С историко-археологической точки зрения воды Восточной Балтики до cегo времени остаются не обследованными. Отсутствие в начале века технических возможностей у России для проведения судоподъемных работ, мировые войны, в которых Балтийское море являлось основным театром морских военных действий, а в послевоенные годы закрытый пограничный режим вод Финского залива, все эти причины практически исключили возможность подводных работ российских археологов. В то же время по самым общим подсчетам на дне находятся десятки исторических объектов и сотни затонувших кораблей различных эпох. История гибели многих из них покрыта тайной. Некоторые объекты являются неординарными образцами кораблестроения своего времен. В разработанной Министерством культуры России программе паспортизации объектов историко-культурного наследия подводным древностям Балтики отводилась особая роль, поскольку именно Балтийское море по праву считается местом рождения и становления Российского флота.
С 1983 года в водах Восточной Балтики экспедицией ЛОИА АН СССP-ИИМК РАН проводятся поиски и фиксация подводно-археологических объектов. С 1995 г. в проведении этих работ принимает участие историко-археологический морской центр РАН. В результате работы составлен каталог из 24-х объектов, включающий: береговые батареи, затонувшие корабли. Все они представляют собой неординарные памятники истории и культуры, расположенные в устье Выборгского залива. В 1996 г. в экспедиции ИИМК РАН принимали участие подводно-поисковый клуб ''Гангут'', совместно с водолазной группой «Археоклуба Италия» и подводниками из Одессы. Продолжены подводные исследования в устье Выборгского залива и к западу от мыса Крестовый. При проведении контрольных погружений возле острова Сторожок была поднята случайная находка-фрагмент корабельной доски. Интерес к этой находке обусловлен тем, что дерево корабельной доски имеет повреждения от жизнедеятельности морского червя, не характерного для пресных вод Балтийского моря. Отсюда следует случайный, "привозной" характер этого предмета из северных или южных морей с повышенной соленостью вод.
Дальнейшие работы проводились на двух объектах, выявленных в 1990-1991 гг. Первым из них являлась небольшая лодка у северного берега бухты Дальняя. Основной объем этого судна скрыт донными наносами, над поверхностью которых выступали только небольшие фрагменты шпангоутов и досок обшивки. После проведения в 1995 г. разведочной зачистки (стратиграфический разрез на глубину до 0,3 м) в центральной части объекта, на небольшой площади, были выработаны методы широкомасштабных подводных раскопок. Раскопки лодки проводились с применением специального гидроэжектора, позволяющего сохранить даже мельчайшие детали конструкции и предметы. С объекта подняты фрагменты досок, несколько фрагментов шпангоутов. Кроме того, с грунта вблизи лодки поднят массивный каменный точильный круг из породы, не характерной для окружающей местности (предположительно песчаник из южной Швеции).
Находки и исследования, проведенные в 1995-96 гг. позволяют предположить, что это средневековое каботажное судно, длиной 13,5 м и шириной 3,8 м. Набор и обшивка бортов выполнены из разных пород дерева. В соединении элементов присутствуют железные гвозди, пеньковый трос, деревянные нагели. Состыковка поясов бортовой доски из дуба выполнена в редчайшем варианте клинкерной техники. При раскопках 1995 г. с одной из досок борта снят пластырь (бронзовая пластина с медными гвоздями и кожаная прокладка с 4-мя деревянными нагелями) для заделки сучков в бортовой обшивке. Эта конструкция аналогична примененной на известном корабле викингов IХ века из Гокстада. Весь набор деталей лодки из Выборгского залива позволяет отнести ее к редчайшим образцам судов эпохи викингов, до этого момента неизвестных в России. Уникальность памятника делает необходимым продолжение раскопок и консервацию всех его элементов.
Вторым объектом подводного поиска стал северо-восточный склон банки Репия, откуда в 1990 г. с грунта подняты первые, не требующие консервации вещи, предположительно со шведского корабля, погибшего в сражении 1790 г. Подводный осмотр объекта показал, что дно вокруг него имеет следы свежих (1996 г.) перекопов, появившихся в результате грабительского изъятия предметов. Для предотвращения дальнейшего разграбления объекта, включенного в 1993 г. в каталог памятников подводной археологии России, с грунта после фиксации поднято несколько предметов: элементы такелажа, фрагменты конструкции корпуса, свинцовый шпигат. Сам объект представляет собой развал деталей минимум 2-х разновременных парусников, сосредоточенный в основании склона отмели па глубине от 15 до 32 м. Учитывая присутствие в этом районе вблизи обломков 2-х затонувших судов ХVIII-ХIХ вв., попытки отождествить объект со шведским линкором "Хедвита Элизабет Шapлотта» нельзя признать состоятельными.
Исследовательские работы на данных объектах говорят об их значении в истории русского флота и становлении Российского на берегах Балтийского моря. Основными направлениями для работ в Финском заливе являются: архивный поиск новых о подводных памятниках истории и культуры, натурный поиск объектов, подводные раскопки, консервация находок по отработанным методикам, создание экспозиций подводных древностей.
Таким образом, уже сейчас можно говорить о необходимости придания участкам дна в районе Выборгского залива особого статуса - своего рода подводной заповедной зоны
|