Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Плоских В.М. Памятники древней цивилизации Иссык-Куля. Печать

М. КПДР, 2006

На территории современного Кыргыз­стана, в зоне высокогорного бирюзового Ис­сык-Куля, в течение трех последних тысяче­летий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказалась под водами Иссык-Куля (по наблюдениям ученых озеро, по крайней мере четырежды, претерпело пе­риоды трансгрессии и регрессии).

         Руины древних поселений на береговой линии озера Иссык-Куль известны давно. Многочисленные легенды и китайские лето­писи свидетельствуют о существовании здесь древних цивилизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля, причины их исчезнове­ния до сих пор окончательно не ясны.

        В результате исследований прошлых лет, в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десяти памятников, а на побережье Иссык-Куля - до сотни. Они - как - бы немые свиде­тели двух цивилизаций: древнекочевой (I тыс. до н.э.) и средневековой, земледельческой. Наиболее ярким примером является открытие нами на дне Тюпского залива древней столи­цы усуньского государства, известного по китайским источникам города Чигу (II-I в. до н.э.).

        Летом 2003 и 2004 гг. была совершена комплексная международная археологическая экспедиция на Иссык-Куль. Кроме уче­ных Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук, в экспедиции приняли участие аквалангисты конфедерации подводной деятельности Рос­сии под руководством профессора С.С. Пра­пора и кандидата исторических наук С. Лукашевой.

       Экспедицией были выявлены и зафикси­рованы на подводных историко-археологических объектах новые сако-усуньские и древнетюркские памятники: кур­ганы, каменные изваяния, поселения, горо­дища. Составлена карта-схема предметов ма­териальной культуры, поднятых со дна зато­нувшего городища в заливе Кара-Ой.

       Наиболее перспективные в научно-исследовательском плане следующие зафик­сированные нами объекты: Северо-западный берег Иссык-Куля, Тору-Айгыр. Некоторыми исследователями отождествляется со средне­вековым городом Сикуль. Остатки верхнего городища на берегу, нижнего - под водой. На берегу раскопаны остатки жилищ и баня (Д.Ф. Винник), которая была первоначально принята за кирпичный завод, на дне встре­чаются глиняная посуда, обожженные кирпи­чи, кости человеческих скелетов и скелетов животных. В ходе полевых разведок нами здесь собраны несколько ценных керамиче­ских сосудов средневекового производства, с уникальным орнаментом и христианской символикой, каменные зернотерки, в воде найден бронзовый котел.

        Далее по северному побережью на вос­ток, в местности Кара-Ой, под водой сохра­нились остатки уложенных каменных плит, аллея спиленных деревьев, многочисленные фрагменты античной и средневековой кера­мики, кости человеческих скелетов, бронзо­вые предметы. Именно здесь в полевой сезон г. нами со дна подняты два замечательных сакских жертвенных котла из бронзы и один бронзовый псалий от конской сбруи. В 2003 г. московскими аквалангистами С. и Н. Лукашевыми составлена карта-схема подвод­ ного городища.

        В заливе у с. Джаркинбаево в тихую по­году в воде просматриваются остатки четы­рехугольных стен. Из воды местными жите­лями были извлечены бронзовые и каменные орудия труда античного времени, сакские жертвенные бронзовые котлы и многочис­ленная средневековая керамика.

        Самым достопримечательным памятни­ком, расположенным на юго-восточной ок­раине Иссык-Куля (под водой и на частично освободившейся от воды территории), явля­ется древний город Чигу в ТТюпском заливе.

        ... Это произошло в полевой сезон 1985 года. Во время работы Иссык-Кульской экс­педиции (руководитель - проф. В. Плоских, начальник археологического отряда - доц. В. Мокрынин) на дне Тюпского залива впервые обнаружили следы крупного городища. На­ходки каменных и бронзовых орудий труда, земледельческой культуры и опорных ступ зданий свидетельствовали - городище суще­ствовало где-то в первом тысячелетии до на­шей эры. Но все это нужно было еще дока­зать новыми изысканиями. Мы предположи­ли, что нашли развалины знаменитого города Чигу - ставки могущественного правителя древнеусуньского племенного союза на Иссык-Куле, города, который упоминается в древнекитайских летописях.

          Последующие находки - одна эффектнее другой, подтверждали нашу гипотезу о сто­лице усуньского государства г. Чигу, впитав­шей в себя все элементы предшествующих более древних (сакских) культур...

        За три последующих полевых сезона на побережье и под водой нам удалось собрать довольно солидную коллекцию предметов материальной культуры, которая давала пред­ставление о жизни столичных обитателей, их занятиях и быте. Все предметы долгое время находились под водой и были покрыты из­вестковыми донными наростами.

        Основные находки в Чигу подразделя­лись на четыре группы: керамика, изделия из камня, металлические изделия (бронза), по­делки из рога.

      Даже беглый обзор материальной куль­туры с кратким экскурсом в ее хронологию свидетельствовал о долгой жизни затонувшей столицы - от сакского времени вплоть до древнетюркского.

        Привязка исторического Чигу к опреде­ленному городищу имеет важное научное значение. Если дальнейшие изыскания под­твердят наше предположение, то скудная письменная история города-ставки усуньских правителей-кунбагов получит не только точ­ную локализацию на местности, но и проч­ную фактологическую базу на основе беспри­страстных и многочисленных археологиче­ских материалов. Отождествление затоплен­ного городища с Чигу позволяет установить многие ранее неизвестные факты, имеющие не только историко-познавательное, но и на­учное значение. Важнейшие из них:

       Чигу  не  был   основан  какими-либо иноземцами во II в. до н.э., как это представ­лено в некоторых современных трудах уче­ных. Он уже существовал, и только впервые
упомянут в китайских летописях в связи с
событиями того времени. Жизнь на городище
документируется археологическими находка­ ми, по меньшей мере, на 500 лет раньше пер­
вого упоминания, что позволяет предполагать местоположение здесь ставки еще раннесакских вождей. Чигу был не только городом-ставкой кочевого владыки, но и городом ремесленни­ков и земледельцев. Культура оседлого населения Прииссыккулья  была  тесно  связана  с  культурой среднеазиатских поселений и, прежде всего, Ферганы.

       Сведения, принесенные в Китай послом и путешественником по Средней Азии Чжан Цянем, получают археологическое подтвер­ждение о памятниках на Великом Шелковом пути.  Наша (с В.П. Мокрыниным) гипотеза о нахождении остатков г. Чигу на дне Тюпско-го залива по южному побережью Иссык-Куля привлекает все больше сторонников и вошла в научную литературу.

        Широко известно средневековое горо­дище Кой-Сары, затопленное на рубеже XV-XVI вв. и «вышедшее» из-под воды обмелев­шего озера уже в XX в. Оно расположено не­далеко от г. Каракол. Городище, бывшее еще под водой, в конце XIX в. уже привлекло внимание путешественников и ученых (П.П. Семенов Тян-Шанский, В.В. Бартольд, худ. В. Дудин и др.), которые отмечали его историче­скую ценность, в Русское географическое общество были отправлены выброшенные на берег отдельные древние предметы. Но наме­чавшиеся подводные раскопки так и не были проведены. В 1926 г. местным краеведом, будущим видным историком-востоковедом П.П. Ивановым здесь был найден камень с тюркской письменностью. В 1960-х гг. Д.Ф. Винником проведены частичные раскопки городища на уже обнажившемся дне озера. Обнаружены керамические трубы водопрово­да, остатки городских стен из жженого кир­пича, глиняная посуда, изделия из металла, монеты, каменные зернотерки средневекового периода. Найден некрополь с групповыми захоронениями, отданными отступившими водами озера.

       Одним из самых знаменитых по пись­менным источникам и твердо, локализован­ным на южном берегу Иссык-Куля является средневековое городище, столица одного из караханидских уделов - Барсхан. Средневе­ковый арабский географ Гардизи приводит занимательную легенду об основании города Барсхан.

      ... Александр Македонский, покорив в 334-329 гг. до н.э. персидскую державу, взял в знатных семьях заложников, дабы предотвра­тить возможные мятежи. Отправляясь в поход на Китай и Индию, он взял было с собой и заложников, однако, оказавшись в стеснен­ных обстоятельствах, вынужден был бросить знатных персов - отправив их под конвоем на Иссык-Куль. Сыновья персидских вельмож, потеряв надежду вернуться домой, отстроили здесь городок на свой манер, а местности да­ли название Барсхан. Живописцы разукраси­ли дома полихромным многоярусным панно, наподобие согдийских, уструшанских и тоха-ристанских. Часть города вскоре оказалась под водой, а вторая часть осталась на возвы­шенном плато озера. Исследованием их еще предстоит заняться.

        Вместе с В.П. Мокрыниным мы обнару­жили на побережье современного с. Барсхан бронзовые ббляшки с изображением хищных кошачьих морд (барса или тигра), относящие ся по времени к сакскому пепериоду, т.е. борьбы среднеазиатских саков с войнами Александра Македонского. Аналогичные, синхронные по времени бляшки найдены ка­захскими археологами в 1969 г. при раскоп­ках сакского кургана Иссык (что расположен между озером Иссык-Куль и городом Алма-ты). Только иссыкские бляшки были золоты­ми, сохранившись в обширной коллекции неразграбленного кургана, а барскаунские - бронзовые, с бракованными отходами, что позволяет уверенно говорить об их местном производстве.

       Происхождением из Барсхана можно считать и серебряный кубок сакского време­ни, украшенный полтора столетия спустя арабской надписью в честь караханидского кагана XI в. Тогрул-карахана. Именно он правил Барсханом в 1059-1075 гг., в те време­на, когда Юсуф Баласагуни создал «Кутадгу Билиг», а Махмуд Кашгари - «Диван лугат-ат-Тюрк».

       Уникальная своей надписью чаша нахо­дится в частной коллекции. Впервые предмет осматривали музейные специалисты и архео­логи Государственного Исторического музея КР в 1993-1994 годах с целью приобретения в фонды музея. Уже тогда было отмечено вы­дающееся культурное, научное и историче­ское значение данного предмета. Но Мини­стерство культуры не смогло выделить необ­ходимую для приобретения сумму. Музеем была проведена экспертиза металла, из кото­рого была изготовлена чаша - серебро 903 пробы, высота чаши 13,7 см, диаметр 15,6 см, вместимость 1,8 литра. Чаша круглодонная с петлеобразной ручкой по верхней части. По­чернение с арабской надписью, в которой названо имя Тогрул Карахан - правителя ка­раханидской династии из Барсхана. По пред­положению М.Н. Федорова, осматривавшего чашу в 1994 г. первоначально это был сак-ский кубок VI-V вв. до н.э., который мог при­надлежать древнему зороастрийскому коче­вому священнику. В XI в. из сакского кубка была сделана чаша для восточно-караханидского правителя из Барсхана. Над­пись гласит (уточненный перевод арабиста Имран Шахрура): «Хакан славнейший, госпо­дин, государь победоносный, побеждающий, опора государства и праведник религиозной общины Тогрул кара-хакан, приближенный повелителя правоверных (т.е. халифа)».

        По датировке акад. В.В. Бартольда, под­держанной польским востоковедом О. Прица-ком и германским нумизматом М.Н. Федоро­вым время правления Имад ад-Даулы Тогрул кара-хакана охватывает 451-467 // 1059-1075 гг., т.е. третью четверть XI в. В таком случае значимость чаши как культурного и истори­ческого наследия неизмеримо возрастает. Эта уникальная именная чаша, которая использовалась на протяжении тысячи (или даже 2,5 тыс.) лет, на данный момент не име­ет аналогов в Кыргызстане. Т.е. можно отме­тить, что экспонат является великолепным и пока единственным образцом караханидской именной торевтики третьей четверти XI в. н.э., место которой, несомненно, в государст­венном музее.

        В прибрежных водах Дархана и Саруу нами были обнаружены бронзовый сакский кинжал (акинак) и бронзовый жертвенный котелок. Ранее археологи находили на южном побережье Иссык-Куля большие жертвенные котлы из бронзы, жертвенные столики, укра­шенные бронзовыми фигурками зверей, кам­ни (кайраки) с крестами и христианской эпи­тафией. Все это побудило нас организовать спе­циальную археологическую экспедицию на Иссык-Куль в поисках затонувших памятни­ков культурного наследия древнего и средне­векового Кыргызстана.

       Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации новых подводных историко-археологических объектов, макси­мально полное обследование затопленного городища Кара-Ой и поиски следов средневе­кового христианского монастыря, отмеченно­го на Каталанской карте 1375 г.

        В заливе Кара-Ой, что вблизи с. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глу­бине около 5 м, в 2003 г. буквально в послед­ний день полевого сезона со дна озера было поднято два бронзовых жертвенных котла, аналогичным тем, которые были широко рас­пространены в античную сакскую эпоху по всему Семиречью.

        Большой котел был занесен песком и илом, стоял устьем вниз, и виднелся только
нижний ободок поддона. Раскопки и подъем
котла были осуществлены с использованием
лодки, катамарана и лебедки. Котел, традици­
онно сакский, поразил, в первую очередь,
своей хорошей сохранностью и почти полной неокисленностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до     красновато-желтого.            Зеленовато-
бирюзовых окислов практически не было.

        Вокруг припаянного к котлу верхнего основания конуса видны следы пайки другого поддона. Очевидно, что поддон был заменен на новый. Следы пайки внутри поддона хо­рошо видны и не очень аккуратны. Толщина стенок котла неодинакова. Особенно утолще­но дно и плечики котла. По плечикам распо­ложены 4 ручки: 2 - вертикальные и 2 - гори­зонтальные.

        Рядом на дне (метров в 10), был обнару­жен малый бронзовый котел того же времени. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и леском. Выступали только ножки, выполненные в форме птичьих лап с четырь­мя пальцами.

       Аналогичный сакский котел был обна­ружен на берегу в 2002 г. в с. Чельпек, славя­щемся подобными жертвенниками.      Раз­меры чельпекского котла идентичны подвод­ным. Три ножки в виде копыт степного жи­вотного, поддерживающие котел, создают
хорошую опору. К сожалению, этот котел мы
так и не смогли определить в музей: хозяин запросил большую сумму, музей не имел её. Так что котел до сих пор находится у хозяина, жителя села.

         Наиболее впечатляющей находкой стал найденный на дне в Кара-Ой бронзовый пса-лий - часть конской узды. Псалий изготовлен способом литья по восковой модели. Как часть парадной упряжи, он является художе­ственным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, смотрящих в раз­ные стороны (пантеры?), челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх на кон­це, а нижняя имеет подобие бороды, соедине­ны челюсти стилизованными зубами - типич­но сакский «звериный» стиль. Интересно вы­сказывание востоковеда Ю.Н. Рериха, знаме­нитого путешественника, исследователя Цен­тральной Азии:

         «Трудно сказать, был ли «звериный стиль» связан с каким-либо особым физиче­ским типом люден, Я склонен думать, что это произошло среди кочевых и охотничьих пле­мен большого этнического разнообразия, но живущих в аналогичной среде, и мы только таким образом способны объяснить огромное распространение «звериного стиля» - от юж­ных российских степей к самым границам Китая и от сибирских лесных просторов до могучих высот Гималаев и Тибета».

          Спектральный анализ бронзовых изде­лий со дна Иссык-Куля, проведенный в лабо­ратории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими по­казателями свидетельствуют о местном про­изводстве предметов.

       Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акинаки, новые жертвенные котлы из аквато­рии Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут быть датированы V-IV вв. до н.э. - временем активного зарож­дения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.

         Находки подтверждают распространение металлургии и бронзового литья среди кочев­ников I тыс. до н.э., говорят о наличии торгово-ремесленных   центров,   к  которым  были привязаны скотоводы, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни.

         В связи с последними археологическими находками вполне уместно поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений античного времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной культурой и верованиями. Как заключает известный российский архео­лог, теоретик истории культурного наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массон, ознакомившись с нашими находками: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как сви­детельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются раннеко чевиические удила, псалий и предметы вооружения. Особое значение име­ют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г. Ф. Короб-ковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского обще­ства, которое в основном известно по погре­бальным памятникам».

        Завершая эту тему древнекочевой сакской цивилизации с её знаменитым «звери­ным стилем», хочется обратиться к строкам книги Ю.Н. Рериха о путешествии по Сред­ней Азии: «За два тысячелетия волны неукро­тимых кочевых племен, следовавшие одна за другой, основали здесь могущественную ци­вилизацию и поглотили коренное население. В течение столетий древний кочевой путь, один из старейших исторических высокогор­ных путей Азии, идущий к северу от Небес­ных гор или Тянь-Шаня и соединяющий вы­сокогорья Монголии со степными террито­риями расположенными севернее Каспия и Черного моря, оглашался топотом скачущих орд. Мы до сих пор не в состоянии постичь истоки этого могучего движения народов, которые, будучи привлечены центрами древ­ней культуры, вступили на путь завоевания и разрушения границ Китая и Римской импе­рии».

          Тайны Центральной Азии, истоки древ­них цивилизаций, поиски прародины Ариев все еще будоражат воображение и побуждают к новым исследованиям.

       Вторая проблема, которой разведочная экспедиция в прошлом и нынешнем сезоне уделяла большое внимание - попытки лока­лизовать под водой или на берегу нахождение средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Для этого было достаточно ос­нований.

       Христианство стало проникать на терри­торию Кыргызстана с приходом согдийцев, несших с собой земледельческую культуру и новую веру местному тюркскому населению. Процесс этот начал набирать силу где-то с середины первого тысячелетия новой эры. Самым древним памятником той давней эпо­хи на территории республики является не­большая церковь VII-VIII веков в древнем поселении Суябе - столице тюркских кагана­тов в Чуйской долине.

        Основатели христианских церквей и мо­настырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего большинства тюркского коче­вого населения. А самым замечательным, со­хранившимся до наших дней архитектурным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный уже с раннего средневековья. По­строенный на рубеже X-XI веков, он пред­ставляет собой стационарное жилище мона­стырского типа. Его функции со временем менялись. Позже здание использовалось как караван-сарай на одном из маршрутов Вели­кого Шелкового пути.

        Местное население всегда проявляло большую веротерпимость. Есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находится одна из величайших христи­анских святынь - рака с мощами святого апо­стола и евангелиста Матфея. По теологиче­ским преданиям мощи хранились в монасты­ре, расположенном на берегу Иссык-Куля. О нем было широко известно повсюду. На Ка­таланской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом, соответствующая надпись гласит (даем в новом прочтении немецкого ученого, доктора археологии и теолога В. Кляйна): «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь ар­мянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки Св. Апостола и Еванге­листа Матфея». В 2002 г. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский выпустил даже прекрасную книгу «Земля потомков патриар­ха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия», обобщив все теологические свидетельства о христианстве на территории современного Кыргызстана, в том числе Иссык-Куля.

         Во время экспедиции мы тщательно от­бирали на дне всю керамику, связанную с христианской символикой, не говоря уже о поднятых целых средневековых сосудах. Они представлены разными формами и орнамен­том. Кроме ярко выраженных христианских крестов на одной боковине фрагмента боль­шого глиняного хума обнаружена шестико­нечная звезда в форме «Маген Давид» (щит Давида).

        Вообще гексаграмма - интернациональ­ный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался ещё задолго до то­го, как появился на Ближнем Востоке. Одно из ранних изображений шестигранной звезды обнаружено при раскопках в Сидоне на печа­ти VII в. до н.э. В Талмуде этот символ не упоминается, но уже в III в. н.э. встречается на отдельных могильных памятниках в Юж­ной Италии, его изображение найдено в ев­рейских катакомбах возле Рима. Как символ гексаграмма использовалась и в раннем хри­стианстве. И уже значительно позже стало еврейской национальной и религиозной эмб­лемой. В христианском искусстве Звезда Да­вида используется как символ царя Давида, символ Ветхого Завета (например, при изо­бражении ветхозаветных патриархов, ветхо­заветной Троицы).

       В нашем конкретном случае, изображе­ние шестигранника на боковине керамическо­го сосуда может восприниматься как орна­ментальный символ раннего христианства.

       Со дна были подняты сильно окислив­шиеся (почти разложившиеся) фрагменты бронзовых зеркал, бронзовые нашивки тради­ционного тюркского пояса (на одной даже видна арабская надпись в прочтении В. На-стича: «барака (т)» - «благословление». Уни­кальным представляется сильно окисливший­ся и покрытый толстым слоем ракушечника и солевых отложений бронзовый сосуд (кум-ган) караханидского времени, а также, види­мо, послемонгольский железный наконечник пики-бунчука китайского образца.

        Обследовались городища и на берегу, особенно в окрестностях бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря на Светлом мысе, где под водой, якобы, и должен был бы находится знаменитый средневековый мона­стырь.

        Стены городища дают четкий прямо­угольник, по форме ближе к квадрату. Южная стена построена по географическому скосу в овраг, т.е. привязана к рельефу местности. По углам городища есть башни, в восточной и западной стенах проемы. Сейчас вся внутрен­няя площадь городища запахана. По всей площади городища встречается большое ко­личество средневековой керамики и жженых кирпичей. По рельефу внутри городища вы­деляется удлиненная возвышенность, торцом стоящая к южной стене.

       Собрана подъемная керамика, представ­ленная фрагментами венчиков крупных со­судов (хумов и хумчи), а также венчиками тонкостенной гончарной посуды. Обнаружен абсолютно целый кувшин станковой работы, покрытый изнутри глазурью желтого цвета.

         Не исключено, что где-то рядом, на по­бережье, находился легендарный монастырь. Но это - пока гипотеза. Главные направления будущих исследо­ваний: хронологическая разработка извест­ных подводных поселений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, материальной и духовной культуры. Основ­ная задача - восстановление древней и сред­невековой цивилизации Иссык-Куля, а, сле­довательно, и открытие новых страниц исто­рии всей Центральной Азии. Руководитель подводных археологов проф. Прапор С.С, уезжая из экспедиции, так охарактеризовал свои впечатления о затонувших памятниках Иссык-Куля:

        «Мы опускались под воду во многих морях и океанах планеты. Но чтобы всего за неделю со дна в таком количестве были из­влечены столь уникальнейшие предметы мно­готысячелетнего возраста — в нашей, да и в мировой практике подводной археологии, -случай небывалый.

        Мы любовались бронзовым жертвенным котлом, на боках которого переливалось сол­нечное сияние. Сосуд прекрасно украшен; в художественной манере выполнены витые ручки. Казан поменьше покоился на срабо­танных древним мастером птичьих ножках. Наконец-то провидение повернулось к нам лицом.

        Дух захватывает, когда думаешь о том, что скрыто под волнами благословенного озера. Речь даже не о кладах, а о несметных богатствах, которые мы просто не имеем пра­ва не извлечь на свет Божий. Это наш долг перед потомками!».

         Впереди новые экспедиции. Новые ис­следования подводных памятников древней цивилизации Иссык-Куля.

 

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов