Диалог цивилизаций № 2(5) 2004
В зоне высокогорного озера Иссык-Куль в течение трех последних тысячелетий одна цивилизация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказа-1ась под водой (по наблюдениям ученых, озеро, по крайней мере, четырежды претерпело периоды трансгрессии и регрессии). Руины древних поселений на береговой линии Иссык-Куля известны давно. Многочисленные легенды, китайские и арабские летописи свидетельствуют о существовании здесь древних цивилизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля. Причины их исчезновения до сих пор окончательно не выяснены.
В результате исследований прошлых лег. в которых автор принимал непосредственное участие, под водой было зафиксировано более десятка памятников, а в Иссык-Кульской котловине - до согни. Они являются немыми свидетелями, но крайней мерс, двух древних цивилизаций; сако-усуньской (I тыс. до н.э.) и тюрко-согдийской (втор. пол. I тыс. н.э. - нерв. пол. II тыс. н.э.). Летом 2003 и 2004 гг международная археологическая экспедиция ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук с участием аквалангистов Конфедерации подводной деятельности России под руководством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой добыла ряд уникальных материалов.
Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации новых подводных историко-археологических объектов, максимально полное обследование затопленного городища Кара-Ой (см. рабочую карту подводного отряда) и поиски следов средневекового христианского монастыря, отмеченного на Каталанской карте 1375 г.
В заливе Кара-Ой, что вблизи г. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м. в 2003 г. поднято два бронзовых жертвенных котла Большой котел обнаруженный московским историком-аквалангистом С. Лукашевой был занесен песком и илом, стоял устьем вниз, и виднелся только нижний ободок поддона. Раскопки и подъем котла были осуществлены с использованием лодки, катамарана и лебедки. Котел, традиционно сакский, поразил, в первую очередь, своей хорошей сохранностью и почти полной неокисленностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато-бирюзовых окислов практически не было.
Вокруг припаянного к котлу верхнего основания конуса видны следы пайки другого поддона. Очевидно, что поддон был заменен на новый. Следы пайки внутри поддона хорошо видны и не очень аккуратны. Толщина стенок котла неодинакова. Особенно утолщено дно и плечики котла. По плечикам расположены 4 ручки: 2 - вертикальные и 2 - горизонтальные.
Рядом (метрах в 10) обнаружен малый бронзовый котел того же времени. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и песком. Выступали только ножки, выполненные в форме птичьих лап с четырьмя пальцами. Аналогичный сакский котел был обнаружен одним из фермеров у себя в огороде в с. Чельпек, славящемся находками подобных жертвенников. Размеры котла идентичны подводным. Три ножки в виде копыт степного животного, поддерживающие котел, создают хорошую опору. Наиболее впечатляющей находкой стал обнаруженный на дне в Кара-Ой бронзовый псалий - часть конской узды. Псалий изготовлен способом литья по восковой модели. Как часть парадной упряжи, он является художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, смотрящих в разные стороны (пантеры?), челюсти хищников неестественно вытянуты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закручена вверх на конце, а нижняя имеет подобие бороды, соединены челюсти стилизованными зубами - типично сакский «звериный» стиль. Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями свидетельствуют о местном производстве предметов.
Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акинаки, новые жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут быть датированы V-IV вв. до н.э. - временем активного зарождения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до государств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, известных по китайским письменным источникам.
Находки свидетельствуют о распространении металлургии и бронзового литья среди саков в середине I тыс. до н.э., о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотоводы, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни. В связи с последними археологическими находками вполне уместно поставить вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений античного времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной культурой и верованиями. Как заключает известный российский археолог, теоретик истории культурного наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массон: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями подводной археологии. В числе находок здесь имеются раннекочевнические удила, псалий и предметы вооружения. Особое значение имеют многочисленные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не исключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по погребальным памятникам». Вторая проблема, которой разведочная экспедиция уделяла большое внимание - попытки локализовать под водой или на берегу нахождение средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Для этого было достаточно оснований.
Христианство стало проникать на территорию Кыргызстана с приходом согдийцев, несших с собой земледельческую культуру и новую веру. Процесс этот начал набирать силу где-то с середины первою тысячелетия новой эры. Самым древним памятником той давней эпохи на территории республики является небольшая церковь VII-VIII веков в древнем поселении Суябе - столице тюркских каганатов в Чуйской долине.
Основатели христианских церквей и монастырей были проповедниками оседлого образа жизни и городской культуры среди подавляющего большинства кочевого населения. А самым замечательным, сохранившимся до наших дней архитектурным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный уже с раннего средневековья. Построенный на рубеже Х-ХI веков, он представляет собой стационарное жилище монастырского типа. Его функции со временем менялись. Позже здание использовалось как караван-сарай на одном из маршрутов Великого Шелкового пути.
Местное население всегда проявляло большую веротерпимость. Есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находится одна из величайших христианских святынь - рака с мощами святого апостола и евангелиста Матфея. По теологическим преданиям, он претерпел мученическую смерть от рук язычников за проповедь христианства в Сирии. Там-то вначале и хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захваченных империей странах, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли раку в Среднюю Азию - край, славящийся миролюбием. Уже в те давние времена здесь существовали христианские общины. Мощи хранились и монастыре, расположенном на берегу Иссык-Куля. О нем было широко известен повсюду. На Каталонской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом, соответствующая надпись гласит (даем в новом прочтении немецкого ученого, доктора археологии и теолога В. Кляйна): «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея».
Во время экспедиции мы тщательно отбирали на дне всю керамику, связанную с христианской символикой, не говоря уже о поднятых целых средневековых сосудах. Они представлены разными формами и орнаментом. Кроме ярко выраженных христианских крестов на одной боковине фрагмента большого глиняного хума обнаружена шестиконечная звезда в форме «Магед Давида», использовавшаяся в раннехристианской символике.
Со дна были подняты сильно окислившиеся (почти разложившиеся) фрагменты бронзовых зеркал, бронзовые нашивки традиционного тюркского пояса (на одной даже видна арабская надпись в прочтении В. Настича: «барака(т)» - «благоеловление». Уникальным представляется сильно окислившийся и покрытый толстым слоем ракушечника и солевых отложений бронзовый сосуд (кумган) явно караханидского времени, а также, видимо, послемонгольский железный наконечник пики-бунчука китайского образца.
Обследовались городища и на берегу, особенно в окрестностях бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря на Светлом мысе, где под водой, якобы, и должен был бы находиться средневековый знаменитый монастырь. Городище упомянуто в свое время еще Л.II. Бернштамом и Д.Ф. Винником, расположено в двух километрах к югу от с. Курменты на берегу живописного узкого залива озера Иссык-Куль. Стены городища дают четкий прямоугольник, по форме ближе к квадрату. Южная стена построена по географическому скосу в овраг, т.е. привязана к рельефу местности. По углам городища есть башни, в восточной и западной стенах проемы. Сейчас вся внутренняя площадь городища запахана. По всей площади городища встречается большое количество средневековой керамики и жженых кирпичей. По рельефу внутри городища выделяется удлиненная возвышенность, торцом стоящая к южной стене.
По пахоте была собрана подьемная керамика, представленная фрагментами венчиков крупных сосудов (хумов и хумчи) а также венчиками тонкостенной гончарной посулы. Обнаружен абсолютно целый кувшин станковой работы, покрытый изнутри глазурью желтого цвета. Предварительные выводы: судя по размерам городища ~ 5 гектаров и дважды укрепленным стенам с уверенностью можно говорить, что городище просуществовало долго. Неровная поверхность внутри городища предполагает наличие больших зданий. Не исключено, что где-то рядом на побережье, именно здесь и находился легендарный монастырь.
Главные направления будущих исследовании: хронологическая разработка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объектов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, материальной и духовной культуры, в том числе предметов христианской религии. Основная задача - восстановление древней и средневековой цивилизации Иссык-Куля, а, следовательно, и открытие новых страниц истории всей Центральной Азии.
Литература:
- Кляйн В. География религий Средней Азии между реальностью и фикцией в Каталанском атласе (1375 г.), // Проблема политогенеза кыргызской государственности. Документы. Исследования.Материалы. - Бишкек, 2003.
- Массон В.М. Политогенез степных обществ и кочевые империи // Проблемы политогенеза кыргызской государственности. Документы. Исследования. Материалы. - Бишкек, 2003.
- Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. - М., 2002.
- Плоских В. «Атлантида» Центральной Азии — тайна Великого Шелкового пути. — Бишкек, 2004
- Семенов Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-57 гг. М, 1946
|