Восточноевропейский Археологический журнал. № 1(8) 2001
В 1994 г. экспедиция Киевского университета им. Тараса Шевченко продолжила подводную разведку шельфа между горами Аю-Даг и Кастель, начатую в 1991 г. Археологические исследования ведутся по плану темы "Морская торговля Таврики в античную эпоху и средние века", включенную в программу научно-исследовательских тематик исторического факультета. Подводную разведку проводили аквалангисты научно-учебного центра подводной археологии Киевского университета. За время работы экспедиции (с 1 июля по 5 сентября 1994 г.) обследованы следующие участки шельфа:
-
от горы Аю-Даг до мыса Партенит;
-
участок по центру бухты между мысом Партенит и мысом Плака;
-
продолжено обследование территории вокруг мыса Плака, где в предыдущие годы обнаружены скопления античной и средневековой керамики и расширена зона обследования в сторону открытого моря;
-
от мыса Плака до мыса Карабах-Бурун.
При обследовании подводной части береговой полосы применялся полосовой поиск с визуальным осмотром дна вдоль ходовых тросов, размеченных через метр. Во время прохождения маршрута производилось описание характера дна и измерения глубин. Контрольные и рекогносцировочные маршруты иногда проводились по подводному компасу. На обследуемых участках дна выделяются следующие литологические зоны (от уреза воды в сторону моря): валунно-галечниковая, глыбовая и песчано-гравийных отложений.
Участок І: расположен от горы Аю-Даг до мыса Партенит. Рельеф этого отрезка берега - скалистые обрывы мыса Партенит, устье реки Узень, бегущей с гор от Роман-Коша, и полоса песчано-
галечного пляжа. Выше располагается большое количество пологих участков, используемых под виноградники. Сведения о существовании в этом удобном месте средневекового города Партениты дают письменные источники и результаты археологических наземных раскопок. В настоящее время на береговой полосе расположены городской пляж, лодочная станция и пляжи санаториев "Фрунзенский" и "Крым". При подводном обследовании береговой черты был обнаружен археологический материал (одиночные фрагменты) в районе лодочной станции (скала Кучук-Аю). Это фрагменты кувшинов с ленточной в сечении ручкой, датируемые IX-XI вв. Следует отметить, что дно в этом месте очень замусорено современным строительным материалом и, учитывая, что Партенит был крупным средневековым морским торговым городом, малочисленность археологического материала можно объяснить проведением работ по благоустройству берега (волнорезы, подсыпка галечных пляжей).
Участок II: расположен по центру бухты между мысом Партенит и Плака на расстоянии от берега 250-300 м и на глубине 10 м. Представляет собой природную глыбовую гряду (шириной 10-15 м, и высотой от дна 2-3 м), отделенную от берега песчаным дном. Конфигурация гряды повторяет изгибы береговой черты. При обследовании проведены обмеры и сбор подъемного материала, который был обнаружен с морской стороны гряды. Это фрагменты амфор причерноморского типа VIII-IX вв., кувшинов с ленточной в сечении ручкой ІХ-ХІ вв., широкогорлая амфора (центр изготовления неизвестен) и строительные блоки из ракушечника.
Участок III: расположен вокруг мыса Плака. Тут было продолжено обследование мест с археологическим материалом, который находится с восточной и западной стороны мыса, а также прилегающих к мысу территорий с морской стороны. Дно на этом участке имеет три литологические зоны, характерные для ЮБК: валунно-галечниковая, глыбового материала, песчано-гравийных отложений. С восточной стороны расположена природная гряда из глыбового материала, уходящая от берега в море. За грядой в море (300 м от берега), на фарватере, осмотрены остатки подводной скалы. Она взорвана в 60-е годы как опасная для судоходства. В этом месте периодически возникает мощное течение с запада на восток, которое могло представлять вместе с подводной скалой большую опасность для судов, находящихся в каботажном плавании. При обследовании участка III произведены обмеры и сбор подъемного материала, который представлен основными категориями керамики, характерными для наземного поселения с хронологическими рамками І в. до н.э. - XV в. На западной стороне мыса Плака при расчистке площадки под слоем грунта был обнаружен тамгообразный знак высотой 20 см.
Участок IV: расположен между восточной стороной мыса Плака и мысом Карабах-Бурун. Этот отрезок берега загроможден известняковыми глыбами и скалами и носит название Кучук-Ламбатский хаос. Здесь имеется небольшой источник воды Суук-Су. Береговой склон занят каменными нагромождениями, простирающимися вверх на 1,5 км и по берегу на 1 км. Имеется узкая полоска галечного и валунного пляжа вблизи мыса Карабах-Бурун. Выше местность изрезана небольшими долинами и холмами, на которых расположены виноградники и дикая растительность. Вблизи от Кучук-Ламбатского хаоса находятся остатки средневековых поселений, храмиков и фамильное кладбище Кеппенов. В настоящее время берег интенсивно застраивается стоянкой для лодок, которая больше напоминает дачный поселок.
Нами была обследована подводная часть береговой полосы. В районе средневекового поселения на мысе Карабах-Бурун подводный склон валунно-галечниковый. Под Кучук-Ламбатским хаосом - в виде зоны глыбового материала с резким углублением. В море напротив этого участка (100-300 м от берега) разбросаны три крупных глыбы, возвышающиеся над водой (1-2 м). Это остатки крупной скалы, когда-то находившейся тут и рассыпавшейся во время крупного землетрясения. Все выше перечисленные моменты затрудняют судоходство вблизи берега. Археологический материал под водой на этом участке не обнаружен.
Археологический материал, собранный в 1994 г. при подводной разведке, представлен в основном привозной торговой тарой, служившей для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Основными ее формами являются: амфоры, кувшины, фляги и пифосы. Кроме того, найдена строительная, бытовая и ремесленного назначения керамика. Хронологический разброс подъемного материала довольно широк: І в. до н.э. - XV в. Для проведения анализа археологический материал можно разбить на две группы.
Амфоры античного времени - это фрагменты светлоглиняных амфор с двуствольными ручками, высокогорлых амфор с различными формами венчиков и профилированными ручками, фрагмент чернолаковой посуды, а также разнообразные днища остродонных амфор.
Амфоры средневекового времени: эта группа представлена большим количеством как известных (9 типов по классификации И.А. Антоновой), так и неизвестных типов амфор. Среди подъемного материала встречены амфоры различных типов с граффити (рис. 1, 2). Кроме амфор, составляющих 95% всех находок, были встречены: фрагменты пифосов, поливной керамики, а также строительной, бытовой и ремесленной. Особую категорию находок составляет тонкостенная керамика, изготовленная на ножном гончарном круге (рис. 2). Это фрагменты венчиков горшков с плоской широкой ручкой. Один с пазом для крышки (тип III [Баранов, Майко 1991]). Горшки типа І с ленточной ручкой представлены крупными фрагментами верхних частей. Отметим фрагмент венчика крышки и венчик белоглиняного сосуда с пятнами поливы. Аналогичная керамика известна в слоях Х в. Алустона, Сугдеи, Партенита. Анализ археологического материала и данных, полученных в ходе экспедиции, позволяет сделать следующие выводы:
1. На прибрежном участке шельфа между горой Аю-Даг и мысом Карабах-Бурун наиболее перспективным для исследований является участок вокруг мыса Плака, где под водой обнаружены участки с керамическим археологическим материалом, характерным для крупного морского торгового поселения с хронологическими рамками І в. до н.э. - ХV в.
2. Отсутствие под водой археологического материала возле средневекового города Партениты можно объяснить проведением работ по укреплению и благоустройству береговой черты (волнорезы, насыпка галечных пляжей и т.д.). Для проведения подводных исследований на этом участке необходимо проводить размывку дна.
|