Москва, КПДР, 2006
Во время погружений аквалангисты нередко сталкиваются на дне с археологическими памятниками. Эти памятники являются невосполнимым источником знаний об историческом прошлом человечества. Сохранение in situ подводного археологического наследия -важная задача, как для археологов, так и для государственных и местных органов охраны исторических памятников. Охрана, консервация, а также управление ними открывают новые возможности для дальнейших научных исследований и использования этих памятников в культурных и образовательных целях.
Как правило, одиночные артефакты (якоря, керамика, пушки, архитектурные детали и т.д.), найденные под водой, в случае риска их расхищения обычно поднимаются на поверхность, сопровождаясь указанием точных обстоятельств обнаружения и гарантией, что они точно являются единичными находками в этом месте.
И, напротив, раскопки кораблей и их груза представляют собой более сложную задачу. Всем известно, что раскопки, реставрация и экспонирование древних судов являются столь дорогостоящими, что предпочтительнее просто провести спасательные работы, поднять груз, а корпус оставить на дне, и, таким образом, ограничиться четким археологическим отчетом. Высокую стоимость в случае поднятия остова корабля будут составлять диагностические тесты, масштабные реставрационные работы и расходы музея по содержанию корабля в помещениях с контролируемым микроклиматом (влажность воздуха, температура и свет). Но если же корпус корабля после раскопок решено оставить на дне, археолог и реставратор должны будут позаботиться о том, чтобы место кораблекрушения было обеспечено защитой от действий внешних факторов и, прежде всего, от угрозы разграбления или растаскивания на сувениры «искателями сокровищ».
Многие страны (например, США, Франция, Италия, Австралия, Британия, Чили, а также международное регулирование и др.) имеют законодательство, которое позволяет археологам включать области (регионы), содержащие подводные археологические объекты, в реестр охраняемых государством территорий, и, когда это необходимо, вводить специальные регламентации и правила, препятствующие судоходству в этих зонах. Для Украины это Закон «Про охорону культурно: спадщини». Стаття 31. Охоронюваш археолопчт територп; Постановление Сов. Мин. АРК №155 от 30 04 1999 г. «Правила охраны жизни людей на внутренних водоёмах и прибрежной полосе морей Автономной Республики Крым».
В последние годы итальянское государство совместно с археологическими службами предложило ряд действенных мер по охране и исследованию подводных памятников.
Одна из наиболее популярных систем, применяемых в Италии по охране античных кораблекрушений, - это использование мешков с песком и проволочных сеток, засыпанных песком. Эта конструкция относительно экономична и легко устанавливается, но к сожалению не обеспечивает длительную защиту от природных морских факторов и грабителей, которые легко могут разрушить памятник. Такая система защиты требует постоянного мониторинга и довольно часто нуждается в переустановке и обновлении. Этот метод был применен для консервации торговых судов I -2 веков н.э. из Пуглиа (Puglia) и возле острова Понца (Ponza), а также для торгового судна 3 века н.э. из Giglio Porto. В отношении последнего судна, найденного в порту острова Giglio, на глубине 37-38 м для противодействия постоянным вторжениям аквалангистов на нем была установлена кабельная телекамера. Изображение охраняемой территории постоянно транслировалось на экран берегового офиса для работников охраны, а также в холле местного отеля, чтобы туристы могли видеть останки этого судна.
Защитная система из мигающих сигнальных огней на буях и сигнализации применяется на маленьком альпийском озере Вивероне (Viverone) для контроля территории древнего озерного поселения.
Наиболее удачное решение защиты было найдено в ходе экспериментов, проведенных Археологическим Управлением Южной Этрурии под руководством сеньора Петриаджи (Petriadgi). Был разработан специальный тип покрытия археологических остатков кораблекрушения. Он был сделан из модульных гальванизированных железных листов-панелей, покрытых стекловолокном, каждая панель размерами 2 кв.м. Стороны каждой панели были укреплены стальным прутом, который делал практически невозможным проникновение вовнутрь покрытия. Панели были соединены между собой 12 мм гальванизированными цепями и принимали форму «черепахи». Для усиления камуфляжа был применен гель-грунтовка такого же цвета, как и грязь и тина на дне озера. Эта вся конструкция была прикреплена ко дну по периметру ее нижнего края специальными гальванизированными железными кольями, длиной 1-1,5 м и 50 мм в диаметре, с разборными ушками-замками на их нижнем конце. Секции этой модульной конструкции разборные, что позволяет их использовать многократно для зашиты других археологических объектов. Эта конструкция была применена для укрытия грузового корабля 2 века до н.э., обнаруженного на глубине 38-40 м. недалеко от Монтальто ди Кастро (Montalto di Castro/Lazio).
Но подчас перечисленные конструкции не только не обеспечивают сохранность объекта, а напротив привлекают внимание и вызывают повышенный интерес у проплывающих мимо аквалангистов. К тому же важно помнить, что существуют определенные категории подводных археологических объектов, таких как прибрежные поселения, озерные деревни, порты и гавани с их инфраструктурой, из-за своих колоссальных размеров не могут быть скрыты на дне, подняты и/или перевезены в музеи, а поэтому требуют специального внимания археологов и служб охраны.
Подводные археологические парки являются той структурой, которая может сыграть значительную роль в успешной охране, исследованиях и консервации и, что главное, при этом расширить возможности ознакомления общества с подводным историческим наследием.
Подводные парки могут быть разделены на следующие типы:
- Подводные археологические парки - археологические территории - акватории, с установленным маршрутом посещений аквалангистов и публики, а также для лодок со стеклянным дном. На этих территориях уже проведены археологические раскопки, и посещения туристов не будут причинять никакого ущерба или беспокойства объектам in situ и процессу их консервации. Это могут быть открытые для просмотра архитектурные остатки, стратиграфические напластования и т.д. В данную категорию включены озерные деревни, городские прибрежные поселения, которые оказались под водой в результате сейсмической активности, кораблекрушения с грузами, которые трудно поднять (например, мраморные блоки и колонны).
- Подводные археологические заказники - археологические территории - акватории, предназначенные для проведения исследований, раскопок и сбора материалов, но не оборудованные для экскурсий и посещений, исходя из соображений, что в случае приостановки работ невозможно обеспечить их надлежащее музейное хранение. Заказники могут быть трансформированы в подводные археологические памятники по окончании научного этапа.
- Подводные эко-археологические и подводные природно-археологические парки и
заказники - акватории конкретного геологического или морфологического природного значения, содержащие подводные археологические объекты. Также для этих парков, как в первом случае, разрабатываются различные маршруты, которые позволят посетителям наблюдать подводный мир природы и археологии.
- Подводные археологические заказники закрытого типа - археологические территории - акватории, где проводятся долгосрочные раскопки. На этих территориях запрещены или ограничены всякие водные перемещения на лодках, рыбная ловля и погружения аквалангистов. Создание заказников подобного характера делает возможным достигнуть две возможные цели:
- Сохранение разнообразия памятников для будущих наблюдений подводными археологами.
- Защита памятников подвергающихся опасности разрушения в силу природных или человеческих факторов, таких как эрозии, стройки, промышленное рыболовство, нефтедобыча и т.д.
В Италии на протяжении более 20 лет Министерство Окружающей Среды основало 15 природных морских заказников с целью расширения функций и консервации богатого берегового и морского подводного наследия. В ближайшем будущем планируется основать еще 35 подобных заповедников, обозначенных в данный момент как «зарезервированные территории». Кроме того, три объекта получили статус национальных парков, в их состав входит и часть моря. Морские заказники и парки выбраны в соответствие с качеством их воды, их геоморфологическими, физическими и биохимическими характеристиками. При их организации был сделан акцент на прибрежную и морскую флору и фауну, а также их научную, экологическую, культурную и экономическую важность.
Природный морской заказник острова Устика на Сицилии предлагает посетителям подводный археологический маршрут (Punta Gavazzi). Глубина погружения варьируется от 10 до 24 метров максимум. На маршруте под водой расположены знаки и указатели, которые помогают посетителям ориентироваться на месте и увидеть все археологические экспонаты. Туристы могут видеть свинцовые якоря, амфоры и другую керамику. Для них установлены специальные таблички с описанием назначения и происхождения, датами каждого объекта. Другие таблички дают общую информацию по навигации в античности, различные типы якорей и амфор, карты-схемы маршрута и правила, которым туристы должны следовать. Здесь же предлагаются экскурсии на лодках с прозрачным дном и разрешена фотосъемка.
Морская исследовательская лаборатория Университета в Палермо была создана на базе морского заказника и предназначена координировать всю научную и культурную деятельность, связанную с морем. Общественный интерес к подводной археологии и бум в сфере туризма привели к тому, что была создана открытая археологическая школа в Устике, где каждое лето проводятся занятия по подводной археологии. Туристы на острове могут посетить лекции по теории и практике подводной археологии, истории торговли и античной навигации, а также практические занятия. Уроки проводятся профессиональными археологами-аквалангистами. Многие годы этот заказник является главным экономическим источником острова, и местное население весьма ценит это, стараясь сохранять памятники в наилучшем виде.
Жизнедеятельность заказника хорошо интегрирована в экономическую и культурную жизнь местных жителей и таким образом каждый год вносятся новые инициативы, которые предполагают оживление туристического бизнеса и повышение его качества. Таким образом, увеличивается количество рабочих мест и улучшаются условия труда для местного населения.
К западу от Неаполя расположен вулканический регион, с высоты которого открывается обзор на морские просторы залива (Pozzuoli). Он хорошо известен своими многочисленными археологическими памятниками римского периода, а также своей сейсмической активностью, которая радикально меняла вид береговой черты на протяжении столетий.
Античная Байа (Baia) была купальным курортом римской аристократии с 4 по 1 вв. до н.э., а в 3 веке н.э. в результате сейсмических подвижек начала погружаться под воду. Этот древний богатый город, роскошный курорт с купальнями, лавками и приморскими виллами в настоящее время почти полностью затонул. Территория подводной Байи является идеальным местом для создания подводного археологического парка. Это площадь около 13,000 кв, м. хорошо законсервированных древних зданий, где возможно не только наблюдать конструкции стен, но также росписи, внутреннюю и декоративную внешнюю отделку стен (лепные украшения, мозаика и мраморная отделка). Но, несмотря на все это, из-за финансовых трудностей, это место долгое время оставалось в сфере ежедневного судоходства, а также местом нелегального строительства и активности некоторых промышленных организаций.
Археологическое Управление приложило много усилий для того, чтобы перенести торговый порт в иное место, и остановить разрушение археологического памятника винтами и якорями проходящих судов. В результате соглашения между Управлением и местными властями и после согласования нескольких проектов порт был перенесен в другое место, а здесь был создан туристический центр. Эти изменения привели к тому, что в 1994 году на территории античной Байи был создан подводный археологический парк. В последующие годы были разработаны основные правила, регламентирующие работу парка, а также были определены и нанесены на карту его границы. В соответствие с этими правилами парк охраняется портовой службой, его границы ограждены буями. В парке расположены архитектурные развалины виллы известной римской семьи периода ранней империи - Пизони, развалины нимфея - триклиния (в римском доме павильон с фонтанами и столовая комната) дворца Клавдия, бани императорского дворца и остатки нескольких банных помещений с мозаичными полами и винными лавками, расположенными вдоль главной дороги.
Археологическое Управление поручило местному клубу аквалангистов проводить экскурсии и сопровождать туристов в подводном путешествии по затонувшему городу. Посетители могут прочитать историю города и другую информацию на табличках. После посещения экспозиции под водой туристы направляются в Археологический Музей, расположенный в замке, где нимфей - триклиний был восстановлен с оригинальными статуями, поднятыми со дна во время раскопок.
Такой подводный археологический парк в Байи может стать базой для испытаний новых методов консервации археологических объектов in situ. Реставраторы здесь могут тестировать новые составы для укрепления структуры стен, для защиты росписей и мозаик, а также программу мониторинга оценки степени их разрушения. В определенных случаях оригиналы заменяются их репликами (копиями), а сами находки помещают в хранилища для дальнейшего изучения или выставляют в экспозициях музеев.
Летом 2001 года Центральный реставрационный институт начал новую научную программу по обследованию затопленных объектов, экспериментируя с новыми методами реставрации в Торре Астура (Torre Astura), где были обнаружены остатки порта и древнеримской виллы с вивариумом (бассейн для разведения рыбы). Археологический комплекс датируется первым веком до н.э. и расположен в очень хорошо сохранившемся природном оазисе. В будущем Археологическое Управление планирует превратить это место в природный парк.
Менее обширный, но весьма известный другой археологический парк - «кладбище затонувших кораблей» в бухте Камарина (Camarina) в Сицилии. На дне бухты были обнаружены многочисленные античные кораблекрушения. Многие из кораблей уже раскопаны и исследованы, а их грузы и материалы раскопок сейчас экспонируются в музеях, например ценные артефакты с «корабля с колоннами», перевозившего желтый мрамор из Египта. В настоящее время представлен проект по созданию в этом месте археологического парка, который предлагает сооружение туннеля, идущего с суши по морскому дну, сквозь который туристы могли бы идти пешком и обозревать кораблекрушение, не погружаясь под воду.
В Калабрии (Monasterace) открыты для посещения остатки мастерских по обработке мрамора, которые сейчас находятся под водой в результате отступления линии берега. На расстоянии всего нескольких метров посетители имеют возможность обозревать песчаное дно укрытое каменными блоками, различные детали и части строений. Невдалеке расположены руины Дорического храма (430 г до н.э.). Остатки мраморных скульптур и колонн, как и кораблекрушение с грузом мрамора на борту (это был груз полуобработанных саркофагов, датированных 3 веком н.э.), являются весьма привлекательными объектами для подводного туризма из-за их эффектного вида.
В Лигурии в природном морском заповеднике проводятся подводные экскурсии на место двух кораблекрушений первых веков нашей эры - Альбенга (Albenga) и римского императорского корабля с грузом колонн из Леричи (Lerici).
Заключение
Схема по созданию и управлению подобных структур должна предполагать организацию экскурсионных туров, но только после проведения и окончания необходимых запланированных работ по оценке, обследованию, фиксации и сбору материалов. Это могут быть или группы аквалангистов в сопровождении профессиональных инструкторов, или группы туристов которые будут знакомиться с парком с борта лодки с прозрачным дном.
Многолетний опыт Италии в создании и эксплуатации подводных археологических парков доказал их полезность не только в отношении (для) защиты археологического на следия, но также для формирования рабочих мест, трудоустройства местного населения окружающих городов и поселков. Где бы ни были организованы подобные парки, рядом тут же будут быстро появляться отели и рестораны, а так же многочисленные небольшие частные предприятия, которые смогут решать ежедневные проблемы парка, осуществлять надзор и сопровождение экскурсий. Поддержка туристического бизнеса государством создает потенциал для разработки исследовательских проектов в области подводной археологии, морской биологии и консервации, и тем самым обеспечивает создание новых вакансий для выпускников университетов и институтов. Литература:
- Закон Украины «Про охорону археолопчно спадщини" "Голос Украины" №78 (3328) от 27.04.2004 г.)
- Закон Украши "Про охорону культурно' спадщини" // Вщомскгп Верховно! Ради (ВВР), 2000, N 39, ст.ЗЗЗ
- Davidde В., Progetto Qana' // L'archeologo Subacqueo, 11, 1998
- Felici E. Un porto nel porto? Indagini nel bacino neroniano di anzio // L'archeologo subacqueo 10, 1998
- Felici Ei, Bolderi G., Anzio: Un porto per Nerone //Archeologia Viva, 52,1995
- Fozzati, L, Davidde В., 1996, Le aree archeologiche sommerse italiane. I parchi subacquei. XIII
- International Congress of Prehistoric Sciences, Forli, Italia-8/14 Sept.1996, Collocuium XXXVI. Archaeological Parks, 83-96
- Jeans - Yves Blot Tesori sommersi archeologia subacquea . 1997
- La Convenzione delTUNESCO sulla Protezione del Patrimonio Culturale Subacqueo// L'archeologo subacqueo,22, 2002
- Macaluso D., Archeonautica? Perche no // Archeologia Viva, 71, 1998
- Mario Mazzoli Ponza E L'arcipelago Delle Meraviglie // Archeologia Viva 70,1998
- Pruneti P., Riccardi E., 1993, Lezioni di Archeologia a Ustica. Archeologia Viva, 37, aprile, 90-93
|