Спортсмен -подводник № 33/ продолжение, начало в № 29.
Летом 1971 года наша экспедиция продолжала поисковые работы на Днепре у острова Хортица. К этому времени коллекции уникальных находок, обнаруженных на дне реки и поднятых аквалангистами, могли бы позавидовать самые удачливые археологи. Среди находок, были предметы инвентаря, состоящие из множества фрагментов керамики, каменного молота и рога бизона. Историки датировали их медно-каменным веком. Найдены были также мотыга, изготовленная из рога оленя, большой - 2,4 метра - фрагмент челна, выдолбленного из дуба, а также части античной амфоры.
Ядра, кованые якоря, детали парусного судна - вот далеко не полный перечень находок, относящихся к периоду русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Сотрудники Государственного историко-культурного заповедника запорожского казачества и областного общества охраны памятников истории и культуры, поддержавшие нашу экспедицию, чрезвычайно высоко оценили эти находки. Однако в то время мы даже не предполагали, что самое интересное у нас еще впереди и Днепр откроет одну из своих сокровенных тайн, поистине поражающих воображение. ...21 июля во время очередного сеанса радиосвязи с труппой аквалангистов, работавших в маленькой бухточке острова Хортица, в устье балки Наумовой, во главе с Вячеславом Власовым и Владимиром Николаевым, было получено сообщение: на дне Днепра обнаружены: занесенные песком детали каких-то судов... Кладбище затонувших кораблей, в трюмах которых, возможно, сохранились уникальные предметы, - это ли не находка!
Несколько ранее мы познакомились с документом, датированным 1883 годом. Историк Д. И. Яворницкий в тот год записал со слов старожила острова Я. Я.Куппа рассказ о случае, происшедшем с ним. «Мне было тогда 17 лет, - рассказывал Я.Я. Купп, - однажды пошел купаться к руслу Старого Днепра. Пришел на берег. И вдруг - что за чудо? - смотрю, стоят какие-то суда, длинные, хорошо сколоченные. Посчитал - оказалось их семнадцать. Я сбрасываю с себя платье и плыву к судам. Оказалось, что они больше чем на половину занесены песком: и над водой выдавалась только их верхняя часть.
Было это в то лето, когда вода в реке резко упала...»
Познакомившись с этим документом, мы тщательно обследовали дно Днепра в том месте, которое указывалось в приведенной выше записи, однако никаких судов тогда не обнаружили. Вторично мы вели в этом же месте подводные поиски в сезон экспедиции «Скиф-71». Дело в том, что в связи с началом строительства Днепрогэса-2 река изменила свой режим: большая часть весенней воды была направлена в исследуемое нам русло. А это существенно изменило рельеф дна и создало условие для «повторения» события 1840 года, о котором поведал документ, - «вода вынесла много песка из русла реки». И вот показались суда, скрытые до того в толще песка.
Грузим в баркас акваланги, гидрокостюмы, фонари, и прочее снаряжение. Торопимся. Мотор вот-вот взорвется, а нам всем кажется, что наше судно слишком медленно идет к заветной бухте, хотя Николай Романов, исполняющий на этот раз обязанности «кэпа», привел-баркас в бухту вдвое быстрее обычного.
Но вот мы в бухте. Я и Евгений Спинов надеваем акваланги, готовимся к спуску на дно Днепра. Под воду первым уходит Евгений, я следую за ним. Включаю фонарь: на глубине в 6 метров практически уже ничего не видно. Погружаемся все глубже и глубже. Неожиданно появляется дно, песчаное и совершенно чистое. Довольно круто оно уходит вниз. Евгения не видно, но он где-то рядом - слышу, как работает его аппарат. Проплываю метров семь вдоль склона и натыкаюсь на три больших камня, обросших острыми ракушками. Сворачиваю влево и проплываю, еще несколько метров, осматривая дно прямо перед собой и далее вниз по склону. Ничего... Решаю спуститься поглубже, и в этот момент, повернув голову влево, буквально перед самым носом в луче фонаря вижу шпангоут, торчащий из песка почти на метр! Чуть наискосок к нему по склону в полумраке желтовато-зеленой придонной воды еще один шпангоут. Всего я насчитал их восемь, дубовых шпангоутов. Последний находился на глубине 8 метров и выглядывал из песка на 20 сантиметров, а глубину у первого глубиномер показывал 11 метров. Тут же виднелась обшивка из толстой дубовой доски. Сомнений быть не могло - это судно. Период его постройки ясен: шпангоуты буквально «усеяны» коваными гвоздями. Такие гвозди - особенно частая находка на остатках укреплений Запорожской судоверфи, существовавшей в этом районе Днепра в русско-турецкую войну 1735-1739 годов.
Подумать только: судно пролежало под водой почти 250 лет. Несомненно, что это одно из тех судов, о которых в первой половине XIX века упоминают в своих трудах исследователи Запорожья. Воображение рисовало его уже раскопанным, поднятым, реставрированным и выставленным в самом большом зале музея на острове Хортица вместе с пушками и прочим оружием, которое мы, несомненно, найдем на судне! Я чувствовал себя если не Жаком-Ивом Кусто, то уж Робером Стенюи точно. На радостях начал даже что-то напевать.
Неожиданно из мрака возникает луч еще одного фонаря. Это Женя. Улыбаясь глазами, он что-то бубнит в загубник и широко разводит руки, имея в виду не то размеры найденного судна, не то объем работы, которая теперь нам предстоит. Ну, что ж, мы сами ее искали!
Женя приглашает следовать за ним и, судя по течению, направляется в северную часть бухты. Метров через 20 он остановился и я, приблизившись, увидел еще два дубовых шпангоута. Осмотрев вместе еще раз все торчащие из песка детали судов, мы пожимаем друг дугу руки и всплываем. Наверху нас ждут товарищи. Мы рассказываем им о находке и видим, как глаза загораются у ребят. Несколько дней ушло у нас на установку понтона с помпой над местом находки, а также на разметку участка подводного раскопа. Но вот все готово. Первым в подводный раскоп спускается аквалангист Виктор Капустин. - Включайте помпу! - просит он по телефону. Через 15 минут Виктор всплывает, держа в руках ядро, которое он нашел между сосновыми досками внутренней и внешней обшивок судна. Нашему ликованию не было предела.
Однако оказалось, что успешная работа помпы по размыву песка сводилась на нет, так как в течение короткого времени снова песок сползал по склону. Пришлось установить защитную металлическую стенку в верхней части размыва. Благодаря этой стенке, длиной 6 метров и высотой почти 2 метра, укрепленной вбитыми в дно металлическими прутьями, стало возможно проведение раскопок судна.
После того как над судном и вокруг него был снят основной слой песка, мы приступили к очистке от песка его самого. Причем в разных местах были найдены два ядра, четыре штыка, два кремневых ружья, свинцовые пули, шрапнель, судовой багор и палаш, на лезвии которого сохранился год изготовления - «1726».
Подводные раскопки судна продолжались почти месяц. Одновременно проводились его обмеры, составление плана, фотографирование. В процессе работы выяснилось, что раскапывается передняя часть судна. Она лежала на дне реки носом к берегу на глубине 10 метров на самом краешке подводного обрыва.
Полностью освободив судно от песка, его подняли. Для этого использовали мощный плавкран, выделенный для этой цели дирекцией Запорожского судостроительного завода. 3 сентября находку подняли со дна реки и осторожно перенесли на песчаный берег острова Хортица. Уже на берегу в судне были обнаружены десяток свинцовых пуль, шрапнель и бронзовая с позолотой пуговица.
Найденная часть судна довольно хорошо сохранилась. Ее размеры: длина 6,5 метра, высота 2,5 метра, ширина - 3,5 метра. Если учитывать, что длина носовой части у таких судов составляет 1/3-1/4 часть всей длины, то общая длина судна, при его ширине 4 метра была более 20 метров. Основные исследования еще впереди, но уже сейчас ясно, что это судно парусно-гребного типа. На внутренней стороне левого борта имеется три кованых железных кольца диаметром 10-12 сантиметров, которые укреплены в корпусе с помощью железных крюков. Такое же кольцо находится и в носу. В том, что это приспособление для крепления парусов, сомневаться не приходится, поскольку в передней части судна сделано квадратное отверстие для крепления одной из мачт.
Найденная носовая часть судна интересна тем, что почти все ее шпангоуты разных размеров и разной конструкции. Если первые, которые находятся в самом носу, изготовлены из двух дубовых частей значительной толщины, то те, которые расположены ближе к середине судна, составлены из трех частей: нижняя - из дуба, а верхние - из сосны.
Судно с внутренней и внешней обшивкой. Внутренняя обшивка выполнена целиком из сосновых досок, а внешняя имеет вверху две сосновые доски, а все остальные - дубовые.
На левом борту хорошо сохранилась швартовая тумба - пал, сделанная из толстого дубового бруса. Рядом с ней, дальше от носа, место для пушки. Подставка для нее изготовлена из толстого - 24х27 сантиметров - дубового бруса, который укреплен вертикально. В верхней части его сделано отверстие диаметром 6 сантиметров и глубиной 30 сантиметров, окованное железом. Кроме того, сам брус в верхней его части также окован двумя коваными полосами. На такой подставке судовая пушка крепилась с помощью вертлюга.
Еще одна интересная деталь имеется на внешней верхней части носа судна - небольшой дубовый блочек. Следы от каната, найденные рядом с ними на корпусе судна, помогли понять его назначение. Блочек обеспечивал спуск якоря в носовой части судна.
Найденные на судне оружие и вещи дают возможность уверенно датировать находку событиями русско-турецкой войны 1735-1739 годов. В то время у острова Хортица находился русский флот в связи с существованием Запорожской судоверфи. Скорее всего, суда были оставлены во время внезапного отступления русских войск и отрядов запорожских казаков, которые принимали участие в войне в составе русской армии. Именно тогда из-за невозможности перегнать их через пороги суда и были, видимо, взорваны и затоплены. В пользу этого предположения свидетельствуют следы пожара на корабле.
Тот факт, что место находки в бухте, образованной устьем балки Наумовой, совпадает с местом, где более ста лет назад были найдены другие старинные суда, дает право считать, что, несмотря на всю сенсационность гидроархеологических исследований лета 1971 года, на Днепре у острова Хортица много интересного еще ожидает нас - археологов с аквалангами.
|