Москва, сборник КПДР, 2006
Выборгское сражение является крупнейшей морской битвой парусных флотов на Балтике. Если считать все корабли и суда, находившиеся в районе сражения, то по выявленным на сегодняшний день данным в нем приняло участие не менее 550 вымпелов разных рангов и типов и до 75000 человек. Из этого числа более 100 вымпелов погибло и сегодня они представляют собой самое крупное в мире скопление на дне останков военных и транспортных судов второй половины XVIII века. Автором на основе изучения и анализа архивных материалов была выполнена детальная реконструкция хода сражения, что позволило выделить ряд полигонов, где следует искать останки погибших судов. На основании этих данных в 1990-1997 годах было обнаружено большое количество объектов, ряд из которых были обследованы и идентифицированы как погибшие в Выборгском сражении. В летний сезон 2003 года в рамках проекта «Тайны затонувших кораблей» было организовано несколько экспедиций по поиску и обследованию новых объектов, представлявших интерес как с точки зрения истории, так и в качестве основы для съемок фильма.
Первым из них была шведская яхта «Аврора», погибшая 23 июня по русскому календарю (3 июля по шведскому стилю)[i] 1790 года на третьем этапе Выборгского морского сражения. Корабль утонул в результате пробоины, полученной от попадания русского ядра ниже ватерлинии. В момент гибели экипаж успел перейти на другое судно, но по условиям эвакуации не мог взять с собой ни судового, ни собственного имущества, ни оружия.
Фактически яхта утонула, не имея существенных повреждений и в силу этого представляла собой интерес как целостный объект с богатой коллекцией.
Яхта была обнаружена с помощью гидролокатора бокового обзора при поисково-картировочной съемке V полигона Выборгского сражения. На первой фазе работы была произведена детальная гидроакустическая съемка объекта с помощью нового гидролокатора бокового обзора с рабочей частотой 400 кГц (модель 3) с различных ракурсов, для точного определения ее положения в пространстве.Во второй фазе водолазы провели разметку участка дна занятого корпусом корабля, с помощью мерных синтетических канатов, отмаркированных через 1 метр, причем каждый второй метр был размечен на отрезки длиной 10 см. Схема разметки включала прокладку одного осевого каната длиной 22 м и 11 поперечных канатов длиной по 12-14 м, натянутых через 2 метра параллельно друг другу. В носовой части два первых каната проложены через 1 метр. На третьей фазе была выполнена сплошная площадная фотосъемка корпуса яхты с целью составления фотопланшета (фотоплана) останков корабля. К сожалению, низкая прозрачность воды в летний период позволяла вести съемку с дистанции не более 1,5 м, что заставило ограничиться лишь фиксацией собственно корпуса, без съемок окружающего дна. В ходе четвертой фазы исследований водолазами были проведены обмеры основных элементов конструкции яхты и произведено их фотографирование. Параллельно осуществлялось обследование пространства дна вокруг корпуса и определение местоположения найденных деталей относительно корпуса и их обмеры. На завершающей пятой фазе водолазы-исследователи провели частичное обследование пространства внутри корпуса с целью поиска сохранившихся предметов, фиксации их местоположения и последующего подъема некоторых из них для идентификации. Всего в ходе экспедиции было получено 10 гидроакустических изображений корпуса яхты, отснято 150 минут видеоизображения.
Корпус яхты в целом сохранился, под влиянием течений, штормов подвергся естественному разрушению, в том числе вследствие коррозии скреплявших его железных элементов. Сегодня корпус стоит на ровном киле носом по курсу и частично замыт в грунт на глубину примерно 1,0-1,25 метра. Из грунта торчат греп, форштевень, оба борта в сборе, ахтерштевень и корабельный руль с румпелем, корабельный насос. Глубина до дна у грепа -23,8 метра, высота грепа и форштевня над грунтом - 0,8 метра. Глубина до дна у ахтерштевня - 23,6 метра. Высота ахтерштевня над грунтом - 3,2 метра, высота руля 3,6 метра. Глубина до грунта у подножия насоса - 23 метра, его высота - 2,0 метра. Наружный диаметр деревянной трубы - 200 мм, внутренней - 130 мм. Поскольку болты, скреплявшие борта со штевнями полностью сгнили, оба борта наклонились вправо и влево, сохраняя свою целостность . По обоим бортам имелось по 24 шпангоута сечением 90х90 мм и 8Ох8О. Сегодня по правому борту все шпангоуты стоят и несут наружную обшивку. По левому борту наружная обшивка полностью сохранилась от носа до середины корпуса на высоту 8 досок. В кормовой части 4 шпангоута упали на грунт и на оставшихся наружная обшивка сохранилась на высоту 3 досок. Палубный настил рухнул внутрь, и сейчас палубные доски и доски внутренней обшивки устилают корпус яхты изнутри.
Внутри корпуса сохранилась нижняя часть судовой печи, имеющая в плане размеры 820*580мм, которая торчит над грунтом на 400 мм. Вокруг печи хаотически лежат кирпичи из размытых верхних поясов (?). Общее их количество превышает 80 штук, что позволяет предположить, что размыто, как минимум 4 «пояса» печи, поскольку кладку одного пояса составляют 19 кирпичей.
С трех сторон от печи найдены остатки 3 ящиков, в одном их которых - с правого борта хранилось имущество боцмана (парусного мастера?), в другом - оружие, а в третьем - деньги. Здесь же было обнаружено 2 больших медных бака, много посуды и большой глиняный горшок.
Пространство вокруг корпуса также усеяно упавшими с бортов элементами конструкции. Впереди грепа наиболее крупными элементами являются княвдигед, форштевень, детали носового украшения и полубака. В 3,5 метрах от форштевня в сторону кормы, справа и слева от корпуса лежат 2 коротких пушки в сборе со станками и поворотными платформами, на которых они крепились. В 5 метрах вперед по носу обнаружен прекрасно сохранившийся барабан брашпиля длиной 1,8 метра, а также мачтовое дерево.
В целом корпус соответствует конструкции шведских военных яхт конца XVIII века, изображению «Авроры» на картине Шульца, и легко поддается реконструкции.
Найденный корпус в силу своей хорошей сохранности и богатству коллекции следует рассматривать в качестве одного из основных объектов для проведения полномасштабных работ по подводным раскопкам. При этом вполне реальной представляется возможность полного размыва корпуса с последующим его подъемом по частям, консервацией и сборкой для экспонирования. Разумеется, речь о таких работах может идти только после создания консервационной и реставрационной базы и проведения полной фиксации и регистрации всех деталей корпуса и корабельного имущества.
Вторым объектом, найденным, обследованным и картографированным в полевом сезоне 2003 года, является до конца не идентифицированное судно, предположительно погибшее в первом эпизоде сражения - во время 5-часового ночного боя в проливе Бьор-ке-зунд (Полигон №1).
В соответствии с полученной в результате реконструкции схемой участка первого эпизода сражения была проведена его частичная съемка гидролокатором бокового обзора, которая всего за несколько часов дала ряд вероятных целей, одна из которых была абсолютно четкой и имела форму корпуса длиной -18,5 и шириной ~4 м. Эти размеры совпадали с размерами шведских канонерских лодок, поэтому было решено обследовать найденный объект.
Общая последовательность работ была стандартной.
1. На первом этапе была проведена гидроакустическая съемка корпуса с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора с рабочей частотой 400 кГц (модель 3) в максимальном режиме увеличения, при различных ракурсах и при разных углах поворота антенн. Затем было выполнено несколько водолазных погружений для визуального осмотра корпуса, обмеров, фотографирования и оценки состояния объекта. Полученные материалы легли в основу программы последующих работ, поскольку корабль явно представлял интерес - на нем были обнаружены 4 пушки. 2. Второй этап включал картирование корпуса. Для этой цели в соответствии с обычной методикой, была сделана опорная сетка из маркированных синтетических канатов. Вдоль киля корабля между форштевнем и ахтерштевнем был проложен осевой канат длиной 20 метров, размеченный через 1 метр но всей длине и через 10 см - на своих концах. Перпендикулярно ему на отметках -5 м, 10 м, 15 м были закреплены три каната длиной 6 метров, также размеченные через 1 метр. Затем с помощью пластиковых бирок были помечены ахтерштевень (бирка 0) и шпангоуты обоих бортов. По правому борту было установлено 29 бирок по меченных числами от 1 до 29 от ахтерштевня к форштевню. С правого борта удалось установить только часть бирок, помеченных буквами - А, В, С, D, E, F, поскольку из-за резкого ухудшения погоды работы на объекте были прекращены. Все, что удалось выполнить - это обмеры элементов конструкции корпуса в носовой и кормовой частях, их фотографирование и видеосъемку. Для идентификации найденного корабля также был поднят ряд предметов и кормовой части корпуса, местоположение которых было зафиксировано посредством замеров относительно опорных канатов и маркированных шпангоутов.3. На третьем этапе было выполнено сплошное площадное фотографирование корпуса, что позволило специалистам компании «Русская Вэб Служба» сделать фотопланшет объекта, который оказался весьма интересным. Корпус судна сохранился практически целиком и стоит на дне по курсу 80° с креном =20-25° на левый борт. Общая длина между форштевнем и ахтерштевнем на уровне палубы -19,7 метра. Глубина дна у форштевня - 22,0 метра. Высота форштевня над дном - 2,2 метра. Глубина дна у ахтерштевня - 23,0 метра. Высота ахтерштевня над дном - 2.9 метра. Корпус замыт в грунт предположительно на 1,5-1,8 метра. Грунт - черный мелкодисперсный ил. Обводы корпуса в носовой части - округлые, в кормовой - сужающиеся к ахтерштевню. Левый борт находится в лучшем состоянии и представляет собой монолитную конструкцию, выполненную в виде шпангоутов сечением 300x150 мм с расстоянием между соседними торцами равными 150 мм. Шпангоуты обшиты внутри досками, снаружи брусом и досками. Общая толщина борта по торцу -280 мм. В носовой части - слева от форштевня над торцом возвышаются 2 деревянных кнехта. Под ними в корпусе имеются 2 клюза - внутренний диаметром 150 мм, внешний – 80 мм. Правый борт имеет значительные повреждения, которые не могут быть объяснены воздействием волн. Здесь следует отметить, что, судя по расположению корпуса на дне, этот, предположительно шведский корабль должен был стоять к русской линии именно правым бортом. При обследовании обнаружено, что справа в носу отсутствует целая секция борта на всю его высоту, которая позднее была обнаружена в нескольких метрах впереди форштевня. Еще одна секция правого борта в сборе, именно футоксы, наружная и внутренняя обшивка, единым куском длиной около 10 метров и высотой -750 мм отломана от борта и лежит на дне в грунте. В кормовой части справа сохранились 7 шпангоутов сечение 300x5150 мм, возвышающихся над уровнем оставшейся части борта на 760 мм. Наружная и внутренняя обшивка на них сохранилась лишь частично. По обмерам на этом уровне находится основная палуба корабля, которая настилалась на бимсы сечением 180*180мм. Они шли с интервалом 1,2 метра друг от друга, и фиксировалась на бортах стандартным количеством замков в пазах клямса. Максимальная длина у бимса - 4,4 метра. В кормовой части палуба опиралась на старн-кницу. примыкающую к ахтерштев-ню. Сечение ее верхнего торца - 350х250 мм. К старн-книце - крепится и сохранившийся массивный П-образный кормовой брештук, толщиной 100 мм и шириной 300 мм. Его длина от ахтерштевня равна 1,75 метра. Первый от кормы бимс палубы отстоит от ахтерштевня на 2,0 м. над ним на высоте 780 мм идет второй бимс длиной 3,0 м, соединяющий торцы шпангоутов. Можно предположить, что оба бимса образовывали раму передней стенки кормовой каюты, поскольку именно внутри кормового блока в илу была найдена вся посуда, пистолеты и приклады. Но главной особенностью судовой конструкции является наличие двух возвышающихся над палубой орудийных площадок в виде секторов с углом 90° и радиусом 1,3 метра, Они ограничены мощными полукруглыми балками, которые опираются своими корпусами на бимс и на борт и фиксируются в них замками. Палуба площадок укреплена специальными кницами. Кормовая орудийная площадка левого борта сохранилась, и на ней, на половину высовываясь за борт, лежит чугунная (?) пушка длиной 1,55 метра калибра 71 мм (3 фунта). Станок пушки отдельно лежал на палубе и был поднят для идентификации. Кормовая орудийная площадка правого борта разрушена, и аналогичная пушка на лафете лежит поверх обломков. Аналогичную конфигурацию имеет и нос судна. Здесь палуба у форштевня опирается на фалстеп, торец которого на 840 мм ниже торца форштевня. На расстоянии 960 мм от форштевня оба борта соединяет бимс длиной 3,45 метра и сечением 200х200 мм. Далее к корме справа и слева располагались две орудийные площадки аналогичные кормовым. Площадка левого борта полностью сохранилась и на ней стоит чугунная пушка длиной 1,55 м и калибром 71 мм (3 фунта) на лафете. Орудийная площадка правого борта разрушена, и на ее обломках лежит аналогичная пушка без лафета. Как раз между орудийными площадками на палубе сохранилась практически целая конструкция якорного битинга XVIII века. На расстоянии 2,5 метра от форштевня над палубой на высоту 1,0 метр возвышаются два вертикальных битинга сечением 180х 180 мм каждый, отстоящие друг от друга на 500 мм. Спереди они фиксируются к палубе кницами, вертикальное плечо которых равно 550 мм, а горизонтальное –145 мм. Между кницами в палубном настиле имеется круглое отверстие диаметром 250 мм под мачту, центр которого отстоит на 2,2 метра от форштевня. В носу корабля на борту между форштевнем и кнехтом лежит по курсу 45° рангоутное дерево, уходящее дальним концом в грунт. Видимая длина его составляет 8,5 м, на его «тонком» конце имеется ординарная штаг-гата под шкив 0180 мм. «Толстый» конец имеет прямоугольное сечение 230*250 мм. При этом скошенная под угол торцевая поверхность имеет полукруглую выемку в форме полуцилиндра. Учитывая, что в торце форштевня имеется аналогичная продольная выемка, данное рангоутное дерево было предварительно идентифицировано как бушприт, укладывавшийся на торец форштевня, упиравшийся своим торцом в носовую мачту и фиксировавшийся шпором на кницах якорного битинга. Такая схема была традиционной для парусных судов XVIII века со смещенным к форштевню расположением перед ней мачты. Кроме указанных элементов конструкции при проведении обмеров между вторым и третьим от кормы бимсами, по центру бимса №3 была обнаружена уходящая в грунт, обитая с двух сторон медью, дверная коробка, шириной 0,9 метров. В грунте, на расстоянии 1,0 м от коробки находятся останки параллельной бимсу каменной стенки, обшитой изнутри медными листами. Наиболее вероятной интерпретацией этих элементов является расположение в этом месте судовой крюйт-камеры. Еще одним легко узнаваемым элементом конструкции является судовой насос с трубой диаметром 250 мм, торчащий из грунта на высоту 1,5 м на расстоянии 9 м от ахтерштевня. Все внутреннее пространство корпуса в центре судна занесено илом и завалено палубными досками. Более детальное изучение этой зоны целесообразно вести после проведения площадного фотографирования и составления фото планшета. Особо следует отметить, что наличие толстого слоя ила внутри и снаружи корпуса дает надежды на обнаружение большого количества останков погибших членов команды, т. к даже в ходе предварительного поверхностного обследования корпуса водолазами были найдены скелеты трех человек. Два - в районе переднего орудия левого борта и один - в районе крюйт-камеры. Несмотря на хорошую сохранность корпуса, его идентификация вызывает определенные трудности. Первоначальное предположение, что это останки шведской канонерской лодки пришлось отбросить. Хотя общие размерения судна в плане весьма близки -канонерские лодки имели длину именно 18,7 м+2,3 м (63+ - 66 шведских футов) и ширину 4,1 м (13 шв. футов 9 дюймов). Но канонерские лодки были плоскодонными и беспалубными судами, общая высота которых от киля до фальшборта составляла всего 1,5 метра (5 футов и 4 дюйма). На них обычно не было ни судовых насосов, ни якорных битингов. В нашем случае высота борта должна быть не менее 3,5 метров. Имеется палуба и поднятые полубак и полуют. Хотя шведские канонерские лодки имели на носу и корме по 2 легких орудия 3-фунтового калибра на поворотных станках, их расположение не совпадает с нашими. Более того, не совпадают конструкции носового
окончании и кормы. В нашем случае речь идет о корабле другого типа.
На сегодняшний момент изучение списков шведских и финских кораблей, участвовавших в сражении, а также их чертежей и моделей позволило сузить возможную идентификацию корабля до двух основных вариантов - двухмачтовая пойема финской постройки и/или двухмачтовый артиллерийский корабль типа «канонерский баркас».
[i] Разница между русским (юлианским) и шведскими календарями в XVIII веке составляла не 11 дней как полагалось бы, а лишь 10, поскольку шведский календарь отставал от общеевропейского (григорианского) на 1 день. По общеевропейскому календарю дата сражения -4 июля 1790 года.
|