Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Плоских В.М. Новые материалы археологической экспедиции на Иссык-Куле Печать

Диалог цивилизаций № 2(5) 2004

 

       В зоне высокогорного озера Иссык-Куль в течение трех последних тысячелетий одна цивили­зация трансформировалась в другую, оставляя для потомков памятники материальной и духовной культуры. Часть из них с течением времени оказа-1ась под водой (по наблюдениям ученых, озеро, по крайней мере, четырежды претерпело периоды трансгрессии и регрессии). Руины древних поселений на береговой ли­нии Иссык-Куля известны давно. Многочисленные легенды, китайские и арабские летописи свиде­тельствуют о существовании здесь древних циви­лизаций, которые исчезли в волнах Иссык-Куля. Причины их исчезновения до сих пор окончатель­но не выяснены.

          В результате исследований прошлых лег. в которых автор принимал непосредственное учас­тие, под водой было зафиксировано более десятка памятников, а в Иссык-Кульской котловине - до согни. Они являются немыми свидетелями, но крайней мерс, двух древних цивилизаций; сако-усуньской (I тыс. до н.э.) и тюрко-согдийской (втор. пол. I тыс. н.э. - нерв. пол. II тыс. н.э.). Летом 2003 и 2004 гг международная архео­логическая экспедиция ученых Кыргызско-Российского Славянского университета и Национальной академии наук с участием аквалангистов Конфеде­рации подводной деятельности России под руко­водством профессора С.С. Прапора и кандидата исторических наук С. Лукашевой добыла ряд уни­кальных материалов.

          Основная цель экспедиции заключалась в выявлении и фиксации новых подводных историко-археологических объектов, максимально полное обследование затопленного городища Кара-Ой (см. рабочую карту подводного отряда) и поиски следов средневекового христианского монастыря, отмеченного на Каталанской карте 1375 г.

           В заливе Кара-Ой, что вблизи г. Чолпон-Ата, на расстоянии 2,5 км от берега и на глубине около 5 м. в 2003 г. поднято два бронзовых жертвенных котла Большой котел обнаруженный московским историком-аквалангистом С. Лукашевой был занесен песком и илом, стоял устьем вниз, и виднелся только нижний ободок поддона. Раскопки и подъем котла были осуществлены с использованием лодки, катамарана и лебедки. Котел, традиционно сакский, поразил, в первую очередь, своей хорошей сохранностью и почти полной неокисленностью. На боках котла и на поддоне бронза сияла цветами от лимонно-желтого до красновато-желтого. Зеленовато-бирюзовых окислов практически не было.

           Вокруг припаянного к котлу верхнего осно­вания конуса видны следы пайки другого поддо­на. Очевидно, что поддон был заменен на новый. Следы пайки внутри поддона хорошо видны и не очень аккуратны. Толщина стенок котла неодина­кова. Особенно утолщено дно и плечики котла. По плечикам расположены 4 ручки: 2 - верти­кальные и 2 - горизонтальные.

           Рядом (метрах в 10) обнаружен малый брон­зовый котел того же времени. Он лежал вверх дном, также был затянут илом и песком. Выступали только ножки, выполненные в форме птичьих лап с четырьмя пальцами. Аналогичный сакский котел был обнаружен одним из фермеров у себя в огороде в с. Чельпек, славящемся находками подобных жертвенников. Размеры котла идентичны подводным. Три ножки в виде копыт степного животного, поддерживаю­щие котел, создают хорошую опору. Наиболее впечатляющей находкой стал обна­руженный на дне в Кара-Ой бронзовый псалий - часть конской узды. Псалий изготовлен способом литья по восковой модели. Как часть парадной упряжи, он является художественным изделием. Отливка выполнена в виде двух голов хищников, смотрящих в разные стороны (панте­ры?), челюсти хищников неестественно вытяну­ты, пасть раскрыта, верхняя губа как бы закруче­на вверх на конце, а нижняя имеет подобие бороды, соединены челюсти стилизованными зубами - типично сакский «звериный» стиль. Спектральный анализ бронзовых изделий со дна Иссык-Куля, проведенный в лаборатории Кыргызско-Российского Славянского университета, в совокупности с другими показателями свидетель­ствуют о местном производстве предметов.

        Ранее обнаруженные сакские кинжалы-акинаки, новые жертвенные котлы из акватории Кара-Ой и одиночный псалий, являются традиционными именно для Иссык-Куля и Семиречья в целом, и могут быть датированы V-IV вв. до н.э. - временем активного зарождения ряда кочевых государств Центральной Азии: от гуннской империи до госу­дарств Кангюй, Давань, Усунь и Кыргыз, извест­ных по китайским письменным источникам.

          Находки свидетельствуют о распространении металлургии и бронзового литья среди саков в се­редине I тыс. до н.э., о наличии торгово-ремесленных центров, к которым были привязаны скотово­ды, ведущие кочевой или полукочевой образ хозяйствования и жизни. В связи с последними археологическими на­ходками вполне уместно поставить вопрос о суще­ствовании на Иссык-Куле городов-поселений античного времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной куль­турой и верованиями. Как заключает известный российский археолог, теоретик истории культурно­го наследия народов Центральной Азии проф. В.М. Массон: «Возможно, значительный сакский центр располагался на берегу Иссык-Куля, как свидетельствуют работы, проведенные усилиями под­водной археологии. В числе находок здесь имеют­ся раннекочевнические удила, псалий и предметы вооружения. Особое значение имеют многочислен­ные каменные изделия, в том числе зернотерки и орудия, связанные, как показала трасологическая оценка Г.Ф. Коробковой, с металлургией. Не ис­ключено, что под воду ушел важный центр сакского общества, которое в основном известно по по­гребальным памятникам». Вторая проблема, которой разведочная экс­педиция уделяла большое внимание - попытки локализовать под водой или на берегу нахож­дение средневекового христианского монастыря на Иссык-Куле. Для этого было достаточно оснований.         

         Христианство стало проникать на террито­рию Кыргызстана с приходом согдийцев, несших с собой земледельческую культуру и новую веру. Процесс этот начал набирать силу где-то с середи­ны первою тысячелетия новой эры. Самым древ­ним памятником той давней эпохи на территории республики является небольшая церковь VII-VIII веков в древнем поселении Суябе - столице тюрк­ских каганатов в Чуйской долине.

            Основатели христианских церквей и монас­тырей были проповедниками оседлого образа жиз­ни и городской культуры среди подавляющего большинства кочевого населения. А самым замеча­тельным, сохранившимся до наших дней архитек­турным памятником христианской обители на Тянь-Шане является Таш-Рабатский монастырь, известный уже с раннего средневековья. Построен­ный на рубеже Х-ХI веков, он представляет собой стационарное жилище монастырского типа. Его функции со временем менялись. Позже здание ис­пользовалось как караван-сарай на одном из мар­шрутов Великого Шелкового пути.          

Местное население всегда проявляло большую веротерпимость. Есть основания предполагать, что в Кыргызстане, на Иссык-Куле находится одна из величайших христианских святынь - рака с моща­ми святого апостола и евангелиста Матфея. По теологическим преданиям, он претерпел мученичес­кую смерть от рук язычников за проповедь христи­анства в Сирии. Там-то вначале и хранились его мощи. Когда римский император объявил гонения на христиан во всех захваченных империей странах, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли раку в Среднюю Азию - край, славящийся миролю­бием. Уже в те давние времена здесь существовали христианские общины. Мощи хранились и монастыре, расположенном на берегу Иссык-Куля. О нем было широко известен повсюду. На Каталонской карте, датированной 1375 годом, на северном берегу озера изображено здание с крестом, соответствующая надпись гласит (даем в новом прочтении немецкого ученого, доктора археологии и теолога В. Кляйна): «Это место называется Исикол (Ysicol). В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки Св. Апостола и Евангелиста Матфея».

           Во время экспедиции мы тщательно отбирали на дне всю керамику, связанную с христианской символикой, не говоря уже о поднятых целых средневековых сосудах. Они представлены разны­ми формами и орнаментом. Кроме ярко выраженных христианских крестов на одной боковине фрагмента большого глиняного хума об­наружена шестиконечная звезда в форме «Магед Давида», использовавшаяся в ранне­христианской символике.

          Со дна были подняты сильно окислившиеся (почти разложившиеся) фрагменты бронзовых зер­кал, бронзовые нашивки традицион­ного тюркского пояса (на одной даже видна араб­ская надпись в прочтении В. Настича: «барака(т)» - «благоеловление». Уникальным пред­ставляется сильно окислившийся и покрытый тол­стым слоем ракушечника и солевых отложений бронзовый сосуд (кумган) явно караханидского времени, а также, видимо, послемон­гольский железный наконечник пики-бунчука ки­тайского образца.

           Обследовались городища и на берегу, особен­но в окрестностях бывшего Свято-Троицкого муж­ского монастыря на Светлом мысе, где под водой, якобы, и должен был бы находиться средневеко­вый знаменитый монастырь. Городище упомянуто в свое время еще Л.II. Бернштамом и Д.Ф. Винником, расположено в двух километрах к югу от с. Курменты на берегу живописного узкого залива озера Иссык-Куль. Стены городища дают четкий прямоугольник, по форме ближе к квадрату. Южная стена постро­ена по географическому скосу в овраг, т.е. привя­зана к рельефу местности. По углам городища есть башни, в восточной и западной стенах проемы. Сейчас вся внутренняя площадь городища запахана. По всей площади городища встречается боль­шое количество средневековой керамики и жже­ных кирпичей. По рельефу внутри городища выде­ляется удлиненная возвышенность, торцом стоящая к южной стене.

           По пахоте была собрана подьемная керамика, представленная фрагментами венчиков крупных сосудов (хумов и хумчи) а также венчиками тон­костенной гончарной посулы. Обнаружен абсолют­но целый кувшин станковой работы, покрытый изнутри глазурью желтого цвета. Предварительные выводы: судя по размерам городища ~ 5 гектаров и дважды укрепленным стенам с уверенностью можно говорить, что горо­дище просуществовало долго. Неровная поверх­ность внутри городища предполагает наличие больших зданий. Не исключено, что где-то рядом на побережье, именно здесь и находился леген­дарный монастырь.

         Главные направления будущих исследовании: хронологическая разработка известных подводных поселений и захоронений, открытие новых объек­тов, обобщение ранее известных и собрание новых фактов истории, материальной и духовной культу­ры, в том числе предметов христианской религии. Основная задача - восстановление древней и сред­невековой цивилизации Иссык-Куля, а, следова­тельно, и открытие новых страниц истории всей Центральной Азии.

 

Литература:

  1. Кляйн В. География религий Средней Азии между реальностью и фикцией в Каталанском ат­ласе (1375 г.), // Проблема политогенеза кыргызс­кой государственности. Документы. Исследования.Материалы. - Бишкек, 2003.
  2. Массон В.М. Политогенез степных об­ществ и кочевые империи // Проблемы политогенеза кыргызской государственности. Документы. Исследования. Материалы. - Бишкек, 2003.
  3. Митрополит Бишкекский и Среднеазиат­ский Владимир. Земля потомков патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские ас­пекты этого наследия. - М., 2002.
  4. Плоских В. «Атлантида» Центральной Азии — тайна Великого Шелкового пути. — Бишкек, 2004
  5. Семенов Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-57 гг. М, 1946
 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов