Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Йенс Люббадех Как увидеть подводные сокровища Печать

Йенс Люббадех Как увидеть подводные сокровища

Курьер Юнеско № 1/2009

Музеи под водой, подводные заповедники, копии или компьютерные восстановления затонувших судов – все средства хороши для того, чтобы познакомить людей с подводным культурным наследием, не нанося ему ущерба. Некоторые из них обходятся довольно дорого, но зато производят незабываемое впечатление. Такие, например, как музей в Александрийском заливе.[1]Не каждый может себе позволить путешествие к египетским пирамидам, мегалитам Стоунхеджа, собору в Шартре и другим памятникам творческого гения человека. И все же они вполне доступны. А как открыть широкой публике скрытые водами залива руины Александрийского маяка, дворца Клеопатры, затонувшие корабли древних греков и римлян, сфинксы и другие скульптуры?

Как раз эту задачу и решает подводная археология, научное направление, требующее обязательно хороших навыков подводного плавания и дорогостоящего оборудования. Для того, чтобы добыть сокровища из морской пучины, действительно, нужно уметь нырять, иметь дорогое снаряжение, то есть – нужны большие деньги. Однако, так ли уж необходимо ныряние? Ведь именно отсутствие солнечного света и кислорода позволили всем подводным памятникам сохраняться в течение веков. А если они попадают на поверхность, то для их сохранения необходимы специальные технологии консервации. «Консервация требует большого объема работ, много времени и обходится очень дорого», - подчеркивает подводный археолог из Кильского университета (Германия) Флориан Хубер. Хорватский подводный археолог Ирена Радич-Росси специализируется на изучении амфор с затонувших древнеримских судов. Она придерживается аналогичного мнения: «Как только вы поднимаете на поверхность большое число находок, вы сталкиваетесь с проблемами их размещения, обработки для консервации, поиска просторного места для их экспозиции». Нередко, к тому же, бывает, что амфоры намертво соединяются с морским дном. И тогда любая попытка их поднять связана с риском их частичного разрушения.

Проще всего, считает Флориан Хубер, оставить подводный памятник там, где его нашли. Именно поэтому принятая в 2001 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО Конвенция об охране подводного культурного наследия призывает там, где это возможно, обеспечивать сохранение и презентацию подводных памятников на месте их обнаружения.

Как же, в таком случае, открыть доступ широкой публики к подводным сокровищам?Музеи под водой Идеальный вариант – построить подводный музей, который можно посетить, не замочив ног. В этом случае не нужно нырять, чтобы восхищаться экспонатами. Насколько возможен такой вариант, и главное – во что он обойдется? «Задача технико-экономического обоснования строительства подземного музея в Александрийском заливе как раз и состоит в том, чтобы дать ответы на эти вопросы», - говорит Ульрике Коштьял из отдела музеев сектора культуры ЮНЕСКО. Научное руководство этим совместным пилотным проектом ЮНЕСКО и правительства Египта поручено двум подводным археологам: Франку Годдио и Дан-Иву Ампереру, ставшим известными в последние годы своими важными находками в этом регионе. Архитектором для своего проекта они выбрали француза Жака Ружри, отличающегося смелыми решениями. Он замыслил музейный комплекс, состоящий из двух частей. Рядом с новым зданием Александрийской библиотеки посреди залива над водой будет расположен первый павильон с прозрачными стенами из стекла. Из него по туннелю посетители попадут в подводный дворик диаметром 40 м. Здесь на семиметровой глубине они смогут любоваться через стекло многочисленными археологическими находками из древней Александрии. Планируется, что общая площадь музея будет 22 000 кв. м и в год он сможет принимать 3 миллиона посетителей. Кроме, несомненно, огромной стоимости, осуществление этого фантастического проекта столкнется и с другими проблемами, например, с загрязнением вод залива. Чтобы можно было оценить подводные памятники культуры, вначале потребуется решить проблему очищения морской воды, чтобы сделать ее прозрачной. При этом нельзя ограничивать промышленную эксплуатацию порта. К тому же, Египет находится в сейсмоопасной зоне, поскольку Красное море находится на стыке Аравийской и Африканской тектонических плит.

Уже строится еще один подводный музей в Китае. Здесь в Байхелянге находится горный хребет длиной 1 600 метров, на котором в течение 1 200 лет отмечались перепады уровня воды в реке Янцзы. Этот массив, называемый «Хребтом белых цапель», в свое время был частично затоплен Янцзы. С окончанием строительства знаменитой плотины «Три ущелья» он окончательно уйдет под воду. Чтобы сохранить древние наскальные надписи в Байхелянге китайское правительство приняло решение в 90-х годах прошлого века сделать их частью создаваемого подводного музея, который хотели открыть в 2007 году, но строительство все еще не закончено.Альтернативные решения Пока не открылись эти подводные музеи, можно воспользоваться «подводными заповедниками», но для этого нужно уметь плавать с аквалангом. Сара Аренсон, преподаватель истории в университете г. Хайфа (Израиль) – автор проекта такого заповедника на месте античного порта Кейсарии, построенного царем Иродом в честь императора Цезаря Августа в 10 г. до н.э. на средиземноморском побережье Израиля.

Некоторые из проблем, с которыми сталкивается проект в Александрии, ей знакомы. «О том, чтобы извлекать археологические находки в Кейсарии, речь не шла, поскольку весь этот объект – сплошные архитектурные развалины, - говорит она. - Опасность повреждений, однако, существует. Главная угроза исходит от рыбаков и прогулочных судов.

Единственный способ решить проблему – юридический: запретить рыбную ловлю и прогулки на судах в этой зоне». На вопрос «А как быть с прозрачностью воды?» она улыбается: «Молиться!» Однако борьба с загрязнением здесь ведется в форме проводимых время от времени кампаний по очистке, в них принимают участие добровольцы, которых привлекает возможность участвовать в различных развлечениях и конкурсах.

По мнению Даниэля Цвика из Германского общества в поддержку морской подводной археологии
Deguwa, создание подводных заповедников – хорошая возможность открыть доступ широкой публике к подводному культурному наследию, одновременно его сохраняя.

«Как правило, маршруты ныряльщиков составлены так, чтобы экспонируемые артефакты не пострадали, например, от движения ласт», - говорит он.
И все-таки человек остается угрозой этому наследию. Среди ныряльщиков встречаются и «паршивые овцы», которые под видом занятия спортом, занимаются грабежом памятников. Чтобы определить подлинную ценность предметов культурного наследия, Флориан Хубер создал рабочую группу по морской и пресноводной археологии, которая регулярно проводит курсы для ныряльщиков. «Сохранять затонувшие памятники очень трудно, - считает он. - Единственная возможность привлекать к этой теме общественное внимание». Однако повредить подводные памятники могут и глубоководные рыболовные сети, и буи, и морской древоточец, который прокладывает ходы в дереве. Вот почему приходится искать самые разные решения. Один из самых впечатляющих в мире подводных маршрутов дает возможность посетителям увидеть знаменитый корабль Улубурун, затонувший более 3 тысяч лет назад у юго-западного побережья Турции. Однако с 2006 года ныряльщики любуются не самим кораблем. В подводном археологическом заповеднике, созданном по соседству, выставлена точная до самых мельчайших деталей копия, получившая название Улубурун III. Подводный археолог Гюзден Варинлиогу рассказывает: «Улубурун III был создан на суше особой командой, которая затем изготовила фальшивые золотые слитки и амфоры и погрузила их на копию корабля, в точности соблюдая археологический план затонувшего оригинала. А настоящий Урубулун занял свое место в подводном археологическом музее в Бодруне. Гораздо безобиднее для подводных сокровищ виртуальные посещения, когда погружение под воду происходит на экране. Такова суть европейского проекта Venus, который восстанавливает с помощью компьютера затонувшие корабли. Для получения такого изображения используются результаты изучения памятника, полученные с помощью сонара, в сочетании с подводными видеосъемками. Такие разные источники позволяют осуществить весьма реалистичную симуляцию подводных артефактов, при этом графическая четкость не уступает по качеству самым совершенным компьютерным играм.

Ученые в виртуальных экспозициях видят не только возможность продемонстрировать подводные археологические находки, но иногда и единственный способ сохранить их для всего человечества. «Совершенно очевидно, что физически посетить подводные памятники может далеко не каждый, - подчеркивает Ирена Радич-Росси. - Однако всегда можно создать некую виртуальную реальность, которая в какой-то мере передает и ощущения, и удовольствие, и даже чувство опасности, испытываемые теми, кто видит все это под водой своими глазами».



[1] Подводный музей в Александрийском заливе

«Речь пойдет о принципиально новом музее, поскольку впервые музей можно будет посетить под водой, не замочив ног! В данный момент проводится исследование возможностей реализации проекта, что позволит Комитету по технической ориентации под эгидой ЮНЕСКО и Египта приступить к его оценке и выработке дальнейших рекомендаций.
Египет поручил исследование Франсэ Жак Ружери.»

Франсуаз Ривиер, заместитель директора культуры, ЮНЕСКО

 
« Пред.   След. »
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов