М. КПДР, 2006
На территории современного Кыргызстана, в зоне высокогорного бирюзового Иссык-Куля, в течение трех последних тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля (по наблюдениям ученых озеро, по крайней мере четырежды, претерпело периоды трансгрессии и регрессии).
Руины древних поселений на береговой линии озера Иссык-Куль известны давно. Многочисленные легенды и китайские летописи свидетельствуют о существовании здесь древних цивилизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля, причины их исчезновения до сих пор окончательно не ясны.
В результате исследований прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десяти памятников, а на побережье Иссык-Куля - до сотни. Они - как - бы немые свидетели двух цивилизаций: древнекочевой (I тыс. до н.э.) и средневековой, земледельческой. Наиболее ярким примером является открытие нами на дне Тюпского залива древней столицы усуньского государства, известного по китайским источникам города Чигу (II-I в. до н.э.).
Летом 2003 и 2004 гг. была совершена комплексная международная археологическая экспедиция на Иссык-Куль. Кроме ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук, в экспедиции приняли участие аквалангисты конфедерации подводной деятельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой.
Экспедицией были выявлены и зафиксированы на подводных историко-археологических объектах новые сако-усуньские и древнетюркские памятники: курганы, каменные изваяния, поселения, городища. Составлена карта-схема предметов материальной культуры, поднятых со дна затонувшего городища в заливе Кара-Ой.
Наиболее перспективные в научно-исследовательском плане следующие зафиксированные нами объекты: Северо-западный берег Иссык-Куля, Тору-Айгыр. Некоторыми исследователями отождествляется со средневековым городом Сикуль. Остатки верхнего городища на берегу, нижнего - под водой. На берегу раскопаны остатки жилищ и баня (Д.Ф. Винник), которая была первоначально принята за кирпичный завод, на дне встречаются глиняная посуда, обожженные кирпичи, кости человеческих скелетов и скелетов животных. В ходе полевых разведок нами здесь собраны несколько ценных керамических сосудов средневекового производства, с уникальным орнаментом и христианской символикой, каменные зернотерки, в воде найден бронзовый котел.
Далее по северному побережью на восток, в местности Кара-Ой, под водой сохранились остатки уложенных каменных плит, аллея спиленных деревьев, многочисленные фрагменты античной и средневековой керамики, кости человеческих скелетов, бронзовые предметы. Именно здесь в полевой сезон г. нами со дна подняты два замечательных сакских жертвенных котла из бронзы и один бронзовый псалий от конской сбруи. В 2003 г. московскими аквалангистами С. и Н. Лукашевыми составлена карта-схема подвод ного городища.
В заливе у с. Джаркинбаево в тихую погоду в воде просматриваются остатки четырехугольных стен. Из воды местными жителями были извлечены бронзовые и каменные орудия труда античного времени, сакские жертвенные бронзовые котлы и многочисленная средневековая керамика.
Самым достопримечательным памятником, расположенным на юго-восточной окраине Иссык-Куля (под водой и на частично освободившейся от воды территории), является древний город Чигу в ТТюпском заливе.
... Это произошло в полевой сезон 1985 года. Во время работы Иссык-Кульской экспедиции (руководитель - проф. В. Плоских, начальник археологического отряда - доц. В. Мокрынин) на дне Тюпского залива впервые обнаружили следы крупного городища. Находки каменных и бронзовых орудий труда, земледельческой культуры и опорных ступ зданий свидетельствовали - городище существовало где-то в первом тысячелетии до нашей эры. Но все это нужно было еще доказать новыми изысканиями. Мы предположили, что нашли развалины знаменитого города Чигу - ставки могущественного правителя древнеусуньского племенного союза на Иссык-Куле, города, который упоминается в древнекитайских летописях.
Последующие находки - одна эффектнее другой, подтверждали нашу гипотезу о столице усуньского государства г. Чигу, впитавшей в себя все элементы предшествующих более древних (сакских) культур...
За три последующих полевых сезона на побережье и под водой нам удалось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, которая давала представление о жизни столичных обитателей, их занятиях и быте. Все предметы долгое время находились под водой и были покрыты известковыми донными наростами.
Основные находки в Чигу подразделялись на четыре группы: керамика, изделия из камня, металлические изделия (бронза), поделки из рога.
Даже беглый обзор материальной культуры с кратким экскурсом в ее хронологию свидетельствовал о долгой жизни затонувшей столицы - от сакского времени вплоть до древнетюркского.
Привязка исторического Чигу к определенному городищу имеет важное научное значение. Если дальнейшие изыскания подтвердят наше предположение, то скудная письменная история города-ставки усуньских правителей-кунбагов получит не только точную локализацию на местности, но и прочную фактологическую базу на основе беспристрастных и многочисленных археологических материалов. Отождествление затопленного городища с Чигу позволяет установить многие ранее неизвестные факты, имеющие не только историко-познавательное, но и научное значение. Важнейшие из них:
Чигу не был основан какими-либо иноземцами во II в. до н.э., как это представлено в некоторых современных трудах ученых. Он уже существовал, и только впервые
упомянут в китайских летописях в связи с событиями того времени. Жизнь на городище
документируется археологическими находка ми, по меньшей мере, на 500 лет раньше пер
вого упоминания, что позволяет предполагать местоположение здесь ставки еще раннесакских вождей. Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленников и земледельцев. Культура оседлого населения Прииссыккулья была тесно связана с культурой среднеазиатских поселений и, прежде всего, Ферганы.
Сведения, принесенные в Китай послом и путешественником по Средней Азии Чжан Цянем, получают археологическое подтверждение о памятниках на Великом Шелковом пути. Наша (с В.П. Мокрыниным) гипотеза о нахождении остатков г. Чигу на дне Тюпско-го залива по южному побережью Иссык-Куля привлекает все больше сторонников и вошла в научную литературу.
Широко известно средневековое городище Кой-Сары, затопленное на рубеже XV-XVI вв. и «вышедшее» из-под воды обмелевшего озера уже в XX в. Оно расположено недалеко от г. Каракол. Городище, бывшее еще под водой, в конце XIX в. уже привлекло внимание путешественников и ученых (П.П. Семенов Тян-Шанский, В.В. Бартольд, худ. В. Дудин и др.), которые отмечали его историческую ценность, в Русское географическое общество были отправлены выброшенные на берег отдельные древние предметы. Но намечавшиеся подводные раскопки так и не были проведены. В 1926 г. местным краеведом, будущим видным историком-востоковедом П.П. Ивановым здесь был найден камень с тюркской письменностью. В 1960-х гг. Д.Ф. Винником проведены частичные раскопки городища на уже обнажившемся дне озера. Обнаружены керамические трубы водопровода, остатки городских стен из жженого кирпича, глиняная посуда, изделия из металла, монеты, каменные зернотерки средневекового периода. Найден некрополь с групповыми захоронениями, отданными отступившими водами озера.
Одним из самых знаменитых по письменным источникам и твердо, локализованным на южном берегу Иссык-Куля является средневековое городище, столица одного из караханидских уделов - Барсхан. Средневековый арабский географ Гардизи приводит занимательную легенду об основании города Барсхан.
... Александр Македонский, покорив в 334-329 гг. до н.э. персидскую державу, взял в знатных семьях заложников, дабы предотвратить возможные мятежи. Отправляясь в поход на Китай и Индию, он взял было с собой и заложников, однако, оказавшись в стесненных обстоятельствах, вынужден был бросить знатных персов - отправив их под конвоем на Иссык-Куль. Сыновья персидских вельмож, потеряв надежду вернуться домой, отстроили здесь городок на свой манер, а местности дали название Барсхан. Живописцы разукрасили дома полихромным многоярусным панно, наподобие согдийских, уструшанских и тоха-ристанских. Часть города вскоре оказалась под водой, а вторая часть осталась на возвышенном плато озера. Исследованием их еще предстоит заняться.
Вместе с В.П. Мокрыниным мы обнаружили на побережье современного с. Барсхан бронзовые ббляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), относящие ся по времени к сакскому пепериоду, т.е. борьбы среднеазиатских саков с войнами Александра Македонского. Аналогичные, синхронные по времени бляшки найдены казахскими археологами в 1969 г. при раскопках сакского кургана Иссык (что расположен между озером Иссык-Куль и городом Алма-ты). Только иссыкские бляшки были золотыми, сохранившись в обширной коллекции неразграбленного кургана, а барскаунские - бронзовые, с бракованными отходами, что позволяет уверенно говорить об их местном производстве.
Происхождением из Барсхана можно считать и серебряный кубок сакского времени, украшенный полтора столетия спустя арабской надписью в честь караханидского кагана XI в. Тогрул-карахана. Именно он правил Барсханом в 1059-1075 гг., в те времена, когда Юсуф Баласагуни создал «Кутадгу Билиг», а Махмуд Кашгари - «Диван лугат-ат-Тюрк».
Уникальная своей надписью чаша находится в частной коллекции. Впервые предмет осматривали музейные специалисты и археологи Государственного Исторического музея КР в 1993-1994 годах с целью приобретения в фонды музея. Уже тогда было отмечено выдающееся культурное, научное и историческое значение данного предмета. Но Министерство культуры не смогло выделить необходимую для приобретения сумму. Музеем была проведена экспертиза металла, из которого была изготовлена чаша - серебро 903 пробы, высота чаши 13,7 см, диаметр 15,6 см, вместимость 1,8 литра. Чаша круглодонная с петлеобразной ручкой по верхней части. Почернение с арабской надписью, в которой названо имя Тогрул Карахан - правителя караханидской династии из Барсхана. По предположению М.Н. Федорова, осматривавшего чашу в 1994 г. первоначально это был сак-ский кубок VI-V вв. до н.э., который мог принадлежать древнему зороастрийскому кочевому священнику. В XI в. из сакского кубка была сделана чаша для восточно-караханидского правителя из Барсхана. Надпись гласит (уточненный перевод арабиста Имран Шахрура): «Хакан славнейший, господин, государь победоносный, побеждающий, опора государства и праведник религиозной общины Тогрул кара-хакан, приближенный повелителя правоверных (т.е. халифа)».
По датировке акад. В.В. Бартольда, поддержанной польским востоковедом О. Прица-ком и германским нумизматом М.Н. Федоровым время правления Имад ад-Даулы Тогрул кара-хакана охватывает 451-467 // 1059-1075 гг., т.е. третью четверть XI в. В таком случае значимость чаши как культурного и исторического наследия неизмеримо возрастает. Эта уникальная именная чаша, которая использовалась на протяжении тысячи (или даже 2,5 тыс.) лет, на данный момент не имеет аналогов в Кыргызстане. Т.е. можно отметить, что экспонат является великолепным и пока единственным образцом караханидской именной торевтики третьей четверти XI в. н.э., место которой, несомненно, в государственном музее.
В прибрежных водах Дархана и Саруу нами были обнаружены бронзовый сакский кинжал (акинак) и бронзовый жертвенный котелок. Ранее археологи находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвенные столики, украшенные бронзовыми фигурками зверей, камни (кайраки) с крестами и христианской эпитафией. Все это побудило нас организовать специальную археологическую экспедицию на Иссык-Куль в поисках затонувших памятников культурного наследия древнего и средневекового Кыргызстана.
Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации новых подводных историко-археологических объектов, максимально полное обследование затопленного городища Кара-Ой и поиски следов средневекового христианского монастыря, отмеченного на Каталанской карте 1375 г.
В заливе Кара-Ой, что вблизи с. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м, в 2003 г. буквально в последний день полевого сезона со дна озера было поднято два бронзовых жертвенных котла, аналогичным тем, которые были широко распространены в античную сакскую эпоху по всему Семиречью.
Большой котел был занесен песком и илом, стоял устьем вниз, и виднелся только
нижний ободок поддона. Раскопки и подъем котла были осуществлены с использованием
лодки, катамарана и лебедки. Котел, традиционно сакский, поразил, в первую очередь,
своей хорошей сохранностью и почти полной неокисленностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато- бирюзовых окислов практически не было.
Вокруг припаянного к котлу верхнего основания конуса видны следы пайки другого поддона. Очевидно, что поддон был заменен на новый. Следы пайки внутри поддона хорошо видны и не очень аккуратны. Толщина стенок котла неодинакова. Особенно утолщено дно и плечики котла. По плечикам расположены 4 ручки: 2 - вертикальные и 2 - горизонтальные.
Рядом на дне (метров в 10), был обнаружен малый бронзовый котел того же времени. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и леском. Выступали только ножки, выполненные в форме птичьих лап с четырьмя пальцами.
Аналогичный сакский котел был обнаружен на берегу в 2002 г. в с. Чельпек, славящемся подобными жертвенниками. Размеры чельпекского котла идентичны подводным. Три ножки в виде копыт степного животного, поддерживающие котел, создают
хорошую опору. К сожалению, этот котел мы так и не смогли определить в музей: хозяин запросил большую сумму, музей не имел её. Так что котел до сих пор находится у хозяина, жителя села.
Наиболее впечатляющей находкой стал найденный на дне в Кара-Ой бронзовый пса-лий - часть конской узды. Псалий изготовлен способом литья по восковой модели. Как часть парадной упряжи, он является художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, смотрящих в разные стороны (пантеры?), челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх на конце, а нижняя имеет подобие бороды, соединены челюсти стилизованными зубами - типично сакский «звериный» стиль. Интересно высказывание востоковеда Ю.Н. Рериха, знаменитого путешественника, исследователя Центральной Азии:
«Трудно сказать, был ли «звериный стиль» связан с каким-либо особым физическим типом люден, Я склонен думать, что это произошло среди кочевых и охотничьих племен большого этнического разнообразия, но живущих в аналогичной среде, и мы только таким образом способны объяснить огромное распространение «звериного стиля» - от южных российских степей к самым границам Китая и от сибирских лесных просторов до могучих высот Гималаев и Тибета».
Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями свидетельствуют о местном производстве предметов.
Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акинаки, новые жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут быть датированы V-IV вв. до н.э. - временем активного зарождения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.
Находки подтверждают распространение металлургии и бронзового литья среди кочевников I тыс. до н.э., говорят о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни.
В связи с последними археологическими находками вполне уместно поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений античного времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной культурой и верованиями. Как заключает известный российский археолог, теоретик истории культурного наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массон, ознакомившись с нашими находками: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются раннеко чевиические удила, псалий и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г. Ф. Короб-ковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по погребальным памятникам».
Завершая эту тему древнекочевой сакской цивилизации с её знаменитым «звериным стилем», хочется обратиться к строкам книги Ю.Н. Рериха о путешествии по Средней Азии: «За два тысячелетия волны неукротимых кочевых племен, следовавшие одна за другой, основали здесь могущественную цивилизацию и поглотили коренное население. В течение столетий древний кочевой путь, один из старейших исторических высокогорных путей Азии, идущий к северу от Небесных гор или Тянь-Шаня и соединяющий высокогорья Монголии со степными территориями расположенными севернее Каспия и Черного моря, оглашался топотом скачущих орд. Мы до сих пор не в состоянии постичь истоки этого могучего движения народов, которые, будучи привлечены центрами древней культуры, вступили на путь завоевания и разрушения границ Китая и Римской империи».
Тайны Центральной Азии, истоки древних цивилизаций, поиски прародины Ариев все еще будоражат воображение и побуждают к новым исследованиям.
Вторая проблема, которой разведочная экспедиция в прошлом и нынешнем сезоне уделяла большое внимание - попытки локализовать под водой или на берегу нахождение средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Для этого было достаточно оснований.
Христианство стало проникать на территорию Кыргызстана с приходом согдийцев, несших с собой земледельческую культуру и новую веру местному тюркскому населению. Процесс этот начал набирать силу где-то с середины первого тысячелетия новой эры. Самым древним памятником той давней эпохи на территории республики является небольшая церковь VII-VIII веков в древнем поселении Суябе - столице тюркских каганатов в Чуйской долине.
Основатели христианских церквей и монастырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего большинства тюркского кочевого населения. А самым замечательным, сохранившимся до наших дней архитектурным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный уже с раннего средневековья. Построенный на рубеже X-XI веков, он представляет собой стационарное жилище монастырского типа. Его функции со временем менялись. Позже здание использовалось как караван-сарай на одном из маршрутов Великого Шелкового пути.
Местное население всегда проявляло большую веротерпимость. Есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находится одна из величайших христианских святынь - рака с мощами святого апостола и евангелиста Матфея. По теологическим преданиям мощи хранились в монастыре, расположенном на берегу Иссык-Куля. О нем было широко известно повсюду. На Каталанской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом, соответствующая надпись гласит (даем в новом прочтении немецкого ученого, доктора археологии и теолога В. Кляйна): «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея». В 2002 г. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский выпустил даже прекрасную книгу «Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия», обобщив все теологические свидетельства о христианстве на территории современного Кыргызстана, в том числе Иссык-Куля.
Во время экспедиции мы тщательно отбирали на дне всю керамику, связанную с христианской символикой, не говоря уже о поднятых целых средневековых сосудах. Они представлены разными формами и орнаментом. Кроме ярко выраженных христианских крестов на одной боковине фрагмента большого глиняного хума обнаружена шестиконечная звезда в форме «Маген Давид» (щит Давида).
Вообще гексаграмма - интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался ещё задолго до того, как появился на Ближнем Востоке. Одно из ранних изображений шестигранной звезды обнаружено при раскопках в Сидоне на печати VII в. до н.э. В Талмуде этот символ не упоминается, но уже в III в. н.э. встречается на отдельных могильных памятниках в Южной Италии, его изображение найдено в еврейских катакомбах возле Рима. Как символ гексаграмма использовалась и в раннем христианстве. И уже значительно позже стало еврейской национальной и религиозной эмблемой. В христианском искусстве Звезда Давида используется как символ царя Давида, символ Ветхого Завета (например, при изображении ветхозаветных патриархов, ветхозаветной Троицы).
В нашем конкретном случае, изображение шестигранника на боковине керамического сосуда может восприниматься как орнаментальный символ раннего христианства.
Со дна были подняты сильно окислившиеся (почти разложившиеся) фрагменты бронзовых зеркал, бронзовые нашивки традиционного тюркского пояса (на одной даже видна арабская надпись в прочтении В. На-стича: «барака (т)» - «благословление». Уникальным представляется сильно окислившийся и покрытый толстым слоем ракушечника и солевых отложений бронзовый сосуд (кум-ган) караханидского времени, а также, видимо, послемонгольский железный наконечник пики-бунчука китайского образца.
Обследовались городища и на берегу, особенно в окрестностях бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря на Светлом мысе, где под водой, якобы, и должен был бы находится знаменитый средневековый монастырь.
Стены городища дают четкий прямоугольник, по форме ближе к квадрату. Южная стена построена по географическому скосу в овраг, т.е. привязана к рельефу местности. По углам городища есть башни, в восточной и западной стенах проемы. Сейчас вся внутренняя площадь городища запахана. По всей площади городища встречается большое количество средневековой керамики и жженых кирпичей. По рельефу внутри городища выделяется удлиненная возвышенность, торцом стоящая к южной стене.
Собрана подъемная керамика, представленная фрагментами венчиков крупных сосудов (хумов и хумчи), а также венчиками тонкостенной гончарной посуды. Обнаружен абсолютно целый кувшин станковой работы, покрытый изнутри глазурью желтого цвета.
Не исключено, что где-то рядом, на побережье, находился легендарный монастырь. Но это - пока гипотеза. Главные направления будущих исследований: хронологическая разработка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, материальной и духовной культуры. Основная задача - восстановление древней и средневековой цивилизации Иссык-Куля, а, следовательно, и открытие новых страниц истории всей Центральной Азии. Руководитель подводных археологов проф. Прапор С.С, уезжая из экспедиции, так охарактеризовал свои впечатления о затонувших памятниках Иссык-Куля:
«Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но чтобы всего за неделю со дна в таком количестве были извлечены столь уникальнейшие предметы многотысячелетнего возраста — в нашей, да и в мировой практике подводной археологии, -случай небывалый.
Мы любовались бронзовым жертвенным котлом, на боках которого переливалось солнечное сияние. Сосуд прекрасно украшен; в художественной манере выполнены витые ручки. Казан поменьше покоился на сработанных древним мастером птичьих ножках. Наконец-то провидение повернулось к нам лицом.
Дух захватывает, когда думаешь о том, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем права не извлечь на свет Божий. Это наш долг перед потомками!».
Впереди новые экспедиции. Новые исследования подводных памятников древней цивилизации Иссык-Куля.
|