Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Петров Дм. Черное море хранит. Печать

Журнал Нептун № 3/2006

 После затопления черноморской эскадры в предвоенный период ЭПРОНом  было поднято и введено в строй, или утилизировано большое количество кораблей. Но часть из них по разным причинам до сих пор покоится на дне Цемесской бухты.

      Увлечение дайвингом,   как одним из самых интересных видов активного и познавательного отдыха, подтолкну­ло весь мир к созданию инфраструктуры на всех известных курортах. Наша страна не ос­талась в стороне и, после снятия подозрений в шпионско-диверсионной направленности подводной деятельности, «лихо бросилась» заполнять брешь в этом виде развлечений. Пройдет еще немного времени и, как и во всем остальном, мы будем «впереди планеты всей». Москва, объявленная портом 7 мо­рей, по количеству дайв-центров и клубов уже опережает многие легендарные курорты и столицы крупнейших государств. Массы сертифицированных дайверов устремились во все стороны света «с головой окунуть­ся» в подводные приключения. Не остались без внимания и наши Российские берега, а особенно черноморское побережье «кубан­ского» края. Силами местных подводников-энтузиастов и «продвинутых» столичных дайверов в нелегкой борьбе с представителя­ми местной администрации, а иногда и при их поддержке, началось активное освоение береговой линии, создание и развитие дайв-центров. Хоть и не досталось нашей природе «рыбного супа» тропиков и «баунти» корал­ловых островов, зато есть суровая красота подводных ландшафтов и богатое наследие перипетий пашей Истории.

Развитие дайв-центров зачастую имело хаотичный характер, возникали они спон­танно и не всегда ладили друг с другом, со­вершенно необоснованно опасаясь конку­ренции. Кто знает, может быть, начав гра­мотное и планомерное освоение побережья, у нас уже была бы развита серьезная инфра­структура? А если бы это возглавила подвод­ная федерация...

      А пока, жизнь налаживает процесс нелег­ким эволюционным путем, наш менталитет не позволяет нам учиться на ошибках дру­гих. Процветает еще и «черный» дайвинг, когда, не утруждаясь процессом обучения по стандартам какой-либо из признанных ми­ровых систем, клиента сразу ведут штурмо­вать морские глубины на технически неис­правном снаряжении и без соответствующей термозащиты в угоду быстрому заработку. Но не будем о грустном, ведь уже имеется довольно большой положительный опыт. Это - местная Ассоциация «Черноморский подводник», объединившая дайв-центры от Анапы до Геленджика, и развивающаяся сеть дайв-центров «Акула» спортивного клу­ба «Дайвинг» из Москвы, простирающаяся уже до Лазоревского. От Анапы до Тамани.

Итак, начнем по порядку, точнее, с «ну­левой» отметки по часовой стрелке. Тамань - заветный край для организации поисковых археологических экспедиций и «черных» ар­хеологов, весьма богат на античные находки, как в прибрежной части моря, так и на бе­регу. Говорят, раньше, если копнуть дюну и промыть пару лотков, гарантированно мож­но было найти древнюю монетку, несколько керамических черепков, а если повезет то целый клад. Глубины для подводных изыс­каний весьма доступны — 5—7 метров, но для гарантированных находок нужен «пылесос». Да и все поисковые работы должны прово­диться организованно и под эгидой фонда «Культурного наследия края» или других официальных организаций имеющих соот­ветствующие разрешения.

       Из объектов для дайвинга (дайв-сайтов) в этом регионе интерес представляет м. Панагея и банка Марии Магдалины — места стоянки античных судов — с фрагментами древнего судна, предположительно, гре­ческой галеры. На побережье — песчаные дюны, лиманы, грязи. Полное отсутствие инфраструктуры дайвинга прослеживается по побережью вплоть до Анапы. Погруже­ния обеспечиваются анапскими дайв-центрами с относительно скоростного дайв-бота, арендуемого в яхт-клубе. Двигаемся далее на восток до Благовещенки. В этом районе лежит на глубине 11 — 15 м танкер «Валериан Куйбышев», на который возможны погружения с проникно­вением во внутренние полости. Он затонул в результате бомбового удара немецкой авиа­ции в 1942 г. Корпус разорвало на две час­ти, и кормовая и носовая части лежат в 70 м друг от друга. Хорошо сохранились гребные винты и палубные надстройки, по которым объект нетрудно обнаружить с поверхности. За долгие годы судно превратилось в искус­ственный риф, густонаселенный мидией, устрицей и всепожирающим рапаном. Час­то встречаются красавцы горбыли, отлива­ющие светящимся «электриком» бобыри и, конечно же, губан рулена.

Следующий дайв-сайт — тоже «рэк», пользующийся особой популярностью у шноркелистов из-за малой глубины залега­ния — 6—8 метров и обилия мидий. Рассказы­вают, что во время войны «Одесский горсо­вет» — именно так называется этот сухогруз — спас многих местных жителей от голода. Его трюмы и по сей день заполнены меш­ками с мукой. При намокании на муке об­разуется твердый непромокаемый панцирь, а внутри — как только с мельницы. Конечно же, сейчас остатки уже сцементировались и не поддаются самому острому ножу. Объ­ект великолепно подходит еще неопытным дайверам для познания и отработки элемен­тарных приемов из курса «Wrack Diving». Малая глубина, прекрасная освещенность и прозрачная вода позволяют делать интерес­ные фотографии и оттачивать навыки. На берегу недалеко расположен Витязевский лиман с весьма целебной черной грязью из морских водорослей, цаплями и черномор­ской кефалью, заходящей туда через прото­ку, соединяющую лиман с морем в зимний период. Начиная с этого места, пустынные дюны сменяются густонаселенной курорт­ной зоной — п. Витязево, Верхнее и Нижнее Джемете, роскошные особняки Пионерско­го проспекта, и наконец — сама Анапа.

       Из-за малой глубины и розы ветров, пре­имущественно дующих с юга, город не слу­чайно снискал себе славу детского курорта. В Анапе самая теплая вода, ее ветер приго­няет с моря и не только ее..., в ней активно развиваются нитевидные водоросли с мес­тным названием «муляка». Как вы догады­ваетесь, городские пляжи — везде не лучшее место для дайвинга, поэтому опустим этот участок и направимся к яхт-клубу и Высоко­му берегу. Отсюда, под водой, начинаются первые гряды Главного Кавказского хребта. Это — один из самых интересных участков побережья для дайверов, и он заслуживает отдельного подробного описания, что и бу­дет сделано в одном из ближайших выпусков нашего журнала.

Следующим за Анапой (по географичес­кому положению) стоит город-герой Ново­российск — крупнейший порт и популярный дайв-сайт, представленный клубом «Адми­рал Нельсон». Корабли Черноморской эскадры, оставшиеся лежать в Цемесской бухте с 1918 года

После затопления Черноморской эскад­ры в предвоенный период ЭПРОНом было поднято и введено в строй или утилизирова­но большое количество кораблей. Но часть из них по разным причинам до сих пор по­коится на дне Цемесской бухты. Эскадренный миноносец «Громкий»

Про этот корабль ходит очень много слу­хов, благодаря тому факту, что затапливали его отдельно от всей эскадры. Один из самых ажиотажных слухов: на нем затоплено золо­то Кубанской Казачьей Рады, и при отходе на внешний рейд торпедные аппараты и ору­дия были приведены в боевое положение.

Но в действительности в момент затоп­ления экипаж состоял всего лишь из шести человек, которые едва могли поддерживать способность корабля передвигаться, поэто­му о возможности какого-либо сопротивле­ния и говорить не приходится. Современная история миноносца начи­нается с 1947 года, когда после войны при разминировании бухты водолазы буквально пешком прочесывали всю акваторию. Ко­рабль обследовали два водолаза, по описа­ниям которых подъем данного корабля был признан нецелесообразным. Далее про него все забыли.

  В 2001 году дайверы из Центра подвод­ного плавания «Адмирал Нельсон» органи­зовали первую с тех времен экспедицию по поиску легендарного миноносца. Но найти корабль не удалось по большей части из-за отсутствия достоверной инфор­мации о месте затопления. Успеха дайверы смогли добиться только в 2002 году во время масштабной операции по поиску новых затопленных объектов. На экране эхолота отбился небольшой всплеск, так как день близился к завершению, было принято решение сделать непродолжитель­ное погружение для разведки перспектив объекта. Получилось так, что маркерный буй упал в районе кормы. Сделав круг в районе кормовой части, не увидев ничего интерес­ного, дайверы всплыли. Особенность мино­носцев состоит в том, что они при большой длине корпуса имеют маленькую ширину и маленькие надстройки. Так как «Громкий» лежит на боку, превышение над грунтом у него небольшое, что и затрудняло его по­иски, кроме того, при первом погружении создалось впечатление, что это — кормовая часть какого-то небольшого судна.

Самое интересное началось вечером, ког­да дайверы собрались за кружкой хорошего крепкого чая, чтобы обсудить события погру­жения. Во время дискуссий выяснилось, что у транспортного судна не может быть такого пера руля и двух скоростных винтов. Когда чай почти закончился, сомнений практичес­ки не осталось: данный объект является эс­кадренным миноносцем «Громкий». Хотя с этого момента прошло уже не­сколько лет, нельзя сказать, что «Громкий» достаточно   обследованный   подводный объект. Сказывается и глубина 44 м по грун­ту, и неудобное место расположения относи­тельно движения транспортных судов. На се­годняшний день можно сказать следующее: эскадренный миноносец «Громкий», длина около 100 м, ширина — Юм, лежит на левом боку, траверс поселка Мысхако, глубина по грунту — 44 м, минимальная по объекту 38 м. Доступ во внутренние помещения затруднен по причине узких и заиленных проходов, хорошо просматриваются винты, трубы, носовая надстройка, форштевень за­ гнут в результате удара о грунт.  Рекомендуется делать не меньше двух бездекомпрессионных погружений из-за большой длины судна.

Линейный корабль «Свободная Россия» («Екатерина Великая»)

Трагическому финалу этого корабля предшествовала героическая слава. При­ведем только один факт: турецко-германс­кий линкор «Бреслау» никогда не решался вступать в бой с «Екатериной Великой», всегда спасаясь бегством от огневой мощи линкора. Погружения дайверов на этот корабль на­чали осуществляться с 2000 года. На сегод­няшний день корабль выглядит примерно так: линкор лежит вверх килем форштевнем в сторону м. Пенай на траверсе мыса Дооб, глубина 38-42 м, наивысшая точка по объ­екту 29 м. Носовая часть в результате взрыва сильно разрушена, благодаря чему образо­валось множество удобных проемов для до­ступа во внутренние помещения, остальной корпус - практически цел с небольшими пробоинами, оставшимися от попадания торпед с эсминца «Керчь», винты на валолиниях отсутствуют.

Корабль идеально подходит для трени­ровок и для погружений с проникновением внутрь. Основное свободное пространство внутри корабля занимает машинное отделение, которое представляет собой большие просторные залы, где тесно не будет даже компании из нескольких техно-дайверов. В любом случае, одного и даже двух погруже­ний на этот корабль — мало, чтобы поверх­ностно обследовать корабль нужно сделать не менее пяти бездекомпрессионных погру­жений.

     В общем, для всех любителей профессио­нального экстрима мы можем предоставить весь спектр острых ощущений, включая уход от погони катеров портконтроля

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов