Йенс Люббадех Как увидеть подводные сокровища
Курьер Юнеско № 1/2009
Музеи под водой, подводные заповедники, копии или компьютерные восстановления затонувших судов – все средства хороши для того, чтобы познакомить людей с подводным культурным наследием, не нанося ему ущерба. Некоторые из них обходятся довольно дорого, но зато производят незабываемое впечатление. Такие, например, как музей в Александрийском заливе.Не каждый может себе позволить путешествие к египетским пирамидам, мегалитам Стоунхеджа, собору в Шартре и другим памятникам творческого гения человека. И все же они вполне доступны. А как открыть широкой публике скрытые водами залива руины Александрийского маяка, дворца Клеопатры, затонувшие корабли древних греков и римлян, сфинксы и другие скульптуры?
Как раз эту задачу и решает подводная археология, научное направление, требующее обязательно хороших навыков подводного плавания и дорогостоящего оборудования. Для того, чтобы добыть сокровища из морской пучины, действительно, нужно уметь нырять, иметь дорогое снаряжение, то есть – нужны большие деньги. Однако, так ли уж необходимо ныряние? Ведь именно отсутствие солнечного света и кислорода позволили всем подводным памятникам сохраняться в течение веков. А если они попадают на поверхность, то для их сохранения необходимы специальные технологии консервации. «Консервация требует большого объема работ, много времени и обходится очень дорого», - подчеркивает подводный археолог из Кильского университета (Германия) Флориан Хубер. Хорватский подводный археолог Ирена Радич-Росси специализируется на изучении амфор с затонувших древнеримских судов. Она придерживается аналогичного мнения: «Как только вы поднимаете на поверхность большое число находок, вы сталкиваетесь с проблемами их размещения, обработки для консервации, поиска просторного места для их экспозиции». Нередко, к тому же, бывает, что амфоры намертво соединяются с морским дном. И тогда любая попытка их поднять связана с риском их частичного разрушения.
Проще всего, считает Флориан Хубер, оставить подводный памятник там, где его нашли. Именно поэтому принятая в 2001 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО Конвенция об охране подводного культурного наследия призывает там, где это возможно, обеспечивать сохранение и презентацию подводных памятников на месте их обнаружения.
Как же, в таком случае, открыть доступ широкой публики к подводным сокровищам?Музеи под водой Идеальный вариант – построить подводный музей, который можно посетить, не замочив ног. В этом случае не нужно нырять, чтобы восхищаться экспонатами. Насколько возможен такой вариант, и главное – во что он обойдется? «Задача технико-экономического обоснования строительства подземного музея в Александрийском заливе как раз и состоит в том, чтобы дать ответы на эти вопросы», - говорит Ульрике Коштьял из отдела музеев сектора культуры ЮНЕСКО. Научное руководство этим совместным пилотным проектом ЮНЕСКО и правительства Египта поручено двум подводным археологам: Франку Годдио и Дан-Иву Ампереру, ставшим известными в последние годы своими важными находками в этом регионе. Архитектором для своего проекта они выбрали француза Жака Ружри, отличающегося смелыми решениями. Он замыслил музейный комплекс, состоящий из двух частей. Рядом с новым зданием Александрийской библиотеки посреди залива над водой будет расположен первый павильон с прозрачными стенами из стекла. Из него по туннелю посетители попадут в подводный дворик диаметром 40 м. Здесь на семиметровой глубине они смогут любоваться через стекло многочисленными археологическими находками из древней Александрии. Планируется, что общая площадь музея будет 22 000 кв. м и в год он сможет принимать 3 миллиона посетителей. Кроме, несомненно, огромной стоимости, осуществление этого фантастического проекта столкнется и с другими проблемами, например, с загрязнением вод залива. Чтобы можно было оценить подводные памятники культуры, вначале потребуется решить проблему очищения морской воды, чтобы сделать ее прозрачной. При этом нельзя ограничивать промышленную эксплуатацию порта. К тому же, Египет находится в сейсмоопасной зоне, поскольку Красное море находится на стыке Аравийской и Африканской тектонических плит.
Уже строится еще один подводный музей в Китае. Здесь в Байхелянге находится горный хребет длиной 1 600 метров, на котором в течение 1 200 лет отмечались перепады уровня воды в реке Янцзы. Этот массив, называемый «Хребтом белых цапель», в свое время был частично затоплен Янцзы. С окончанием строительства знаменитой плотины «Три ущелья» он окончательно уйдет под воду. Чтобы сохранить древние наскальные надписи в Байхелянге китайское правительство приняло решение в 90-х годах прошлого века сделать их частью создаваемого подводного музея, который хотели открыть в 2007 году, но строительство все еще не закончено.Альтернативные решения Пока не открылись эти подводные музеи, можно воспользоваться «подводными заповедниками», но для этого нужно уметь плавать с аквалангом. Сара Аренсон, преподаватель истории в университете г. Хайфа (Израиль) – автор проекта такого заповедника на месте античного порта Кейсарии, построенного царем Иродом в честь императора Цезаря Августа в 10 г. до н.э. на средиземноморском побережье Израиля.
Некоторые из проблем, с которыми сталкивается проект в Александрии, ей знакомы. «О том, чтобы извлекать археологические находки в Кейсарии, речь не шла, поскольку весь этот объект – сплошные архитектурные развалины, - говорит она. - Опасность повреждений, однако, существует. Главная угроза исходит от рыбаков и прогулочных судов.
Единственный способ решить проблему – юридический: запретить рыбную ловлю и прогулки на судах в этой зоне». На вопрос «А как быть с прозрачностью воды?» она улыбается: «Молиться!» Однако борьба с загрязнением здесь ведется в форме проводимых время от времени кампаний по очистке, в них принимают участие добровольцы, которых привлекает возможность участвовать в различных развлечениях и конкурсах.
По мнению Даниэля Цвика из Германского общества в поддержку морской подводной археологии Deguwa, создание подводных заповедников – хорошая возможность открыть доступ широкой публике к подводному культурному наследию, одновременно его сохраняя.
«Как правило, маршруты ныряльщиков составлены так, чтобы экспонируемые артефакты не пострадали, например, от движения ласт», - говорит он. И все-таки человек остается угрозой этому наследию. Среди ныряльщиков встречаются и «паршивые овцы», которые под видом занятия спортом, занимаются грабежом памятников. Чтобы определить подлинную ценность предметов культурного наследия, Флориан Хубер создал рабочую группу по морской и пресноводной археологии, которая регулярно проводит курсы для ныряльщиков. «Сохранять затонувшие памятники очень трудно, - считает он. - Единственная возможность привлекать к этой теме общественное внимание». Однако повредить подводные памятники могут и глубоководные рыболовные сети, и буи, и морской древоточец, который прокладывает ходы в дереве. Вот почему приходится искать самые разные решения. Один из самых впечатляющих в мире подводных маршрутов дает возможность посетителям увидеть знаменитый корабль Улубурун, затонувший более 3 тысяч лет назад у юго-западного побережья Турции. Однако с 2006 года ныряльщики любуются не самим кораблем. В подводном археологическом заповеднике, созданном по соседству, выставлена точная до самых мельчайших деталей копия, получившая название Улубурун III. Подводный археолог Гюзден Варинлиогу рассказывает: «Улубурун III был создан на суше особой командой, которая затем изготовила фальшивые золотые слитки и амфоры и погрузила их на копию корабля, в точности соблюдая археологический план затонувшего оригинала. А настоящий Урубулун занял свое место в подводном археологическом музее в Бодруне. Гораздо безобиднее для подводных сокровищ виртуальные посещения, когда погружение под воду происходит на экране. Такова суть европейского проекта Venus, который восстанавливает с помощью компьютера затонувшие корабли. Для получения такого изображения используются результаты изучения памятника, полученные с помощью сонара, в сочетании с подводными видеосъемками. Такие разные источники позволяют осуществить весьма реалистичную симуляцию подводных артефактов, при этом графическая четкость не уступает по качеству самым совершенным компьютерным играм.
Ученые в виртуальных экспозициях видят не только возможность продемонстрировать подводные археологические находки, но иногда и единственный способ сохранить их для всего человечества. «Совершенно очевидно, что физически посетить подводные памятники может далеко не каждый, - подчеркивает Ирена Радич-Росси. - Однако всегда можно создать некую виртуальную реальность, которая в какой-то мере передает и ощущения, и удовольствие, и даже чувство опасности, испытываемые теми, кто видит все это под водой своими глазами».
|