Нептун № 2/2006
Пожалуй, не одно европейское государство, связанное с мореплаванием и судостроением, не имеет такого количества исторических кораблей-памятников, как Голландия.
Среди этих уникальных «оживших» свидетелей прошлого особое место занимает корабль-копия «Батавия». Он знаменит не только своей трагической судьбой, но и топ идеей, которую заложили в проект его воссоздания современные историки судостроения
Подлинная «Батавия» была построена в 1628 году в Амстердаме по заказу Ост-Индской компании (V.O.C., Vereenigde Oostin-dische Compagnie). Жизнь корабля оказалась недолгой — парное путешествие стало и последним. Отплыв в качестве флагмана флотилии компании к берегам Индии, «Батавия» 3 июня 1629 года потерпела крушение, разбившись о скалы Хаутмен у малоизученного тогда западного побережья Австралии. Четырем десяткам человек — пассажирам и членам команды — так и не удалось добраться до небольшого островка, у которого затонула «Батавия». Радость оставшихся в живых 300 человек была преждевременной. Остров оказался пустынным. Людям грозила гибель от жажды и голода. Оставалась последняя надежда — добраться на уцелевшей корабельной шлюпке до острова Ява и просить помощи. Капитан Франциско Пельсаертс несколькими офицерами отправился в путь. Он и предположить не мог, что судьба, благосклонная к нему, окажется столь жестокой по отношению к оставшимся на острове.
О трагедии, постигшей более 100 человек, он узнал после своего возвращения. На острове вспыхнул мятеж. Его возглавил один из официальных представителей компании Ерониус Корнелиус. Он провозгласил себя королем и с группой единомышленников жестоко расправился с недовольными. К приходу Пельсаерта королю-самозванцу сопротивлялся лишь небольшой отряд солдат под командованием Виеста Хейса. Помощь подоспела своевременно. Корнелиус и часть мятежников были схвачены и казнены. Группа преступников бежала с острова на шлюпке и пропала без вести. Место гибели «Батавии» было установлено в 1963 году. А спустя 10 лет подводные археологи приступили к его обследованию и комплексным раскопкам.
На острове Бикон, лежащем вблизи района кораблекрушения, был разбит базовый лагерь: возведены жилые и складские помещения, выстроен большой пирс. Он предназначался для швартовки экспедиционного судна «Генриетта», специально сконструированного для подводных работ и принадлежавшего Западно-Австралийскому музею. Последовательность и методика раскопок были тщательно продуманы, но их приходилось постоянно менять из-за различных «всплывающих» трудностей.
Археологу, работающему под водой, приходится решать немало проблем. И самая трудная из них заключается в невозможности предвидеть, какие условия сложатся на месте работы даже в ближайшее время. Если, например, поднимется волнение, то находка, оставленная в раскопе незакрепленной, может быть значительно смещена (что приведет к потере научной информации) или вообще безвозвратно утрачена. Поэтому при работах на «Батавии» приходилось расчищать «до нуля» лишь небольшой участок и только после его изучения переходить к другому. На каждом участке послойно снимались наносы песка и ила, затем регистрировались найденные предметы и части конструкции корабля. После этого делали серию фотоснимков обнаруженного объекта с помощью квадратной решетчатой рамы, позволяющей фотографировать строго сверху вниз. Тем самым достигалась плановость изображения без «смазанности» размеров из-за угла наклона камеры. Так, участок за участком, археологам удалось получить фотомонтажи всех слоев раскопа, которые впоследствии стали основой для реконструкции.
К концу раскопок, которые продолжались полтора года (три сезона по шесть месяцев), ученые имели в своем распоряжении фотомонтажи остова «Батавии», снимки каждой детали судна, выполненные в натуральную величину, кальки всех найденных элементов конструкции. Уменьшенные в 10 раз, они послужили ключевым материалом для первой рабочей модели корабля, выполненной специалистами Института морской археологии Техасского университета. Впоследствии эта модель неоднократно уточнялась и «шлифовалась» на ЭВМ. Вторая жизнь «Батавии» началась спустя почти 350 лет. Ее «отцом» стал известный голландский строитель традиционных парусников Биллем Вое.
Еще в 1970-х годах он вынашивал идею воссоздания максимально точной копии судна XVII века. Его выбор пал на легендарный корабль. Важнейшей отличительной чертой нового корабля должна была стать его достоверность. Для этой цели к работе были привлечены корабельные плотники и мастера, прошедшие подготовку по программе, разработанной на основе исторических документов. По словам Boca, он «бросил» вызов кораблестроителям XV11 века. Реконструкция «Батавии» должна была показать, на что способны современные мастера.
Реализация проекта, главными направлениями которого стали исторический поиск и конструктивные эксперименты, началась в 1985 году. До этого была проведена огромная архивная работа, позволившая определить основные особенности голландского судостроения XVII века. Найденные документы показали, что «Батавия» относилась к наиболее крупным судам, строившимся Ост-Индской компанией. Она имела в длину 160 амстердамских футов (45, 28 м), помещения в корме, 24 тяжелые пушки. Эти особенности, а также приспособленность судна к длительным, продолжительностью более года, путешествиям определяли основные конструктивные узлы корабля.
Новая «Батавия» была заложена на верфи в Лелейстаде, ставшей вскоре центром традиционного судостроения, школой высокопрофессиональных мастеров, «живым» музеем, ежегодно принимающим сотни тысяч посетителей. 7 апреля 1995 году мечта «крестного отца» Виллема Boca сбылась. Корабль со всеми полагающимися ему почестями был торжественно наречен королевой Нидерландов Беатрис «Батавией» и с соблюдением традиций XVII века спущен на воду. После прохождения необходимых испытаний «Батавия» XX века 25 сентября 1999 года отправилась по своему историческому маршруту — к берегам Австралии. На этот раз судьба была милостива к его создателям и команде.
Преодолев тяготы морского путешествия, «Батавия» благополучно достигла берегов континента. По пути в Сидней команда корабля посетила морской музей во Фримантле, где были выставлены находки, обнаруженные на судне во время подводных археологических работ: более десяти лет потребовалось специалистам, чтобы провести основной комплекс консервационных работ и подготовить предметы и детали конструкции корабля к музейному показу.
12 июня 2001 года «Батавия» вернулась в Лелейстад, показав своим историческим походом возможности современных судостроителей. Но самое главное — авторы проекта доказали, что мечта, даже на первый взгляд фантастическая, с приложением упорства и труда ведет к успеху.
|