Журнал «Море» лето 1996
Лондон. Аэропорт Хитроу. Рядом автовокзал. Четыре часа езды на комфортабельном традиционном двухэтажном автобусе и вы в Плимуте. Этот старинный город хорошо известен морским историкам. Именно отсюда уходила "Золотая Лань" Френсиса Дрейка в свои пиратские набеги. От одного из причалов Плимута начинали свое путешествие корабли, экипажи которых внесли значительный вклад в изучение и колонизацию Америки. Город и по сей день сохранил дух романтики моря. Узкие улочки, небольшие разноцветные дома, тесно прижавшиеся друг к другу в центральной части, как бы подтверждают представления о старом английском городе-порте, вычитанные у писателей-маринистов.
Общее впечатление портят лишь 2 огромных современных здания, высящихся в деловой части города. На вопрос: "Как же англичане, столь ревностно относящиеся к своим традициям и славящиеся консерватизмом допустили их строительство?" - местный таксист пожал плечами. Ответил: "Это не наша вина, это наша беда". Позже, посмотрев Лондон, я перестал удивляться и задавать этот вопрос. Целостность и гармоничность исторического центра столицы "разрезали" современные здания-аквариумы из стекла и стали, нелепо соединяющие старинные дома. Но вернемся в Плимут. Этот город был основан в ХП в., и до ХIX века играл важное стратегическое значение. С 1914 г. он объединяет 3 города: Плимут, Сонхаус и Девонпорт. Главенствующая роль морского порта определила возведение вокруг Плимута крепостей - фортов. Один из них - Форт-Бовизанд, располагающийся примерно в 5 км. от города, был заложен в начале XIX века и фактически без перестройки сохранился до наших дней.
В корпусах Форта и проходил 25-ый симпозиум по подводной археологии. В стенах этого мрачноватого, но гостеприимного укрепления собралось более 70 специалистов их Англии, Германии, Турции, США, Сингапура, Австралии, Голландии и других стран. Программа симпозиума была довольно плотной - 3 дня, с 9.00 до 19.00, и по девять докладов в день. Вечером это международное братство "перетекало" в бар, где и продолжало свое знакомство и общение, мигрируя от столика к столику, с удовольствием угощая друг друга пивом.
Большинство участников знакомы давно: или работали когда-то вместе, или встречались на предыдущих конференциях, или переписывались. Увидев старого приятеля дружески обнимались, кого-то похлопывали по заметно выступающему под свитером животу, шутя, что наконец-то государство стало достаточно финансировать подводных археологов. Эта проблема действительно интернациональна и является актуальной для ученых всех стран, проводящих подводные изыскания. В связи с этим доклад Дориана Болла из Сингапура вызвал наибольшие споры. "Классические" археологи скрестили шпаги с археологами-бизнесменами, пытающимися получить средства на дальнейшие научные исследования за счет продажи археологических находок на аукционе. Имя Дориана Болла в кругу подводных археологов хорошо известно. Под его руководством в 1993 г. был найден корабль "Диана", затонувший в 1817 г. в Малаккском заливе с грузом китайского фарфора.
Заключив с правительством, в чьих территориальных водах покоились останки "Дианы" договор, группа Болла в течение нескольких лет проводила исследования места крушения. Полученные результаты превзошли все ожидания. Даже Болл, хорошо изучивший корабль по архивным материалам, был поражен. Рассказывая о своих работах на симпозиуме, Дориан попытался словами описать красоту обнаруженных находок. Наконец, махнул рукой и, со словами: "Смотрите сами", включил проектор. Перед изумленными археологами, видевшими за время своих работ не один затонувший корабль и не одну уникальную находку, промелькнули кадры с поистине сказочными богатствами.
Стопки великолепно сохранившихся тарелок, блюд, чашек. Целые сервизы с тончайшими сюжетными рисунками, выполненными в традиционной китайской манере. Монеты, бутылки, коробочки для чая, детали корабля и его оснастки - это лишь часть предметов, которыми группа Болла обогатила Историю. Всего более тысячи находок, наглядно свидетельствующих о таланте китайских мастеров и упорстве и любознательности современных подводных археологов. Вечером, разговорившись с Дорианом, я узнал, как он начинал разыскивать "Диану". Эта эпопея началась еще в 1979 г., когда Болл первый раз спустился с аквалангом под воду. Увиденное на дне морском настолько поразило, что он со всей своей кипучей энергией окунулся в подводную археологию. Постепенно, участвуя в разных экспедициях п накапливая опыт, Болл превратился из любителя-археолога в мастера. Решающим моментом его биографии стал переезд в Сингапур. Это были еще малознакомые для историков воды и, по словам Дориана, он уже не смог спокойно сидеть в офисе. Несколько лет архивных поисков и ... удача.
Однако, нахождение ценного груза "Дианы", оцененного более чем в 4 млн.долларов, принесло не только удовлетворение, но и новые проблемы. Местные власти, учуяв значительную добычу, потребовали пересмотреть ранее заключенный договор и увеличить часть их прибыли. Дориан подал на ненасытных чиновников в суд. Трудно сказать, во сколько ему обойдутся судебные издержки, но Дориан надеется выиграть процесс. "В конечном счете "Диана" не последний корабль на моем счету", - заявил он прощаясь. Не менее интересным был и доклад молодого турецкого археолога Харуна Осцдаса. Являясь сотрудником известного и единственного в мире Бодрумского музея подводной археологии при Техасском Университете. Его основателями стали такие известные ученые, как Джордж Басс, Михаэль Катцев, Фредирик ван Дурник. Сейчас этому Музею-Центру принадлежит научно-исследовательское судно "Виразон", сконструированное специально для нужд подводной археологии. Экспозиция музея, располагающаяся в одной из древних крепостей, насчитывает тысячи предметов: крупнейшую коллекцию амфор, монет. Специалисты реставрационных мастерских музея принимали участие в работах над останками древнейших кораблей, затонувших в восточной части Средиземноморья (в Турции и на Кипре). В некоторых исследованиях принимал участие и Харун Осцдас.
После окончания симпозиума его ожидала двухгодичная стажировка в США - в Институт морской археологии. По установившейся там традиции он, кроме своей основной научной работы, должен будет пройти практику в Порт-Ройале - пиратском городе, затопленном в результате землетрясения в 1692 г.. Возможны поездки в Доминиканскую республику, Мехико, Панаму, Италию, где уже на протяжении нескольких лет работают международные группы подводных археологов.
На симпозиуме Харун рассказал о своих последних исследованиях - об амфорах - популярнейших в древности сосудах для перевозки вина и зерна. Казалось бы, что могут поведать людям ХХ века эти прототипы современных бутылок и бочонков. Многое. Скрупулезнейшие обмеры, выполненные использованием современной электроники, раскрывают перед историками малоизвестные сведения о конструкции судов, их водоизмещении, торговых маршрутах, технологических процессах в древности и т.п.. Даже при реконструкции в натуральную величину "Киренейского" корабля, затонувшего у острова Кипр в IУ в. до н.э. и моделировании его маршрута, основной проблемой стали амфоры. Ведущие греческие гончары нашего времени так и не смогли сделать точных копий метровой высоты сосудов. Они не выдерживали испытаний и разбивались. А эти "мелочи" важны, т.к. данные о повседневной жизни людей, живших сотни и тысячи лет назад позволяют специалистам собрать, как из мозаики, общую картину Истории.
Обмен опытом на подобных симпозиумах, которые проводятся в Бовизанде ежегодно, помогают поддерживать человеческую способность исследовать новые области, рисковать и показывать, что любопытство и самоотверженность могут привести к важным открытиям
|