Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Березин А.А. Подводные атлантиды Тамани Печать

Березин А.А. Подводные атлантиды Тамани

журнал "Октопус" №№ 5, 6/2007

  1. Кепы.     

      Летом 2006 года, по заданию Института Археологии России, из состава подводно-археологической экспедиции МГГУ имени Михаила Шолохова, был сформирован отряд, под руководством профессора Таскаева В.Н.,  для проведения комплексных разведок и изысканий в акваториях Таманского залива, близ станицы Сенной, где по имеющимся историческим данным находился город Кепы, основанный переселенцами из Греции еще во второй половине  VI века до нашей эры.

     Как известно, львиный объем энергозатрат любой экспедиции - это нудный и кропотливый труд в библиотеках и архивах по выуживанию информации историографического и источниковедческого характера по изучаемому объекту. Здесь на помощь археологам пришли кандидат исторических наук В.Н. Чхаидзе, и сотрудник Государственной Исторической библиотеки Бородина Е.Л.. Благодаря их знаниям и возможностям удалось выяснить не только хронологию возникновения и существования древнего города, но и историю археологических раскопок как в самой Сенной, так и в ее водах, на городище, отождествляемом с Кепами. 

      По преданиям самого Гомера, относящихся к VIII столетию до рождества Христова, на берегах Крыма и российского Причерноморья обитало племя киммерийцев, и если верить «Одиссеи», то из земли располагались вблизи входа в подземное царство Аида, и над ними витала вечная мгла и печаль. Было ли это на самом деле, или нет - оставим на совести древних песнеслогателей, неоспоримым же фактом остается то, что уже буквально столетие спустя греки начали осваивать здесь свои колонии. При чем, как истинные родители европейской цивилизации, греки селиться начали на берегах…Азовского моря, на месте нынешнего Таганрога, постепенно спускаясь вниз, к Черному морю.  На рубеже VI-V веков греческий город Милет, после целого цикла кровопролитных войн, сначала впал в зависимость от персов, а позднее и вовсе был ими разрушен. Огромная часть горожан, чаще не богатого происхождения была вынуждена уплывать за моря в поисках новой, лучшей родины.

      В память о некогда населявших эти земли киммерийцах, греки назвали современный Керченский пролив - Киммерийским, а земли что лежат вдоль его берегов- Боспором Киммерийским. К слову сказать, по расчетам греков, именно Керченский пролив разделал собой Европу и Азию, поэтому, в литературе территории Краснодарского края иногда именуют Боспором Азиатским. В мировой науке Кепы знамениты тем, что здесь в семье градоначальника родилась мать Демосфена – выдающегося оратора и философа древности.

    Само по себе слово «Кепы» переводится, как «сады», что характерно указывает на превалирующее сельскохозяйственное ремесло над другими. Хотя к моменту наивысшего расцвета города, приходящегося на II- III века до нашей эры, в Кепах одинаково прогрессивно развивались и иные виды деятельности: рыболовство, гончарное, кузнечное, ювелирное, оружейное, архитектурное, и многие иные ремёсла. В городе, как и на всем Боспоре, удивительно прижились, а позднее и переплелись классическая греческая культура, с местной, материковой- варварской (чаще скифской), хотя переселенцы очень долго сохраняли свою самобытность, и приверженность Элладе, что выражается хотя бы в том, что в Кепах монополизировался культ Афродиты, известной сегодня, как Афродита-Таманская.  

       По подсчетам профессора Сокольского Н.И., работающего на раскопках Кеп в 60-х годах минувшего века, площадь города составляла 20-25 гектаров, однако в связи с изменением русла реки Кубань, и общим повышением уровня воды в Черном море, 8-9 гектаров оказались в результате под водой. Вообще археологическое исследования наследия минувших эпох начались на Тамане в XIX веке, на общем фоне расцвета гуманитарной науки. И еще с императорских времен повелось изучать Кепы в непосредственной цепочке с Фанагорией, что вызвано прежде всего их географической близостью.

     Родоначальник отечественной подводной археологии профессор Орбели в своих записках не единожды указывал на целый пласт необработанных площадей Фанагории и Кеп, скрытых от сухопутных экспедиций водами Таманского залива. Тогда же, в 30-ее годы минувшего столетия на раскопках этих городищ работал молодой ученый Блаватский В.Д. Через двадцать лет, когда с заводских конвейеров сошли первые партии отечественных аквалангов «АВМ-1», профессор Блаватский сформировал первую группу аквалангистов-историков,  и привез ее на берега Черного моря.

     Именно с этого момента- конец 50-х годов, можно говорить о систематическом и комплексном подводно-археологическом исследовании, не только городищ, озвученных здесь, но и общего исторического наследия нашей страны. Советская наука добилась больших успехов в раскопках Кеп, венцом оных по праву считается бесподобная мраморная статуя Афродиты, которая сегодня находится в фондах Государственного исторического музея. Непосредственно с «береговой мабутой» постоянно работали и археологи-аквалангисты. Практически вся сегодняшняя элита отечественной подводной археологии,  как представители большой науки, так  и энтузиасты-самоучки, так или иначе соприкасалась в своей деятельности с раскопками в Кепах. Уже в наше время здесь, помимо таскаевского отряда, проводили раскопки подводники Фанагорийской экспедиции В.Д. Кузнецова, при прямой поддержке воронежских дайверов.  

          Группе аквалангистов- историков, под руководством профессора Таскаева при работах на Кепах удача сопутствовала с самого начала. Прежде всего, умудренный опытом ученый, познакомился с местными краеведами, из обильного потока информации которых, можно было составить некий предположительный план  акватории, где до этого, люди, самыми разнообразными способами находили на первый взгляд бестолковые предметы: четко отесанные камни, фрагменты керамики, проржавелые якоря, стеклянные и металлические осколки, монетки. Для обывателя- это обычный мусор, коим першит любой водоем, близ населенных пунктов. Для профессионала- это как дорожные знаки на трассе, для автомобилиста- четкое указание нужного направления.

        Лагерь был разбит у самой кромки воды, в тени раскидистых ветвей деревьев, непосредственно в черте станицы Сенной, подальше от многолюдных пляжей. Условия проживания достаточно комфортные - близость магазинов, медпункта, и питьевой воды делали вопросы обеспечения жизнедеятельности самыми минимальными. Непопулярность данных мест среди курортников не позволяет завышать местному населению цены на сельхозпродукты и бытовые услуги. Отсутствие сильных ветров и течений, помноженные на малые глубины, делают привлекательным пребывание на Тамане для тех, кто вынужден отдыхать вместе с маленькими детьми. Географическое расположение станицы, дает возможность совершать непродолжительные познавательные экскурсии по интересным местам полуострова, связанные с зарождением Черноморского (Кубанского) казачества, деятельностью М.Ю. Лермонтова,  виноделием, и Великой Отечественной войной.

      Практически в первый же день полноценных работ, в северо-западной части прилегающей отмели, в семи метрах от берега была обнаружена кладка овальной формы, сложенная из необработанных камней. Конструкция имеет диаметр 3, 5 метра, и по всей видимости в древности представляла собой колодец, входивший в общую цепь водоснабжения города.

       В процессе расширения территории поиска, археологами был обнаружен комплекс раннесредневековых амфор, расположенный в материковом грунте, под слоем водорослей и ила. После проведения необходимой расчистки раскопа, скопление указанной керамики хорошо просматривалось в четкой яме из суглинка, на глубине 2- 2,5 метра. Из обнаруженного комплекса после проведения всех картографических зарисовок и фотографирования были подняты для дальнейшего исследования целиковая амфора, амфора с частично фрагментированным туловом, и несколько горловин.

      Уникальность данных находок заключается в том, что ранее никому не удавалось обнаружить средневековую керамику в таком количестве под водой в границах всего Таманского полуострова, за исключением единичных находок, сделанных в разное время в районах мысов Тузла, Панагия, Железный Рог и банки Марии Магдалины. Целиковая амфора изготовлена из белой глины, с примесью шамота и пироксена, по известной классификации она относится к типу амфор с наклонносрезанным венчиком – находки подобного рода не удивительны для сухопутных коллег, как в Крыму, так и на российском побережье. Датируется она концом VI-го века – началом  XI-го. Амфора с фрагментированным корпусом относится к типу амфор с расширяющимся горлом, и датируется тем же периодом. Изготовлена так же из белой глины, с включением шамота и добавлением извести, на ее поверхности сохранились следы заленовато-белого ангоба,[1] а на горловине остатки смолы.  Такой тип амфор наиболее популярен в районах современной Керчи.

        Что же касается горловин, то они относятся к классу амфор с плоскосрезанным венчиком. Изготовлены из глины, цвет которой колеблется от светло-серой до оранжевого. Невооруженным глазом на них можно рассмотреть включение известковых частиц и слюды, горловины так же покрыты белым ангобом, в верхней их части просматривается небольшое рифление. В 1950 году такие амфоры уже находили недалеко от Кеп- в 200 метрах от городища, в суглинистом грунте, причем амфоры обнаруженные тогда, более, чем на половину, были заполнены нефтью.

      Обнаруженный, и самое главное досконально исследованный комплекс, относиться к тому периоду развития городища, когда на месте Кеп существовало небольшое хазарское поселение, возникшее там в конце VII века. Сам по себе раскоп представлял собой остаки амфорного склада, помещенного в вырытую в глине яму, для длительного хранения. Наличие подобных складов- вещь достаточно закономерная для многих прибрежных городов, именно в такие ямы складировались заполненные амфоры пришедшие на кораблях с моря, для их дальнейшей транспортировки в глубь материка. 

     С возвращением экспедиции в Москву, ее руководителем был составлен подробный отчет для института Археологии, а все находки сданы в его же запасники. На 2007 год планировалось продолжение исследований в данном районе, но..от загад не бываешь богат. В силу малопонятных, по всей видимости, бюрократических причин, профессору Таскаеву Открытый лист на проведение подводно-археологических раскопок в районе Кеп не был выдан. Как не печально, но император был пророком:  Россией по прежнему правят столоначальники. Свою пилюлю добавляет и тот факт, что минувшим летом отмечалось присутствие группы неизвестных дайверов в станице Сенной…    

 

2. Патрей.

     В отличие от подводно-археологических изысканий на Кепах, которые начали проводиться совсем недавно, на городище, отождествляемом с древнегреческим поселением Патрей, работы подобного рода проводятся ежегодно, с конца 80-х годов минувшего столетия.

        В процессе поиска и накопления материала об исследуемом объекте ученые пришли к выводу, что общее повышение уровня Черного моря затронуло изменение береговой черты и в акваториях Таманского залива. Исходя из сказанного, было сделано предположение, что часть античного поселения нынче скрывается под водой, от лопат и заступов жаждущих археологов под руководством бессменного руководителя экспедиции- ведущего сотрудника ИА РАН А.П. Абрамова.

        Безусловно, для Андрея Петровича эта идея была не нова, еще аспирантом он учился у Б.Г. Петерса - активного участника нашей первой подводно-археологической группы, под общим руководством В.Д. Блаватского. В свою очередь, вместе с ним, у Бориса Григорьевича учился и В.Н. Таскаев. Именно этот тандем молодых ученых – Абрамова и Таскаева позволил в кратчайшие сроки организовать полноценную экспедицию по комплексному изучению городища Патрей, не только на суше, но и под водой. К слову сказать, техническое оснащение подводников было произведено за счет военно-морского флота СССР, т.к. Вячеслав Таскаев в то время был флотским офицером.

        Сам по себе Патрей, так же, как и другие античные поселения Северного Причерноморья, своим происхождением относится к VI веку до нашей эры- эпохи массовой колонизации этих земель греками, но в отличие от других городов Азиатского Боспора: Фанагории, Кеп, Каракондамы, Гермонасы, он не являлся крупным торговым или ремесленным центром. Патрей, расположенный на северном берегу Таманского залива, в своем изначальном предназначении выступал в роли перевалочного порта. Прибывающие с моря большегрузные корабли именно здесь перегружались, для дальнейшей транспортировки товаров в глубь материка, как по руслу Кубани, так и гужевым транспортом. Греки- эти незаурядные импортеры вина и оливкового масла на заре цивилизации, в свою очередь очень нуждались в пшенице, и иных материальных товарах, так что торговля метрополии с поселениями варварского Боспора шла очень бойко.

         В работах античных историков и географов Патрей упоминается не часто, видимо в силу того, что это был все- таки не большой город, который не отличался своей обороноспособностью, роскошным убранством храмов, общественных зданий, и как следствие - богатой казной. Тем не менее, внимание ему уделяли, например Страбон в одном из своих сочинений пишет о том, что на дороге от Патрея к Ахилову селению располагался памятник Сатиру. Кстати сказать, монетки с неказистым изображением Сатира до сих пор продаются без особых проблем по обе стороны границы, в средней цене по доллару за штуку.

       Отечественная наука обратила внимание на Патрей, как на археологический памятник в конце XIX столетия, на волне общего всплеска заинтересованности к античному наследию государства. К этому времени расположение городища соседствовало с хутором, где была усадьба предпринимателя Гаркуши, занимающегося выпуском кровельной черепицы. Со временем вся деревня так и стала называться - Гаркуша. В 1926 году Институт Истории Материальной Культуры (прообраз современного института Археологии) организовал на Патрей первую официальную археологическую экспедицию молодой Советской России. С тех пор, с известными перерывами на голод, репрессии и Великую Отечественную войну, каждое божье лето античное поселение изнывает не столько от жары, как от присутствия молодых и активных археологов. После появления на этих берегах аквалангистов, городище Патрей было поделено на два больших объекта: «Верхний»- сухопутный, и «Нижний»- подводный.

        За прошедшее время отряду Вячеслава Таскаева удалось выявить, зарисовать и изучить весьма значительное количество подводно-археологических комплексов строительно-архитектурного характера и объектов хозяйственного назначения. «Комплексами» на профессиональном сленге именуются совершенно непривлекательные на первый взгляд искусственные развалы камней и разношерстного керамического материала, которые после досконально проведенных разработок не редко определяются, как остатки каменно-сырцо­вых строений, либо как уцелевшие фрагменты фундаментных оснований объектов, имеющих непосред­ственное отношение к античной системе городского водоснабжения. На сегодняшний момент, экспедицией Таскаева, которая, к слову сказать, составляет костяк Московского подводно-археологического клуба, удалось выявить остатки двух десятков строений, и более сорока археологических комплексов иного содержания.

       Портовый Патрей большими зданиями не располагал - все обнаруженные помещения, как правило, не более 80-ти квадратных метров, ряд из построек в свое время были оснащены каменными полами. О характере изучаемых строений можно судить по обнаруженным на их остатках дополнительных артефактов: предметов сельскохозяйственного назначения - зернотерок, давилен, либо бытового характера: осколков керамической посуды и иных вещей из домашнего обихода, или же предметы, указывающее на ремесленное занятие своих древних хозяев: каменные якоря, всевозможные скребки и инструменты, жернова и т.п.

       Как показали результаты исследований, строительство в античную эпоху координально мало, чем отличалось от современного: камни, предназначавшиеся для создания фундамента, укладывались плотными рядами в заранее вырытую траншею, глубина которой регулировалась в зависимости от уровня залегания грунтовых вод. Стены были тоньше фундамента примерно на одну четвертую часть, и возводились они из сырцового кирпича, с последующей обработкой штукатуркой, опять же на глиняной основе.

        В отдельную группу археологических памятников входит сеть гидротехнических сооружений, в виде каменных колодцев и водосборников, изучение которых дает возможность реконструировать систему жизнеобеспечения поселения. Колодцы, как правило, складывались из известковых блоков, с устьем прямоугольной формы, водосборники же чаще делали каменными, трапециевидной или же прямоугольной формы. Отдельного внимания заслуживает керамика, недаром наше побережье Черного моря именуется «амфорным краем». Керамические комплексы представляют собой места складирования амфор, характеризующиеся однотипностью экземпляров, и конкретными хронологическими рамками. С определенной долей вероятности подобные хранилища можно сравнить с погребами: довольно глубокие ямы, не имевшие специальной обкладки стен. Ямы же, которые были банальной свалкой вышедшей из употребления керамикой отличает от них более меньшие формы, и хаотичность идущего из них материала.

        Экспедиция 2007 года вышла многочисленной и несколько разношерстной: помимо необходимого количества студентов- историков, успевших окончить курсы КМАС-КПДР у Станислава Прапора, и сотрудников МПАКа, в этом году на подмогу к ним примкнули соратники из московской фракции археологического общества «Память Балтики», во главе с директором филиала Игорем Родионенко, а так же отдельные представители РПФ, которая, в лице Михаила Школьникова оказала экспедиции помощь с некоторым оборудованием. Экспедицией был проведен ряд разведовательно - поисковых мероприятий в акваториях поселка Волна Революции, так же были продолжены работы по исследованию и расчистке обнаруженных ранее комплексов. В ходе работ была использована помпа для отсасывания ила, вплоть до материкового грунта, что безусловно, ускоряет весь процесс работ, не нарушая при этом фиксацию обнаруженных памятников. Для развеивания же возникающей при этом мутной воды использовались обычные носители, удерживаемые задом на перед, при малых оборотах. Отдельного слова заслуживает поездка представителей МПАК в город-герой Керчь, на памятные мероприятия, посвященные 65-й годовщине героической обороны Аджимушкайских каменоломен.

         Венцом же всех стараний подводных археологов в этом году стал изумительный кувшин Римской эпохи, выполненный из местной, боспорской, глины предположительно в III-IV веках до нашей эры. Его более подробные характеристики будет освящены после всего комплекса необходимых консультаций и исследований.    



[1]           Ангоб (франц. engobe), декоративное керамическое покрытие, наносимое на поверхность керамического изделия и закрывающее цвет или грубую структуру его материала
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов