Журнал «Нептун» № 4/2006
В этот июньский день 1692 года солнце над Ямайкой приближалось кзениту, и город Порт-Рояль, расположенный на длинной песчаной косе, плавился в сонливой жаре. Небо было безоблачным, море -гладким, как зеркало. Со времени основания города подземные толчки отмечались почти ежегодно, и каждый раз они случались именно в жаркую и безветренную погоду. Люди привыкли к ним, казалось, ничто не могло нарушить обычный ритм жизни обитателей города.
Множество кораблей с опущенными парусами лениво качалось на своих якорных стоянках в спокойной гавани. На месте для кренгования судов лежал фрегат «Сван», а экипаж неохотно скоблил его заросшие ракушками и водорослями борта.
Вдоль причала Хамфрея Фримена прогуливался состоятельный житель города. Ему было пора возвращаться домой. Он достал искусно отделанные и покрытые кожей латунные часы и взглянул на них. Они показывали время почти без четверти двенадцать. На какой-то миг ему показалось, что все замерло, и вдруг деревья согнулись от порыва ураганного ветра, хлынул проливной дождь, и Карибское море, закипев, обрушилось на берег. Земля вздрогнула, и деревянный причал закачался. С гор донесся глухой грохочущий гул, похожий на отдаленный гром, и произошел сильный подземный толчок. За ним практически сразу последовали второй и третий. В течение нескольких секунд вся береговая черта оказалась под водой. Прочные Форт-Джеймс и Форт- Карлисл пропали, будто их никогда и не было, а за ними, на несколько кварталов вглубь города, рушились и исчезали дома Глубокие трещины раскололи землю и жадно поглощали здания и охваченных паникой людей. Накатилась поднявшаяся в море большая волна, затопляя город. Согласно описанию трагедии уцелевшими жителями города, «несколько судов и шлюпок в гавани перевернулось и утонуло. Фрегат «Сван»... был заброшен на крыши домов... Он не перевернулся и тем самым помог нескольким сотням людей спасти свои жизни». Через несколько минут все было кончено. Море поглотило две трети города и унесло с собой около двух тысяч человек. К заходу солнца более 1800 домов скрылись в волнах Карибского моря, а то, что осталось над водой, представляло собой всего лишь кусок суши в десять акров площадью, похожий на песчаную банку. В 1959 году новое судно «Си Дайвер» направилось к городу Порт-Рояль. Судно, построенное специально для проведения подводных археологических исследований, оно было сконструировано Эдвином А.Линком — известным изобретателем авиационных и электронных приборов — и полностью отвечало требованиям для проведения необычных работ. Оно имело длину около 27.3 м, энергетическую установку из двух дизельных двигателей и помещения для 20 человек. Специальная водолазная камера, в которой находилось все водолазное оборудование: акваланги, маски, гидрокостюмы, грузовые пояса и т.п., размещалась в корме судна. В нее можно было попасть либо с палубы, либо прямо из моря. Через толстое стекло иллюминаторов, устроенных в подводной части судна, при чистой воде можно было наблюдать дно. «Си Дайвер» был оборудован тяжелыми лебедками для подъема пушек и других предметов со дна моря, вооружен парой гидроакустических станций и приборами для поиска подводных объектов. Порт-Рояль- этот пиратский «Вавилон», достигший зенита своей славы в годы легендарного Генри Моргана, должен был стать первым испытанием для детища Эдвина А.Линка.
За десять недель работы исследователями была составлена наиболее точная из существующих карт города до землетрясения. Подняты сотни ценных предметов, дающих представление о жизни города того времени: котлы с остатками пищи, деревянные подносы для хлеба, оловянные тарелки и ложки, сковородка, медные подсвечники, курительные трубки и бутылки, сотни бутылок. Шокированный их количеством Бернард Левис, директор Института Ямайки, заявил журналистам: «Я уверен, что здесь бутылок XVII века больше, чем в любом другом месте мира. Создается впечатление, что старый Порт-Рояль больше всего времени тратил на пьянство и курение». На древней карте в этом месте значилось хозяйство, принадлежавшее Джеймсу Литтлетону. Однако самой уникальной находкой оказались прекрасно сохранившиеся латунные часы со следами покрытия из кожи. Клеймо мастера-часовщика открыло дату их изготовления. Они были созданы Полем Блонделем в 1686 году, который был гугенотом-эмигрантом из Чалонса. Время — 17 минут до полудня, установленное благодаря рентгеновским снимкам следов от стрелок, указывало точный момент катастрофы. Спустя шесть лет на улицы затонувшего города спустились подводные археологи экспедиции Роберта Маркса, организованной Институтом Ямайки и Комиссией национального фонда. Первой большой находкой экспедиции стала обвалившаяся стена, вокруг которой были разбросаны кухонная утварь и оловянная посуда, бутылки из-под рома и свыше пятисот курительных трубок. Это становилось традицией — находить в начале работы таверну. Как показали исследования, она принадлежала некоему Ричарду Коллинзу. Догадку подтвердили инициалы «Р.К.», нанесенные на двух оловянных тарелках и ложках. Очень важным событием раскопок было открытие двух не обвалившихся домов. Потребовался целый день для того, чтобы откопать верхние полтора метра здания длиной I метров и шириной 5, при толщине 60 сантиметров. Радость находки чуть не закончилась трагедией. При зарисовке сооружения одна из стен рухнула, придавив Роберта Маркса. К счастью, она прижала его лицо к клапану продувки легочного автомата, и водолаз продолжал получать воздух и тогда, когда был без сознания. Сбросить накрывшие его обломки стены не удалось. Оставался единственный способ спастись — прокопать себе руками путь вперед. Марксу показалось, что прошли годы, прежде чем кончики его пальцев ощутили край стены. Извиваясь, он продвигался по прорытому тоннелю, пока не освободил руки и голову. Неожиданно легочный автомат застрял между двумя кирпичами. Запас воздуха в акваланге заканчив&ася. С каждой секундой дышать становилось тяжелее. Оставался последний шанс — со всей силой он рванулся вперед, легочный автомат оторвался и выпустил из объятий подводного города обессиленного водолаза.
Через несколько дней напряженного труда исследователям повезло: были найдены серебряные карманные часы лондонской фирмы «Гиббс» прекрасной сохранности и сундук со старинными испанскими серебряными монетами. Архивные документы рассказали, как сокровища, принадлежащие испанской короне, оказались в Порт-Рояле. Они были подняты и доставлены в Порт-Рояль рыбаками с трех испанских галеонов, потерпевших крушение недалеко от острова.
Известие о найденных ценностях, стоимость которых досужие языки преувеличили в несколько сотен раз, облетело Ямайку. Потребовалось несколько недель, чтобы полиция успокоила возбужденных обывателей и охотников за сокровищами. В последующие дни было обнаружено еще несколько тысяч испанских серебряных монет в хорошей сохранности, золотые кольца и запонки, детали больших часов и прекрасная статуэтка из китайского фарфора, изображающая женщину с ребенком на коленях. На этот раз полиция понадобилась не только для того, чтобы удержать любопытных, мешающих работать, ной для зашиты сотрудников экспедиции. Местная мафия угрожала смертью, если ученые не поделятся находками. В дело включились и политики. Оппозиция обвинила правящую партию, в том, что она украла сокровища. А парламент поставил на обсуждение вопрос вообще о прекращении работ. К счастью, для подводных археологов все кончилось благополучно, исследования были продолжены. Роберт Маркс сделал еще одно открытие: им были найдены останки корабля водоизмещением 250-300 тонн. Размеры орудия, найденного поблизости, свидетельствовали о том, что это был военный корабль. А согласно сведениям, полученным из английского адмиралтейства, единственным военным кораблем, погибшим в Порт-Рояле, был фрегат «Сван». Он имел длину около 25 метров и водоизмещение 305 тонн. Эти данные полностью подходили к обнаруженному экспедицией судну.
Раскопки под руководством Роберта Маркса продолжались до 1968 года, а в 1981 году, благодаря совместной программе правительства Ямайки и Института подводной археологии при Техасском университете, «Порт-Рояль стал объектом обязательной практики студентов — подводных археологов
|