Москва, сборник КПДР, 2006
Северогерманский корабль конца XVII века «Архангил Рафаил» является первой находкой судов этого времени в российских водах, и на сегодня, вероятно - самым древним кораблем из числа найденных и надежно идентифицированных российскими исследователями. По сведениям, полученным к.и.н. П.Р. Сорокиным от немецких коллег корабль с таким названием был построен на верфи ганзейского города Любека и спущен на воду 1 июня 1763 года.
Корабль, наименованный в русских таможенных книгах как «Ди Энгель Рафаил» (вероятно «Die Engiel Rafail») прибыл в Петербург 27 сентября [8 октября] 1724 года из Любека и покинул русскую столицу уже 15 [26] октября, указав целью своего плавания тот же Любек.
Но в начале декабря оно погибло у южного входа в пролив Бьорке-Зунд в результате сдавливания льдами. Тогда же предпринимались попытки снятия груза со льда, что и оставило документальные свидетельства кораблекрушения в архивах. На предварительном этапе работы был проведен системный анализ обнаруженных в архиве сведений, который позволил произвести реконструкцию событий, связанных с гибелью корабля и определить границы полигона, где следует искать его корпус.
В результате была разработана схема поисковых работ с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора, которая оказалась удачной, т. к. поиски заняли всего 34 минуты.
После обнаружения корабля была проведена детальная съемка объекта гидролокатором бокового обзора с рабочей частотой 400к Гц, в ходе которой были получены многочисленные изображения корпуса с различных ракурсов. Это позволило понять его расположение на дне и морфологию. Затем водолазы-исследователи провели первичный осмотр и видеосъемку корпуса корабля, которые подтвердили, что найден деревянный корабль, конструктивные особенности которого присущи периоду конца XVII - начала XVIII веков.
На втором этапе было проведено детальное водолазное обследование корабля, целью которого были составление схемы объекта и поиск предметов, позволяющих надежно идентифицировать если не сам корабль, то его возраст. Были обнаружены многочисленные элементы такелажа, остатки корабельного груза, остатки судовой печи и посуда. Отдельные образцы предметов - кирпич с клеймом, пробы вещества из бочек, несколько образцов посуды и древесины были подняты для проведения анализов и экспертиз. Их результаты были следующими:
-
Радиоуглеродный анализ древесины, выполненный в лаборатории Института истории материальной культуры Российской Академии наук, дал вероятный интервал вырубки деревьев с 1650 по 1680 год.
-
По заключению хранителя коллекции западно-европейской керамики Государственного Эрмитажа госпожи Ивановой поднятые образцы посуды имели северо-германское происхождение конца XVII века.
-
Клейма в виде ключа с латинскими буквами «SP», обнаруженные на слагавших судовую печь кирпичах, по заключению профессора Архитектурно-строительного университета В. Инчика указывали, что они были произведены на известном кирпичном дворе «Дом Святого Петра», действовавшем в городе
Любек в XVII веке.
-
Также к XVII веку относились и двухшкивные блоки, т. к. их корпуса были изготовлены из единых кусков дерева с долблеными пазами.
-
На XVII век указывали и бимсы сечением 25*25 см, сделанные из целых бревен.
Основной третий этап работ по изучению останков корабля был проведен со льда.
Первая фаза работ включала в себя определение точного места расположения объекта подо льдом для создания рабочей майны прямо над кораблем. Эта задача была выполнена с помощью новой разработки - сканирующего гидролокатора кругового обзора с рабочей частотой 400 кГц. Учитывая, что гидроакустические изображения, полученные с помощью буксируемого гидролокатора бокового обзора имеют искажения, связанные с движением судна, в ходе работ со льда новым прибором была проведена повторная гидроакустическая съемка корпуса корабля с различных ракурсов - для получения его истинных изображений.
Вторая фаза работ была посвящена водолазной разметке участка дна, занятого остатками корабля с помощью мерных синтетических канатов, отмаркированных через 1 метр. Общая схема включала прокладку одного осевого каната длиной 42 метра по линии «форштевень-ахтерштевень» и одиннадцати перпендикулярных ему канатов длиной по 16 метров, проложенных параллельно друг другу через 3 метра. Троса укладывались на дно и жестко фиксировались в грунте специальными П-образными штырями.
На третьей фазе была выполнена сплошная фотосъемка всей размеченной площади для составления полного фотопланшета (фотоплана) останков корабля. Металлоискатель выявил довольно много магнитных аномалий в грунте, в частности, позволил обнаружить замытый песком Адмиралтейский якорь рымом диаметром 40 см с хорошо сохранившейся оплеткой и бензилями.
Затем в ходе четвертой фазы работ были выполнены обмеры большинства основных элементов конструкции корабля и проведено их фотографирование.
Последняя - пятая фаза работ включала детальные исследования некоторых участков корабля. В частности, было выполнено обследование ряда площадей с помощью подводного металлоискателя «Escalibur 1000», с целью обнаружения в грунте металла, а также проведен поиск посуды и предметов быта в районе вокруг судовой печи в носовой части корабля.
В ходе последних работ было обнаружено значительное количество посуды и ее фрагментов, часть из которых была поднята на поверхность.
Параллельно с этими детальными исследованиями проводились опытно - методические работы по отработке применения новой технологии подводного картографирования объектов с помощью создаваемого в рамках проекта высокоточного гидроакустического подводного навигационного комплекта.
К сожалению, все планируемые работы пятой фазы исследований не были завершены, т.к в результате изменения погодных условий, на 13 день экспедиции началось образование трещин в ледовом покрове и нам пришлось срочно эвакуировать лагерь.
Всего в ходе трех этапов исследований было получено 26 гидроакустических изображений корпуса корабля. Общий объем водолазных работ составил 86 человеко-часов, во время которых было получено в общей сложности 360 фотографий и 4 часа видеоизображений объекта.
На основании полученных фотографий специалистами компании «Русская Вэб Служба» был проведен компьютерный монтаж фотопланшета корабля на дне. Сопоставление получившегося плана корпуса с его гидроакустическими изображениями, полученными с помощью локатора кругового обзора, показало их практически абсолютную схожесть, что важно для будущих работ, в первую очередь в методическом плане.
В целом за три этапа исследований объекта «Архангел Рафаил» впервые в практике российской археологии было проведено полномасштабное картографирование крупного подводного объекта и оценка его состояния.
Его корпус стоит на дне, на ровном киле и замыт в грунт вероятно на 4 метра - по нижнюю кромку бархоута. Максимальная длина между форштевнем (stem) и ахтерштевнем -28,5 м. Ширина корпуса по бимсам - 7,8 м. Ширина снаружи по грунту - 10 м. При этом борта сходятся внутрь и стоят под углом ~ 15° к вертикали. Собственно в носовой части оба борта упали (но в сборе), а в центральной и кормовой стоят, возвышаясь над грунтом на 2,1 м. Массивный ахтерштевень торчит из грунта на 4,1 м, что указывает на наличие высокой (около 10 метров) кормовой надстройки. Корма скругленная. Со стороны кормы сохранились на своих местах 6 бимсов на массивных кницах, под которыми имеется пространство в 1,8 метра высотой до следующей палубы, где лежат бочки с грузом. Вероятно, ниже находится еще один трюм. В носовой части все пространство корпуса завалено упавшими бимсами, кницами, палубным настилом и другими элементами конструкции, причем все они соединялись с помощью деревянных нагелей. Пожалуй, наиболее интересным местом на судне является точка, примерно в 6,5 метрах от форштевня, сразу за фок-мачтой, где были обнаружены 4 деревянных бруса высотой до 2,5 метров торчащих из грунта в виде пирамиды. Предварительно они были идентифицированы как останки рамы вытяжки судовой печи, поскольку под ними были сконцентрированы все найденные кирпичи, посуда и замытая в грунт бочка с зерном. Там в ходе работ удачливый Роман Прохоров обнаружил уже не косвенное, а фактическое подтверждение возраста корабля. Было обнаружено два расколотых расписных блюда с датами. На одном из них был изображен ангел (Рафаил?) и поставлена дата -1696 год. На втором - с рисунком тюльпана была другая дата - 1699 год. Собственно так были сняты последние сомнения в идентификации найденного корабля как «Архангела Рафаила», тем более что в трюмах мы нашли несколько бочек, содержимое которых после анализов было определено как сало. А сало в бочках точно входило в состав груза «Архангела Рафаила», что зафиксировано в обнаруженных нами таможенных документах.
Компьютерный фотопланшет корабля вкупе с результатами обмеров позволили сделать некоторые выводы о типе корабля. Ведь в архивных материалах не было никаких указаний на этот счет - ни о водоизмещении, ни о размерах, ни о количестве мачт. Единственная подробность, указанная в таможенном паспорте, - экипаж имел численность 8 человек, что соответствовало большому трехмачтовому торговому кораблю.
Изучение состава торговых судов, приходивших в Санкт-Петербург в 20-х годах XVIII века, показало, что все они имели «голландские корни» - их конструкции были разработаны на верфях Республики Соединенных Провинций Северных Нидерландов, которые в XVII веке были крупнейшей морской державой мира.
Привлеченные нами московские и петербургские эксперты, по судостроению, проанализировав весь материал, довольно уверенно определили, что это флейт (flute, fluit) - самый знаменитый тип торгового судна XVII века, созданный в Голландии (тогда - Республике соединенных провинций Северных Нидерландов). Действительно - многие признаки совпадали:
-
Соотношения длины и ширины корпуса у флейтов находилось в пределах 3:1 + - 4:1, как в нашем случае;
-
Впереди у них имелся высокий бак. У нас высота носовой надстройки над палубой была минимум 2 метра;
-
Удлиненная форма княвдигеда была характерна именно для флейтов,
-
Характерным признаком флейтов была высокая кормовая каюта. В нашем случае она могла возвышаться почти на 10 метров.
-
Другим характерным признаком флейта было сужение корпуса вверх, чтобы палуба имела минимальную площадь - так бережливые голландцы экономили на «зундской по шлине».
В пользу флейта говорило и любекское происхождение корабля, поскольку именно в Любеке с 1618 года действовала специальная верфь, на которой по голландским проектам строились именно флейты. Но все это, разумеется, пока только гипотезы. Требуется либо найти более точные данные в архивах Любека, либо провести полные раскопки корпуса «Рафаила». Нам это сделать, пока не удалось.
Разумеется, сказанное является лишь предварительной рабочей версией и может быть подтверждено или опровергнуто лишь после проведения дальнейших исследований.
Выполненные исследования разведочного этапа показали, что найденный корабль не только хорошо сохранился, но и является весьма перспективным объектом для организации полномасштабных подводных археологических раскопок. Речь в первую очередь идет о работах по размыву песчаных наносов вокруг и внутри корабля. Такие работы могут привести к довольно значимым научным результатам, поскольку найденный объект, без сомнения, является весьма ценным по всем мировым стандартам.
Однако с организацией этих работ необходимо спешить, поскольку в связи с бурным
развитием нефтеперегрузочного комплекса в этом районе ему уже предрешено полное уничтожение как вследствие интенсификадии мореплавания и расширения фарватеров, необходимых для движения десятков танкеров водоизмещением около 100 000 тонн, так и
вследствие проведения необходимых для строительства терминалов подводно-технических работ. Участники экспедиции лично наблюдали, как уже сегодня в непосредственной близости от местоположения объекта ведутся изыскания для организации подводной добычи песка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лукошков А.В. Возвращение второго Ангела «Подводное обозрение» 2003 г., №3, стр. 66-73.
|