Маринович Л.П. Подводно-археологические изыскания у берегов Греции.
Вопросы истории № 7/1964
С 50-х годов XX в. начался новый этап в развитии подводной археологии. Был изобретен акваланг, позволивший работать на дне моря не только профессионалу-подводнику, но и археологу. С этого времени подводные археологические работы перестали быть случайными, они приобретают все больший и больший размах, охватывая один за другим прибрежные районы Средиземного и Черного морей, некоторые части побережья Атлантического океана и целый ряд внутренних водоемов. Но расширение сферы деятельности подводной археологии до сих пор почти не затрагивало один чрезвычайно богатый памятниками и важный в историческом отношении обширный район - побережье Греции. Именно поэтому особенное внимание привлекают археологические обследования, предпринятые П. Трокмортоном и Д. Буллитом у юго-западного побережья Пелопоннеса.
Экспедицией (организованной под эгидой Греческой подводной федерации) были обнаружены здесь остатки двух затонувших кораблей. Первый находится у мыса Спифа (северная оконечность острова Сапиенца) на глубине 10 метров. Груз его состоит из одной целой и 28 фрагментов колонн. Анализ гранита, из которого сделаны колонны, показывает, что, вероятнее всего, они происходят из Египта (Асуан), хотя, возможно, и из Северной Греции. По расчетам исследователей, общий вес колонн, перевозившихся на корабле, равен 131,5 тонны. От остова корабля, к сожалению, ничего не осталось. Почти ничего не сохранилось и от остального груза, за исключением десятка ручек амфор, которые позволяют датировать корабль временем Поздней империи.
Таким образом, эта находка дает новые сведения о размерах грузовых кораблей поздней античности и, что особенно важно, новые, чрезвычайно яркие материалы для суждения о строительной деятельности в эту эпоху.
Другим интересным объектом явился, корабль, перевозивший каменные саркофаги. Этот любопытный груз был открыт к югу от первого. Саркофаги лежали на дне моря вперемежку с большими каменными глыбами (балласт корабля), керамикой и стеклом. Анализ материала заставляет считать наиболее вероятной датой кораблекрушения II-III века. Интересно, что саркофаги не были окончены. Украшения на них вырезаны лишь в самых общих чертах, место для надписи только отмечено. Видимо, окончательно отделать саркофаги предполагалось на месте. Известно, что аналогичный метод применялся и при транспортировках более монументальных грузов. Так, колонны, перевозившиеся для строительства храма Августа в Нарбонне и обнаруженные в заливе Сан-Тропез (Южная Франция), в карьере, где они добывались, подвергались только первичной обработке, окончательная же их отделка производилась на месте.
Обследование этого корабля дает новый материал как для изучения характера торговых связей в римское время в Средиземноморье, так и для суждений по более специальным вопросам - о строительном деле и методах транспортировки грузов.
|