Москва, КПДР, 2006
Разработка аппаратуры, методик поиска и картирования затонувших кораблей. Создание свода обнаруженных подводных объектов.
Изучение по архивным материалам статистики кораблекрушений и гибели судов в ходе боевых действий выявило для региона Финского залива и Ладожского озера более 10000 потенциальных объектов, которые должны находиться на дне указанных акваторий. Однако сегодня на гидрографических картах этих районов отмечено не более 0,5% таких объектов. Активизация хозяйственного освоения акваторий требует выявления, изучения и учета затонувших судов (рэков).
С 2002 г., при поддержке ОАО «Газпром», была начата программа их поиска и обследования. Очевидно, что степень ценности таких объектов различна, однако критерии ее определения сегодня отсутствуют в принципе, в силу чего не вполне ясна целесообразность углубленного изучения всех выявляемых рэков. В связи с этим выполнявшиеся работы ограничивались обнаружением и водолазным обследованием рэка с целью его идентификации, оценки состояния корпуса, фиксации его положения на дне. Полученные данные служили основой для составления учетных карточек и паспортов объектов, занесения их в специальный свод. В некоторых, наиболее интересных с точки зрения исследовательской группы случаях, все же осуществлялось подробное картирование останков судна с целью определения его конструкции и создания основы для возможного проведения подводных археологических раскопок в будущем.
Поскольку практического опыта проведения таких исследований в стране не было, то для решения этих задач были предложены методики, разработан и изготовлен соответствующий им комплекс гидроакустических (ГА) приборов, позволяющий находить и детально обследовать подводные объекты. Совмещение гидроакустических данных с данными спутниковой (GPS) навигации решает вопрос картирования, т.е. определения абсолютных географических координат, найденных объектов и позволяет осуществить «сшивку» ГА-изображений, полученных на различных галсах. В ряде случаев, когда отдельные фрагменты оказываются отнесенными на десятки метров от основного объекта, это позволяет более точно представить картину разрушения. В состав комплекса входят гидролокатор бокового обзора (ГБО), гидролокатор кругового обзора (ГКО), гидроакустическая система подводного позиционирования (ГСПП).
Работы по поиску затонувших объектов начинаются с изучения архивных материалов, по которым намечается наиболее вероятный район поиска. Исходя из конкретных условий - глубины места, размеров объекта, предполагаемой степени его разрушения, сочетания отражающих способностей корпуса и дна выбирается режим работы ГБО и дистанция между галсами таким образом, чтобы обеспечить наименьшее время работы без снижения вероятности обнаружения объекта. При обнаружении какого-либо объекта, его координаты фиксируются на электронной карте, после чего начинается следующий этап работ. На этом этапе осуществляется детальный осмотр обнаруженного объекта при помощи ГБО, уточнение координат и азимутального положения объекта. Для получения более детального изображения ГБО переключается в режим с минимально возможной дистанцией и. соответственно, с максимальным разрешением. Исходя из азимутального расположения объекта, прокладываются наиболее информативные галсы. В случае если исследуемым объектом является затонувшее судно, это будут галсы справа и слева вдоль бортов с отстоянием до 10 м, проход вдоль ДП. При работе зимой со льда детальные изображения были получены при помощи ГКО. При анализе ГА изображений удается получить достаточно точное представление об обнаруженном объекте - его размерах, конструктивных особенностях, степени разрушения, взаимном расположении удаленных фрагментов и т.д. На основании результатов анализа составляется план работ водолазного обследования, который составляет заключительный этап работ. Только на основании водолазного обследования - обмеров корпуса, полученных фотоизображений и видеосъемок, найденных артефактах можно достаточно надежно идентифицировать найденное судно. Сегодня наиболее полное представление об объекте получается при составлении сплошного площадного фотопланшета всего участка дна, где располагаются обломки судна или его корпус. Для составления фотопланшета требуется объединить несколько сотен фотографий, поэтому специалистами по компьютерной графике были разработаны методы их сопряжения, алгоритмы исправления перспективных и угловых искажений, совмещения фотографий с различной освещенностью. Более перспективной представляется создание трехмерной модели объекта, для чего предлагается использование ГСПП, которая должна состоять из судовой аппаратуры приема и обработки ГА-сигналов, трех (минимум) базовых ГА-приборов (станций) и мобильного транспондера, находящегося в руках водолаза. Базовые ГА-приборы это один обязательный и несколько дополнительных приемопередатчиков и несколько приемников, которые устанавливаются на дне и связываются кабелем с судовой аппаратурой. Перед началом работ определяется взаимное расположение базовых станций, их расположение относительно некоторой «нулевой» точки с известными координатами, за которую может быть принято расположение одного из приемопередатчиков. При движении транспондера в толще воды судовая аппаратура с определенной временной дискретностью вычисляет его трехмерные координаты относительно «нулевой» точки. При движении транспондера вдоль элементов конструкции объекта судовая аппаратура сформирует массив координат, из которого после графической обработки будет создан соответствующий трехмерный образ. Хотя его создание требует значительно больше времени, нежели создание площадного фотопланшета, трехмерная компьютерная модель является более информативной и исключает неизбежные искажения, связанные с отсутствием вертикальной составляющей. Кроме того, наличие такой модели дает возможность создать мультимедийный (виртуальный) образ, позволяющий осматривать объект в интерактивном режиме, наносить и редактировать специальную разметку, прокладывать планируемые маршруты движения водолазов-исследователей. В развитие этой методики сегодня специалисты проекта заняты решением задачи компьютерного сопоставления модели останков корабля в воде с виртуальной моделью целого корабля, созданного по архивным чертежам. Компьютерные анимации перемещения отдельных элементов конструкции позволяют проследить ход разрушения подводного объекта и определять возможные места нахождения интересующих нас артефактов. Возможно также решение обратной задачи - реконструкция судна путем определения первоначального положения каждого из элементов конструкции. Разработанные методики проведения работ, аппаратура и программное обеспечение позволили резко интенсифицировать процесс поиска, фиксации и картирования затонувших объектов. На сегодняшний момент в свод уже удалось включить тридцать шесть (!) объектов и еще двадцать два находятся в стадии подготовки материала.
Полученные результаты позволяют высоко оценить эффективность и достоверность описанных методов и технических средств, Кроме того, следует отметить, что материалы базы данных о кораблекрушениях оказались весьма надежными. Фактически в ходе экспедиции не было случая, чтобы имеющееся в базе данных погибшее судно, не было обнаружено в предполагаемом районе гибели. Это открывает весьма обнадеживающие перспективы для обнаружения большого количества объектов и превращения акваторий Финского залива и Ладожского озера в наиболее перспективный район для развития подводной археологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лукошков А.В. Составление каталогов и атласов объектов на дне Балтийского моря и находка останков старинных кораблей на дне Финского залива. «Выборг и морская археология» СПб, 1997, стр. 12-192. Лукошков А.В. Подводный музей истории кораблестроения «Цитадель» СПб, 1997, №2(5), стр. 18-29.3. Лукошков А.В. Реконструкция старых морских путей в восточной Балтике и находки кораблей XIX века «Труды VII-ого международного конгресса по истории океанографии» Калининград 2003 г.
|