Журнал Нептун № 3/2006
После затопления черноморской эскадры в предвоенный период ЭПРОНом было поднято и введено в строй, или утилизировано большое количество кораблей. Но часть из них по разным причинам до сих пор покоится на дне Цемесской бухты.
Увлечение дайвингом, как одним из самых интересных видов активного и познавательного отдыха, подтолкнуло весь мир к созданию инфраструктуры на всех известных курортах. Наша страна не осталась в стороне и, после снятия подозрений в шпионско-диверсионной направленности подводной деятельности, «лихо бросилась» заполнять брешь в этом виде развлечений. Пройдет еще немного времени и, как и во всем остальном, мы будем «впереди планеты всей». Москва, объявленная портом 7 морей, по количеству дайв-центров и клубов уже опережает многие легендарные курорты и столицы крупнейших государств. Массы сертифицированных дайверов устремились во все стороны света «с головой окунуться» в подводные приключения. Не остались без внимания и наши Российские берега, а особенно черноморское побережье «кубанского» края. Силами местных подводников-энтузиастов и «продвинутых» столичных дайверов в нелегкой борьбе с представителями местной администрации, а иногда и при их поддержке, началось активное освоение береговой линии, создание и развитие дайв-центров. Хоть и не досталось нашей природе «рыбного супа» тропиков и «баунти» коралловых островов, зато есть суровая красота подводных ландшафтов и богатое наследие перипетий пашей Истории.
Развитие дайв-центров зачастую имело хаотичный характер, возникали они спонтанно и не всегда ладили друг с другом, совершенно необоснованно опасаясь конкуренции. Кто знает, может быть, начав грамотное и планомерное освоение побережья, у нас уже была бы развита серьезная инфраструктура? А если бы это возглавила подводная федерация...
А пока, жизнь налаживает процесс нелегким эволюционным путем, наш менталитет не позволяет нам учиться на ошибках других. Процветает еще и «черный» дайвинг, когда, не утруждаясь процессом обучения по стандартам какой-либо из признанных мировых систем, клиента сразу ведут штурмовать морские глубины на технически неисправном снаряжении и без соответствующей термозащиты в угоду быстрому заработку. Но не будем о грустном, ведь уже имеется довольно большой положительный опыт. Это - местная Ассоциация «Черноморский подводник», объединившая дайв-центры от Анапы до Геленджика, и развивающаяся сеть дайв-центров «Акула» спортивного клуба «Дайвинг» из Москвы, простирающаяся уже до Лазоревского. От Анапы до Тамани.
Итак, начнем по порядку, точнее, с «нулевой» отметки по часовой стрелке. Тамань - заветный край для организации поисковых археологических экспедиций и «черных» археологов, весьма богат на античные находки, как в прибрежной части моря, так и на берегу. Говорят, раньше, если копнуть дюну и промыть пару лотков, гарантированно можно было найти древнюю монетку, несколько керамических черепков, а если повезет то целый клад. Глубины для подводных изысканий весьма доступны — 5—7 метров, но для гарантированных находок нужен «пылесос». Да и все поисковые работы должны проводиться организованно и под эгидой фонда «Культурного наследия края» или других официальных организаций имеющих соответствующие разрешения.
Из объектов для дайвинга (дайв-сайтов) в этом регионе интерес представляет м. Панагея и банка Марии Магдалины — места стоянки античных судов — с фрагментами древнего судна, предположительно, греческой галеры. На побережье — песчаные дюны, лиманы, грязи. Полное отсутствие инфраструктуры дайвинга прослеживается по побережью вплоть до Анапы. Погружения обеспечиваются анапскими дайв-центрами с относительно скоростного дайв-бота, арендуемого в яхт-клубе. Двигаемся далее на восток до Благовещенки. В этом районе лежит на глубине 11 — 15 м танкер «Валериан Куйбышев», на который возможны погружения с проникновением во внутренние полости. Он затонул в результате бомбового удара немецкой авиации в 1942 г. Корпус разорвало на две части, и кормовая и носовая части лежат в 70 м друг от друга. Хорошо сохранились гребные винты и палубные надстройки, по которым объект нетрудно обнаружить с поверхности. За долгие годы судно превратилось в искусственный риф, густонаселенный мидией, устрицей и всепожирающим рапаном. Часто встречаются красавцы горбыли, отливающие светящимся «электриком» бобыри и, конечно же, губан рулена.
Следующий дайв-сайт — тоже «рэк», пользующийся особой популярностью у шноркелистов из-за малой глубины залегания — 6—8 метров и обилия мидий. Рассказывают, что во время войны «Одесский горсовет» — именно так называется этот сухогруз — спас многих местных жителей от голода. Его трюмы и по сей день заполнены мешками с мукой. При намокании на муке образуется твердый непромокаемый панцирь, а внутри — как только с мельницы. Конечно же, сейчас остатки уже сцементировались и не поддаются самому острому ножу. Объект великолепно подходит еще неопытным дайверам для познания и отработки элементарных приемов из курса «Wrack Diving». Малая глубина, прекрасная освещенность и прозрачная вода позволяют делать интересные фотографии и оттачивать навыки. На берегу недалеко расположен Витязевский лиман с весьма целебной черной грязью из морских водорослей, цаплями и черноморской кефалью, заходящей туда через протоку, соединяющую лиман с морем в зимний период. Начиная с этого места, пустынные дюны сменяются густонаселенной курортной зоной — п. Витязево, Верхнее и Нижнее Джемете, роскошные особняки Пионерского проспекта, и наконец — сама Анапа.
Из-за малой глубины и розы ветров, преимущественно дующих с юга, город не случайно снискал себе славу детского курорта. В Анапе самая теплая вода, ее ветер пригоняет с моря и не только ее..., в ней активно развиваются нитевидные водоросли с местным названием «муляка». Как вы догадываетесь, городские пляжи — везде не лучшее место для дайвинга, поэтому опустим этот участок и направимся к яхт-клубу и Высокому берегу. Отсюда, под водой, начинаются первые гряды Главного Кавказского хребта. Это — один из самых интересных участков побережья для дайверов, и он заслуживает отдельного подробного описания, что и будет сделано в одном из ближайших выпусков нашего журнала.
Следующим за Анапой (по географическому положению) стоит город-герой Новороссийск — крупнейший порт и популярный дайв-сайт, представленный клубом «Адмирал Нельсон». Корабли Черноморской эскадры, оставшиеся лежать в Цемесской бухте с 1918 года
После затопления Черноморской эскадры в предвоенный период ЭПРОНом было поднято и введено в строй или утилизировано большое количество кораблей. Но часть из них по разным причинам до сих пор покоится на дне Цемесской бухты. Эскадренный миноносец «Громкий»
Про этот корабль ходит очень много слухов, благодаря тому факту, что затапливали его отдельно от всей эскадры. Один из самых ажиотажных слухов: на нем затоплено золото Кубанской Казачьей Рады, и при отходе на внешний рейд торпедные аппараты и орудия были приведены в боевое положение.
Но в действительности в момент затопления экипаж состоял всего лишь из шести человек, которые едва могли поддерживать способность корабля передвигаться, поэтому о возможности какого-либо сопротивления и говорить не приходится. Современная история миноносца начинается с 1947 года, когда после войны при разминировании бухты водолазы буквально пешком прочесывали всю акваторию. Корабль обследовали два водолаза, по описаниям которых подъем данного корабля был признан нецелесообразным. Далее про него все забыли.
В 2001 году дайверы из Центра подводного плавания «Адмирал Нельсон» организовали первую с тех времен экспедицию по поиску легендарного миноносца. Но найти корабль не удалось по большей части из-за отсутствия достоверной информации о месте затопления. Успеха дайверы смогли добиться только в 2002 году во время масштабной операции по поиску новых затопленных объектов. На экране эхолота отбился небольшой всплеск, так как день близился к завершению, было принято решение сделать непродолжительное погружение для разведки перспектив объекта. Получилось так, что маркерный буй упал в районе кормы. Сделав круг в районе кормовой части, не увидев ничего интересного, дайверы всплыли. Особенность миноносцев состоит в том, что они при большой длине корпуса имеют маленькую ширину и маленькие надстройки. Так как «Громкий» лежит на боку, превышение над грунтом у него небольшое, что и затрудняло его поиски, кроме того, при первом погружении создалось впечатление, что это — кормовая часть какого-то небольшого судна.
Самое интересное началось вечером, когда дайверы собрались за кружкой хорошего крепкого чая, чтобы обсудить события погружения. Во время дискуссий выяснилось, что у транспортного судна не может быть такого пера руля и двух скоростных винтов. Когда чай почти закончился, сомнений практически не осталось: данный объект является эскадренным миноносцем «Громкий». Хотя с этого момента прошло уже несколько лет, нельзя сказать, что «Громкий» —достаточно обследованный подводный объект. Сказывается и глубина 44 м по грунту, и неудобное место расположения относительно движения транспортных судов. На сегодняшний день можно сказать следующее: эскадренный миноносец «Громкий», длина около 100 м, ширина — Юм, лежит на левом боку, траверс поселка Мысхако, глубина по грунту — 44 м, минимальная по объекту 38 м. Доступ во внутренние помещения затруднен по причине узких и заиленных проходов, хорошо просматриваются винты, трубы, носовая надстройка, форштевень за гнут в результате удара о грунт. Рекомендуется делать не меньше двух бездекомпрессионных погружений из-за большой длины судна.
Линейный корабль «Свободная Россия» («Екатерина Великая»)
Трагическому финалу этого корабля предшествовала героическая слава. Приведем только один факт: турецко-германский линкор «Бреслау» никогда не решался вступать в бой с «Екатериной Великой», всегда спасаясь бегством от огневой мощи линкора. Погружения дайверов на этот корабль начали осуществляться с 2000 года. На сегодняшний день корабль выглядит примерно так: линкор лежит вверх килем форштевнем в сторону м. Пенай на траверсе мыса Дооб, глубина 38-42 м, наивысшая точка по объекту 29 м. Носовая часть в результате взрыва сильно разрушена, благодаря чему образовалось множество удобных проемов для доступа во внутренние помещения, остальной корпус - практически цел с небольшими пробоинами, оставшимися от попадания торпед с эсминца «Керчь», винты на валолиниях отсутствуют.
Корабль идеально подходит для тренировок и для погружений с проникновением внутрь. Основное свободное пространство внутри корабля занимает машинное отделение, которое представляет собой большие просторные залы, где тесно не будет даже компании из нескольких техно-дайверов. В любом случае, одного и даже двух погружений на этот корабль — мало, чтобы поверхностно обследовать корабль нужно сделать не менее пяти бездекомпрессионных погружений.
В общем, для всех любителей профессионального экстрима мы можем предоставить весь спектр острых ощущений, включая уход от погони катеров портконтроля
|