и его слуга Китинг. Они пытались вывезти сокровища с острова, теперь уже с помощью капитана Боага. Но и этому судну суждено было погибнуть вместе с экипажем. В живых остался Китинг; он-то на смертном одре и рассказал историю, как капитан Боаг и его взбунтовавшийся экипаж тонули с карманами, набитыми золотом... С тех пор в течение двух веков более 500 экспедиций пытались добраться до пиратских сокровищ. Почти все они заканчивались провалами. Из удачных экспедиций на память приходит только то, как в 1931 году два ловких диггера нашли двухфутовую статую, сделанную из золота и драгоценных камней. Но куда больше известна другая поучительная история о том, как четыре молодых француза обнаружили в 1966 году останки этих двух диггеров. Вероятнее всего, они убили друг друга во время дележа нескольких сумок с испанскими монетами и золотыми слитками. И золото, которое бедняги так и не поделили, французы тайно переправили в Европу. И на этой контрабанде попались служителям закона... Словом, правы те, кто считает, что на Кокосе сокровища находятся прямо на поверхности острова и в омывающих его водах. Недаром ныне правительство Коста-Рики объявило мораторий на кладоискательство.
Остров Кокос — национальный парк Коста-Рики. Он основан 22 июня 1978 года. В 1997 году ЮНЕСКО провозгласила остров Кокос природным наследием человечества. Площадь национального парка 99.700 гектара, из них 2400 приходится на собственно остров Кокос. Самая высокая точка острова — гора Иглесиас с высотой 636 метров и несколько хребтов со средней высотой 183 метра. Вообще-то Кокос — острое гористый, он всё время окутан дождевыми облаками. За год здесь выпадает до 7000 мм осадков. Для тех, кто хотел бы хоть чуточку позагорать, относительно сухой сезон на острове с января по март. Большое количество осадков позволило сформироваться уникальным горным облачным лесам. Однако природная уникальность острова еще и в том, что Кокос — одно из немногих мест в мире, где довольно много редких растений. Несомненно, наземная часть острова является раем для натуралистов. Но для нас — девяти представителей клуба любителей подводного плавания — ныряние было комфортабельнее лазания по джунглям, где поломать ноги на пути к живописному водопаду на скользких, заросших лишайниками и мхами камнях было проще простого. Одной высадки на берег, где мы преодолевали триста метров пути по ручью за сорок минут, нам хватило с лихвой. И хотя в путеводителях по острову говорилось о разбившемся в горах американском самолете, самолете времен второй мировой войны — после одной экскурсии к водопаду ни у кого из нашей группы не возникло желания туда пробраться, и с успехом потратили его на борту судна.
За то время, пока были на острове, мы дважды видели рейнджеров. Несколько раз рядом с нами ночевали два рыбацких бота, которые промышляют в 15 километрах от острова. Безлюдье было полное — что радовало. Факт, что рядом с островом уже много лет запрещена рыбалка, даёт свои плоды. При погружениях кажется, что именно таким и был океан до появления человека: настолько полна и многогранна морская жизнь. Из крупных пелагических животных легко можно повстречать белоплавничковых акул и здоровенных мраморных скатов. Во время каждого погружения я видел их сотнями. Но было и то, что осталось в памяти наиболее отчетливо — нырялка у острова Мануэлита, где я наблюдал за ночной охотой белоплавничковых акул. Десятки акул одновременно с нескольких сторон атакуют рыб, спрятавшихся под большими группами кораллов. Акулы, извиваясь, лезут в гущу коралловых ветвей и выхватывают оттуда обезумевших от ужаса рыбёшек. Свет водолазных фонарей акулам нисколько не мешает — наоборот привлекает их к вечернему кормлению... Что касается наблюдений за молотоголовыми акулами, то для этих целей лучше всего подходит банка Альционе с сильным течением. И хотя из литературы нам было известно, что Кокос знаменит стаями молотоголовых акул, — они встречались далеко не на каждой нырялке. К числу таких же редких встреч можно отнести свидания с тунцами — в том числе желтоплавниковыми гигантами; с гигантской макрелью ваху, напоминающей барракуду. Правда, встреча с китовой акулой у нас так и не состоялась. По признанию экипажа, в одном случае из трех во время экспедиции встретишь китовую акулу. Еще более редкое явление: байт болл —- это большая охота нескольких видов хищников на стаю маленьких рыб (джеки, бонито и так далее). Наш капитан был предупреждён, что мы желаем увидеть байт болл, но — нам не повезло. Рассказывали, что с борта судна байт болл выглядит, словно кипящая поверхность воды, куда бросаются многочисленные птицы.
Хотя вода на Кокосе тёплая — градусов 27 почти круглый год — коралловые рифы там не развиты. Крутые свалы из скальных пород, покрытые розовыми известковыми водорослями, очень напоминали подводные ландшафты родного Приморья, только отчего-то они были заселены муренами, лангустами, черепахами и сотнями акул... Едва войдя во вкус, мы обнаружили, что нас ждет 36 часовой переход обратно на материк. Вообще-то 500 километровые переходы на Кокос и обратно могут быть очень утомительными, особенно при плохой погоде. Но я, как обладатель самой удачной формы морской болезни — хочется есть и спать, — подобные переходы переносил легко. И со страданием наблюдал за несколькими позеленевшими коллегами, 5отор_ые_явно_мечтали о земной тверди... 1РАТВСЯ. Рассказывает Романченко (агентство м»): «На Кокос можно морем от побережья [теть же можно только государства Сан-Хосе, и простой способ: пере- до Мехико авиакомпанией Air France, а затем перелет Мехико-Сан-Хосе авиакомпанией Mexicana. Ночевок нигде нет. стыковки удобные: начав полет из Москвы в 7.25 утра, вечером того же дня — в 22.00 — вы будете в Сан-Хосе. В общей сложности на полет затратите 23 часа 35 минут (необходимо помнить о разнице во времени между Москвой и Центральной Америкой).
Если у вас есть многократная американская виза или вам не лень получать транзитную, можете попасть в Коста-Рику через Майами. До Майами можно долететь через Париж самолетами Air France, через Нью-Йорк — Delta Air Lines или через Франкфурт — Lufthansa. В этом случае вы в тот же день улетаете в Сан-Хосе самолетами American Airlines или Iberia.
Если не очень спешите, то можете лететь с ночевкой в Мехико. При этом долететь туда вы сможете практически любой европейской компанией, включая родной Аэрофлот. Только не забудьте получить транзитную мексиканскую визу и забронировать гостиницу. Утром вы продолжите путешествие на борту самолета компании Mexicana.
Для въезда в Коста-Рику при условии пребывания не более 30 дней необходимо иметь паспорт, действующий 6 месяцев после даты въезда, обратный билет и «достаточное» количество средств.
Напоследок о приятном. На данных маршрутах действует концепция «по количеству мест»: при полете экономическим классом норма бесплатного провоза багажа — 2 места по 32 кг каждое, при этом сумма измерений каждого места (длина + ширина + высота) не должна превышать 158 см. Кроме этого, можно взять в салон до 5 кг ручной клади».
Печально, но факт: если когда-нибудь на острове Кокос появится взлётно-посадочная полоса и загудят двигатели самолетов, то от путешественников здесь не будет отбоя. И в тот же миг пропадёт весь шарм этого экзотического места, находящегося вдалеке от накатанных туристских дорог...
|