Кузнецов В.Д., Латарцев В.Н., Колесников А.Б. Предварительные замечания о портовых сооружениях в Фанагории.
Древности Боспора № 9. Москва, 2006
В 2005 году Таманской экспедицией ИА РАН совместно с предприятием подводно-технических работ «Петр» (Воронеж) были продолжены подводные исследования в Фанагории.[i] В соответствии с планом проводилось аппаратное и визуальное обследование акватории затопленной части городища. Основное внимание уделялось работам на западной окраине затопленной части городища, где в 2004 г. подводником С. Пугачевым был обнаружен мраморный постамент под статую Савромата II с десятистрочной надписью, рядом с которой несколько дней спустя была найдена посвятительная надпись Аспурга [Кузнецов, 2006].
Раскоп находится примерно в 160 м от уреза воды и в 375-380 м от юго-западного угла верхнего плато городища. Раскоп площадью 54 кв. м разбит по странам света. Первоначально его площадь составляла 225 кв. м (15 х 15 м). Однако вскоре после начала работ стало ясно, что если расчистить всю его площадь от песка еще возможно, то для изготовления надлежащего плана всех открытых строительных остатков времени будет недостаточно. Это объясняется просто: работа архитекторов под водой продвигается намного медленнее, поскольку нанесение строительных объектов на план под водой требует большего времени, чем на суше. Кроме того, скорость расчистки раскопа лимитировалась техникой безопасности — опускаться глубже нижней кромки камней, многие из которых весьма крупных размеров, было опасно из-за возможности обвала. Для раскопок использовали два работающих одновременно гидроэжектора, которые обслуживались двумя сменами подводников, по два человека в каждой смене.
Морское дно в данном месте представляет собой слой песка толщиной 0,3-0,5 м. Оно довольно равномерно, но негусто покрыто растительностью. Предварительное обследование дна металлическим щупом показало, что на этом участке оно покрыто камнями. После снятия слоя песка камни были обнаружены не только по всей площади раскопа, было очевидно, что они уходят и за его пределы. Камни различаются не только размерами (от небольших и необработанных до крупных строительных блоков), породой (известняк, ракушечник, мрамор), но и функциональным назначением (обработанные блоки, в том числе с пиронами и другими углублениями, архитектурные детали, небольшие обломки мраморных статуй, фрагменты постаментов под статуи и др.). После расчистки слоя песка и мелких камней, обнаружилось, что множество разнообразных блоков лежит не беспорядочно, но образует некий объект. Это дало возможность полагать, что в древности они до вторичного использования принадлежали нескольким, не связанным между собой зданиям. После расчистки гидроэжекторами и снятия некоторых камней была открыта конструкция, сделанная из бревен. Довольно быстро удалось определить функциональное назначение открытого сооружения. Один из авторов статьи (В.Н. Латарцев) первым предположил, что эта конструкция из бревен представляет собой так называемые «ряжи». Перейдем к описанию раскопа. Согласно скорректированному плану работ в юго-западной части раскопа 15 х 15 м и частично за его пределами был размечен новый участок, условная координатная сетка которого ориентирована по сторонам света и имеет шаг 1 м. За базовую точку отсчета принят северо-западный угол этого участка. На новом участке в разной степени было исследовано 54 квадрата (I/1-VI/9). При этом юго-западный угол предварительно разбитого (15 х 15 м) раскопа соответствует юго-западному углу кв. IV/6. В результате последовательного удаления водорослей, песчаных наносов, мелких и средних необработанных камней были выявлены строительные конструкции, основу которых составляли вертикальные и горизонтальные бревна, по определенной системе увязанные как между собой, так и с крупными и средними по размерам необработанными и обработанными камнями. В процессе работ установлено, что самый верхний уровень сохранившихся in situ каменных и деревянных строительных остатков на данном участке находится в целом на 0,15-0,25 м ниже уровня современного дна. Это определяет уровень древней дневной поверхности (в среднем около 1,15-1,30 м), которая слегка понижается по направлению с юго-запада на северо-восток до максимальной отметки -1,36-1,38 м. Последующие работы по расчистке и удалению каменных строительных остатков проводились в северо-восточной части раскопа (кв. IITV/6-9). Выбор этого места обусловлен необходимостью подъема на поверхность надгробия с надписью Гипсикратии. Дальнейшее углубление позволило определить принципиальную схему устройства данной бревенчато-каменной конструкции, для определения которой наиболее точно подходит современный термин «ряж».
В полевой сезон 2005 г. удалось частично раскопать северную торцевую часть ряжевой конструкции, которая ориентирована по линии юг — север с отклонением около 12° к востоку). Западная, северная (торцевая) и восточная стороны ряжа образованы вертикальными вбитыми в дно бревнами, диаметр которых варьирует от 8 до 16 см. Всего в 2005 г. зафиксировано и расчищено на глубину от 0,05 до 0,5 м 50 таких бревен. Их торцевые поверхности находятся в основном на глубине от 1,26 до 1,45 м. Расположение бревен по восточной и западной сторонам ряжа предварительно определяет ширину самого сооружения в 7,5-7,7 м, в длину же оно в разной степени исследовано на протяжении около 5,8 м (считая от торца по направлению к берегу). По поверхности ряжа между бревнами горизонтально уложены обработанные и необработанные камни.[ii] Основу этой своего рода вымостки составляют крупные, в разной степени обработанные камни. Все они вторичного использования. Размеры двух самых крупных, расчищенных пока по поверхности известняковых блоков достигают 1,10 х 0,75 м (кв. I, П/З, 4) и 0,95 х 0,95 м (кв. IV/2-D7). Напоследнем из них имеется залитый свинцом пирон. В конструкции северо-восточного угла ряжа использовано мраморное надгробие Гипсикратии, жены Митридата Евпатора, размеры которого составляют 0,9 х 0,8 х 0,45 м, а вес превышает 900 кг. Следует также отметить находку фрагмента мраморной плиты карниза и архитектурной детали из известняка. Как крупные, так и меньшие по размерам камни ориентированы длинными сторонами преимущественно по направлению продольных или поперечных бревен. Камни находятся как между бревнами, так и перекрывают их (полностью или частично). Длина продольных бревен, судя по их раскрытой части (СЗ и С4), превышала 5 м. Толщина бревен 0,15-0,18 м, расстояния между ними 0,5-0,6 м.
После снятия камней вымостки в северо-восточной части ряжа был выявлен второй уровень бревен, которые ориентированы перпендикулярно бревнам верхнего уровня. Частично расчищены три лежащих поперечно бревна (В4-В6) на максимальную длину до 4,1 м, первоначальная их длина, вероятно, соответствовала ширине ряжа (7,5-7,7 м). Бревна верхнего (первого) и второго рядов либо примыкают друг к другу, либо отстоят друг от друга на расстояние до 0,1 м. Толщина бревен второго ряда 0,12-0,16 м, расстояния между ними около 0,35 м. Пространство между бревнами второго ряда, так же как и первого, заполнено необработанными камнями, причем длинными сторонами камни преимущественно ориентированы в том же направлении, что и бревна этого ряда. На нижнем уровне обнаружены также новые вертикальные столбы. Они, по всей видимости, связаны с устройством следующего уровня ряжа. На бревнах ВЗ, В6 и СЗ зафиксированы пазы — канавки шириной 2,0-2,4 см, которые предотвращали соскальзывание веревки, которой связывали между собой бревна. Выявленный в процессе раскопок порядок расположения вертикальных столбов позволяет считать, что они использовались и для закрепления горизонтальных бревен. Характерные фрагменты деталей подобного устройства открыты на площади кв. II/8 и кв. Ill, IV/9.
Территория, непосредственно примыкающая к ряжу в 2005 г., была обследована лишь в незначительной степени. На площади кв. II/—1 была найдена строительная надпись 220 г. н.э., на площади кв. I, П/6 - фрагмент мраморного ионийского карниз. Непосредственно к северу от него и на более низком уровне найден фрагмент мраморного постамента под статую (кв. 1/6, D5). При обследовании раскопа при помощи металлодетектора JW Fishers Pulse 8Х на поверхности ряжа, между камней и на примыкающей к ряжу территории было найдено более 50 рыболовецких свинцовых грузиков и около 20 сильно коррозированных бронзовых монет. Подводные раскопки дали довольно большое количество находок — преимущественно обломки различных керамических сосудов и кости животных.
Следует отметить, что большинство фрагментов керамики относится к позднеантичному и раннесредневековому времени, и лишь единичные экземпляры датируются более ранним временем. Однако почти все они происходят из перемещенных и размытых при повышении уровня моря слоев и поэтому пока могут служить лишь основанием для общей хронологической характеристики данной части Фанагорийского городища. Многочисленные обломки краснолаковой керамики, в том числе и с клеймами датируются первой половиной VI в. н.э. (аналогии см. Атавин, 1993,с. 159-160,). Заслуживают внимания обнаруженные при раскопках обломки мраморных скульптур и фрагмент надписи с сохранившейся первой буквой последней строки. Для датировки ряжа важны обнаруженные при его раскопках монеты,[iii] большая часть которых происходит из слоя, перекрывающего ряж, и из заполнения между камнями. Пока сложно утверждать, что они определяют период существования конструкции. Одна из них, плохой сохранности, может относиться к эллинистическому времени (вероятно, пантикапейская монета первой половины III в. до н.э., тип «голова сатира — голова быка с надписью) [Шелов, 1956, с. 63-64, табл. V]. Остальные монеты являются статерами поздней боспорской чеканки, два из которых определенно датируются временем Рескупорида VI. На одной монете хорошо читается дата — 324 г. н.э.[iv] Непосредственно в самой конструкции ряжа под блоком из вулканической породы (кв. II, III/7. 8) найден позднебоспорский статер. Среди камней завала у северного торца ряжа при подъеме мраморного пьедестала (D5 в кв.1/6) обнаружена монета римского императора Юлиана II Цезаря, чеканенная в Константинополе в 355-361 гг.[v]
Таким образом, можно предварительно полагать, что время сооружения ряжа относится к периоду поздней античности.
Многие города Средиземноморья и Причерноморья в римское время не обладали удобными гаванями, устроенными природой. Поэтому для того чтобы корабли могли найти укрытие в непогоду, необходимо было сооружать искусственные гавани. Не менее важно было создать и портовую инфраструктуру — волноломы, молы, пирсы, маяки, склады и т.д. Для этих сооружений, строящихся на воде, в море, требовался прочный фундамент. В качестве основания для таких фундаментов использовали разнообразные конструкции, как каменные, так и деревянные. К деревянным конструкциям прежде всего относятся сваи и ряжи (в английском языке для обозначения последней используют слова wooden forms и caissons). Дерево широко использовалось и используется при строительстве приморских сооружений с глубокой древности до наших дней. Бревна, доски, сваи, детали старых кораблей, которые служили материалом при сооружении причальных стенок, молов и т.п., довольно часто находят в процессе работ по переустройству современных портов и гаваней [Rossi, 2004, р. 179 fig. 8, 180-181, 184 figg. 12-13; Blot, Alves, 2004, p. 186-216]. Ряжи представляли собой деревянные ящики довольно больших размеров (в зависимости от размеров сооружаемых объектов), которые заполнялись бетоном или камнем и затапливались на месте предполагаемого строительства какого-либо портового сооружения. Несмотря на то, что ряжи должны были иметь широкое распространение, их находят редко. Одним из наиболее ярких примеров для нового времени является строительство разнообразных фортификационных сооружений в Кронштадтской крепости. При их сооружении непосредственно в море предварительно забивались сваи, а также делались сосновые срубы-ряжи. Последние рубились либо зимой на льду непосредственно на месте будущего строительства фортификационного сооружения, а затем затапливались через полыньи, либо их делали на берегу и затем буксировали на место. Для затопления ряжи нагружали камнем или специальным гидравлическим раствором (Раздолгин, Скориков, 1988, с. 21) На полученном основании строились форты и другие сооружения.
Что касается античной древности, важные сведения о принципах строительства портов сохранились только в труде Витрувия, хотя он и не был пионером в этой области: 12-й параграф пятой главы его De architectura во многом базируется на предыдущем греческом опыте и учебных пособиях эллинских инженеров и архитекторов.[vi] О сооружении ряжей он пишет следующее: «Если не окажется удобного от природы места для защиты кораблей от бурь, то надо поступить таким образом. Если в этих местах не помешает никакая река, но только с одной стороны будет бухта [место для стоянки], то тогда с другой стороны надо [искусственно] сооружать молы или из камней или насыпями и таким образом устраивать ограды гаваней. А каменные сооружения, которые должны быть в воде, следует делать вот как: надо привезти путеоланский песок (pulvis) из тех областей, которые простираются от Кум до мыса Минервы; этот песок перемешать с раствором извести (mortario), так чтобы было два на один (две части песку соответствовали бы одной части извести). Затем в определенном месте опустить в воду и крепко утвердить обитые дубовыми досками и скрепами [четырехугольные] клети (arcae stipitibus robusteis et catenis inclusae); затем нижнее пространство внутри этих клетей надо выровнять очистить кирками [мотыгами] и заполнить его цементом, смешав материал в месильном ящике в той пропорции, как было описано выше, до тех пор, пока не заполнится пространство, которое будет внутри bulis et catenis conligatae), в том месте, которое будет намечено; в пространство между двумя клетями следует забить глину в корзинах, сделанных из болотной травы...» (перевод Н.Ф. Дератани).
Сейчас известно лишь несколько примеров использования ряжей в античное время. Наиболее ярким и показательным является строительство порта в Кесарии Геродом Великим, которое было завершено, по всей видимости, в 10 г. до н.э. [Raban, 1992, р. 68]. Об этом сохранились свидетельства Иосифа Флавия (Joseph. B.J. I. 408-411; A.J. XV. 331-339). Важно то, что, помимо письменных сообщений, многие технические детали воплощения этого грандиозного проекта становятся известны благодаря масштабным подводным исследованиям сотрудников Университета г. Хайфы (Израиль) совместно с зарубежными специалистами. Мы не можем подробно изложить здесь результаты работ по проекту изысканий в порту Кесарии ящиков... А в тех местах, где не добывается песок, надо поступить вот каким образом: надо установить двойные клети, скрепленные досками и связанные цепями (arcae dupiioes reiatls), который в честь Августа носил название «Себастос» [подробнее см.: Oleson, 1985, р. 165-172; Oleson, Branton, 1992, p. 49-67; Raban, 1988, p. 185-208]. Обратим внимание лишь на то, что представляет интерес в связи с публикуемыми находками из Фанагории. При строительстве волноломов, маяков, причалов, складов и прочих портовых сооружений в Кесарии активно применялись ряжи. Их остатки обнаружены при проведении подводных исследований. Они были найдены на двух участках порта — Си К, ряжи представляли собой деревянные ящики размерами 15 х 11,5 х 2 м (участок С)и14х7х4м (участок К) [Brandon, 1997, р. 46-57 figg. 3-14; idem, 1996, p. 34]. Основой их служили сосновые брусья сечением 29 х 29 см, на которые по периметру с внешней и внутренней сторон набивались доски, образующие двойные стенки ящика. Внутри него делались распорки из вертикальных брусьев. Ряжи с участка G не имели дна (они ставились на слой камней, предварительно уложенных на морском дне), тогда как у ряжей с участка А дном служили доски. Ящики изготавливались на суше или на мелководье. Затем их транспортировали на то место в море, где предполагалось возводить портовое сооружение. Здесь пространство между внешней и внутренней стенками ряжа заполняли гидравлическим раствором на основе пуццолана (англ. concrete), специально привозимого из Италии [подробнее см., например: Brandon, 1996, р. 26-28]. По мере заполнения ящики опускались на морское дно. Чтобы на дне ряжи не подмывались морскими течениями, их со всех сторон обкладывали камнями [Oleson, 1985, р. 168], после чего на этих затопленных ящиках с раствором — бетоном внутри можно было возводить фундаменты сооружений.
Находки в порту Кесарии являются уникальными. Однако нужно признать справедливым мнение одного из участников проекта о том, что техника строительства с использованием ящиков — ряжей была известна в античном мире. Проблема только в том, чтобы найти такие конструкции [Brandon, 1996, р. 40].[vii]
Хотя фанагорийские ряжи открыты недавно и их полное исследование еще предстоит, но уже можно говорить об их характерных особенностях и найти ряд отличий от кесарийских. Во-первых, фанагорийская конструкция изготовлена по другому принципу, чем кесарийские. Последние представляют собой, как было отмечено, ящики со стенками и зачастую с дном, тогда как в Фанагории инженеры использовали, судя по всему, только бревна. Причем бревна положены горизонтально таким образом, что каждый последующий ряд находится под прямым углом к предыдущему. Во-вторых, фанагорийские ряжы были нагружены не раствором - бетоном, а камнями, как правило, вторичного использования[viii]. Последовательность сооружения ряжей могла выглядеть следующим образом. На выбранном и предварительно расчищенном участке морского дна вначале забивали сваи, ограничивающие площадь, которая примерно соответствовала размерам будущего сооружения. Между ними укладывали ошкуренные бревна первого ряда, которые удерживались на месте сваями. Пространство между ними заполняли камнями. Поскольку камня требовалось очень много, то строители из-за дефицита этого материала на Таманском полуострове были вынуждены собирать его повсюду как в городе, так и на некрополе. Именно поэтому на морском дне оказались разновременные обработанные строительные блоки и архитектурные детали вторичного использования, обломки мраморных статуй, надгробия из некрополя, надпись на мраморной плите.
После этого укладывался второй ряд бревен, перпендикулярных первому. При этом бревна обоих рядов в местах стыков перевязывались веревками. Для того чтобы веревка держалась крепче, прорубались специальные канавки. Затем между бревнами опять укладывали камни. Эта операция продолжалась до тех пор, пока вся конструкция не достигала нужной высоты. Такая конструкция служила основанием для строительства на ней необходимых сооружений — причалов, молов, волноломов и др.
Фанагорийская деревянная конструкция выглядит более грубо по сравнению с ящиками из Кесарии, которые изготовлены по всем правилам плотницкого искусства (тщательно обработанные балки, точно подогнанные с помощью пазов и аккуратно скрепленные металлическими скобами детали, выструганные доски и т.д.). Однако свою задачу она, по всей видимости, выполняла не менее эффективно, поскольку была вполне прочной. Однако о функциональном назначении сооружения, для которого предназначались фанагорийские ряжи, пока нет однозначного ответа, поскольку неизвестны ни размеры ряжа, ни его высота, ни другие важные детали. Датировка подводных сооружений такого рода всегда затруднена, так как мы не знаем, ни с какого уровня они прорезают культурные слои, ни разрушительной деятельности моря, которое перемешивает артефакты на дне [Hesnard, 2004, р. 179, 186]. Принимая во внимание датировку самой поздней надписи (220 г. н.э.), которая была найдена ё непосредственной близости от ряжевой конструкции, а также некоторые наблюдения, предварительно можно сделать вывод о том, что фанагорийский ряж был сооружен в конце античной эпохи.
Литература:
- Атавин А.Г. Краснолаковая керамика IV-VI вв. н.э. из Фанагории/ БС.2
- Кузнецов В.Д. Навые надписи из Фанагории // ВДИ. 1.
- Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадская крепость, Л., 1988
- Шелов Д.Б. Монетное дело Боспора VI-II вв. до н.э. М, 1956
[i] Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного РФФИ (№ 06-06-88010к)
[ii] Далее все бревна, ориентированные по долготе, называются продольными, по широте - поперечными
[iii] Около половины монет коррозировано настолько сильно, что металл на них полностью заменен окислами
[iv] Бюст царя вправо, перед ним диск с лучами. Точечный ободок.
[v] бюст императора вправо, вокруг DN CLIVLIANVS NOB CAES. О.с: стоящий император с копьем и земным шаром, вокруг REI PUBLICE, в обрезе - CONS (? - номер оффицины неразбор чив). Аналогии: Imperial Coinage. Vol. VIII, 1981, p. 461, nos. 154.
[vi] Например, Филон Византийский написал книгу о портовых сооружениях, от которых сохранилось только название.
[vii] Остатки ящиков-ряжей, которые наполнялись камнями, обнаружены на юге Франции на месте римского порта города Лорон (Les Laurons): [Ximenes, Moerman, 1988, p. 232, 244 fig. 16].
[viii] В сезон 2005 г., таким образом, было найдено две надписи. Одна из них на верхней части мраморного надгробия, на котором стояла статуя жены Митридата VI Евпатора, вторая надпись строительная на мраморной плите о восстановлении портика, которая датируется 220 г. н.э. Надписи будут опубликованы в отдельной статье.
|