Московский Подводно-Археологический Клуб
Главное меню
Главная страница
Законодательство
Фотогалерея
English version
Обратная связь
Помощь проекту
Экспедиции
Библиотека
Литература
Наука
Публицистика
Самиздат
Журнал "Вопросы подводной археологии"
Последние новости
Популярное
Шаповалов Г. Древняя тайна Днепра. Печать

 

Спортсмен -подводник № 33/ продолжение, начало в № 29.

 

Летом 1971 года наша экспедиция продолжала поис­ковые работы на Днепре у острова Хортица. К этому времени коллекции уникальных находок, обнаружен­ных на дне реки и поднятых аквалангистами, могли бы позавидовать самые удачливые археологи. Среди нахо­док, были предметы инвентаря, состоящие из множест­ва фрагментов керамики, каменного молота и рога би­зона. Историки датировали их медно-каменным веком. Найдены были также мотыга, изготовленная из рога оленя, большой - 2,4 метра - фрагмент челна, выдол­бленного из дуба, а также части античной амфоры.

Ядра, кованые якоря, детали парусного судна - вот далеко не полный перечень находок, относящихся к пе­риоду русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Сотруд­ники Государственного историко-культурного заповед­ника запорожского казачества и областного общества охраны памятников истории и культуры, поддержавшие нашу экспедицию, чрезвычайно высоко оценили эти находки. image002 Однако в то время мы даже не предполагали, что самое интересное у нас еще впереди и Днепр откроет одну из своих сокровенных тайн, поистине поражающих воображение. ...21 июля во время очередного сеанса радиосвязи с труппой  аквалангистов,  работавших  в  маленькой  бухточке острова Хортица, в устье балки Наумовой, во гла­ве с Вячеславом Власовым и Владимиром Николаевым, было получено сообщение: на дне Днепра обнаружены: занесенные песком детали каких-то судов... Кладбище затонувших кораблей, в трюмах которых, возможно, со­хранились уникальные предметы, - это ли не наход­ка!    

Несколько  ранее  мы  познакомились  с документом, датированным  1883 годом. Историк Д. И. Яворницкий в тот год записал со слов старожила острова Я. Я.Куппа рассказ о случае, происшедшем с ним. «Мне было тогда  17 лет, - рассказывал Я.Я. Купп, - однажды пошел купаться к руслу Старого Днепра. Пришел на берег. И вдруг - что за чудо? - смотрю, стоят какие-то   суда,  длинные,   хорошо   сколоченные.   Посчитал - оказалось   их   семнадцать. Я сбрасываю с себя платье и плыву к судам. Оказа­лось, что они больше чем на половину занесены песком: и над водой выдавалась только их верхняя часть.

Было это в то лето, когда вода в реке резко упала...»

Познакомившись с этим документом, мы тщательно обследовали дно Днепра в том месте, которое указыва­лось в приведенной выше записи, однако никаких судов тогда не обнаружили. Вторично мы вели в этом же ме­сте  подводные  поиски  в сезон  экспедиции  «Скиф-71». Дело в том, что в связи с началом строительства Днепрогэса-2  река  изменила  свой  режим:   большая    часть весенней  воды  была  направлена  в  исследуемое    нам русло. А это существенно изменило рельеф дна и созда­ло условие для «повторения» события  1840 года, о ко­тором поведал документ, - «вода вынесла много песка из русла реки». И вот   показались суда,    скрытые    до того   в   толще   песка.

Грузим в баркас акваланги, гидрокостюмы, фонари, и прочее снаряжение. Торопимся. Мотор вот-вот взор­вется, а нам всем кажется, что наше судно слишком медленно идет к заветной бухте, хотя Николай Романов, исполняющий на этот раз обязанности «кэпа», привел-баркас в бухту вдвое быстрее обычного.

image003 image005Но вот мы в бухте. Я и Евгений Спинов    надеваем акваланги, готовимся к спуску на дно Днепра. Под во­ду первым уходит Евгений, я следую за ним. Включаю фонарь: на глубине в 6 метров практически уже ничего не видно. Погружаемся все глубже и глубже. Неожи­данно появляется дно, пес­чаное и совершенно чистое. Довольно круто оно уходит вниз. Евгения не видно, но он где-то рядом - слышу, как работает его аппарат. Проплываю метров семь вдоль склона и натыкаюсь на три больших камня, об­росших острыми ракушка­ми. Сворачиваю влево и проплываю, еще несколько метров, осматривая дно пря­мо перед собой и далее вниз по склону. Ничего... Решаю спуститься поглубже, и в этот момент, повернув голо­ву влево, буквально перед самым носом в луче фонаря вижу шпангоут, торчащий из песка почти на метр! Чуть наискосок к нему по склону в полумраке желтова­то-зеленой придонной воды еще один шпангоут. Всего я насчитал их восемь, дубовых шпангоутов. Последний находился на глубине 8 метров и выгляды­вал из песка на 20 сантиметров, а глубину у первого глубиномер показывал 11 метров. Тут же виднелась обшивка из толстой дубовой доски. Сомнений быть не мо­гло - это судно. Период его постройки ясен: шпангоу­ты буквально «усеяны» коваными гвоздями. Такие гвозди - особенно частая находка на остатках укреп­лений Запорожской судоверфи, существовавшей в этом районе Днепра в русско-турецкую войну 1735-1739 го­дов.

Подумать только: судно пролежало под водой почти 250 лет. Несомненно, что это одно из тех судов, о ко­торых в первой половине XIX века упоминают в своих трудах исследователи Запорожья. Воображение рисо­вало его уже раскопанным, поднятым, реставрирован­ным и выставленным в самом большом зале музея на острове Хортица вместе с пушками и прочим оружием, которое мы, несомненно, найдем на судне! Я чувствовал себя если не Жаком-Ивом Кусто, то уж Робером Стенюи точно. На радостях начал даже что-то напевать.

Неожиданно из мрака возникает луч еще одного фонаря. Это Женя. Улыбаясь глазами, он что-то буб­нит в загубник и широко разводит руки, имея в виду не то размеры найденного судна, не то объем работы, ко­торая теперь нам предстоит. Ну, что ж, мы сами ее искали!

Женя приглашает следовать за ним и, судя по те­чению, направляется в северную часть бухты. Метров через 20 он остановился и я, приблизившись, увидел еще два дубовых шпангоута. Осмотрев вместе еще раз все торчащие из песка детали судов, мы пожимаем друг дугу руки и всплываем. Наверху нас ждут товарищи. Мы рассказываем им о находке и видим, как глаза за­гораются   у   ребят. Несколько дней ушло у нас на установку понтона с помпой над местом находки, а также на разметку участ­ка подводного раскопа. Но вот все готово. Первым в подводный раскоп спускается аквалангист Виктор Ка­пустин. - Включайте помпу! - просит он по телефону. Через   15  минут  Виктор  всплывает, держа  в  руках ядро, которое он нашел между сосновыми досками внут­ренней и внешней обшивок судна. Нашему ликованию не   было   предела.

Однако оказалось, что успешная работа помпы по размыву песка сводилась на нет, так как в течение ко­роткого времени снова песок сползал по склону. При­шлось установить защитную металлическую стенку в верхней части размыва. Благодаря этой стенке, длиной 6 метров и высотой почти 2 метра, укрепленной вбиты­ми в дно металлическими прутьями, стало возможно проведение   раскопок   судна.

После того как над судном и вокруг него был снят основной слой песка, мы приступили к очистке от песка его самого. Причем в разных местах были найдены два ядра, четыре штыка, два кремневых ружья, свинцовые пули, шрапнель, судовой багор и палаш, на лезвии ко­торого сохранился год изготовления - «1726».

Подводные раскопки судна продолжались почти ме­сяц. Одновременно проводились его обмеры, составле­ние плана, фотографирование. В процессе работы выяс­нилось, что раскапывается передняя часть судна. Она лежала на дне реки носом к берегу на глубине 10 мет­ров на самом краешке подводного обрыва.

Полностью освободив судно от песка, его подняли. Для этого использовали мощный плавкран, выделен­ный для этой цели дирекцией Запорожского судостро­ительного завода. 3 сентября находку подняли со дна реки и осторожно перенесли на песчаный берег острова Хортица. Уже на берегу в судне были обнаружены де­сяток свинцовых пуль, шрапнель и бронзовая с позоло­той пуговица.

Найденная часть судна довольно хорошо сохрани­лась. Ее размеры: длина 6,5 метра, высота 2,5 метра, ширина - 3,5 метра. Если учитывать, что длина носовой части у таких судов составляет 1/3-1/4 часть всей длины, то общая длина судна, при его ширине 4 метра была более 20 метров. Основные исследования еще впереди, но уже сейчас ясно, что это судно парусно-гребного типа. На внутренней стороне левого борта имеется три кованых железных кольца диаметром 10-12 санти­метров, которые укреплены в корпусе с помощью же­лезных крюков. Такое же кольцо находится и в носу. В том, что    это    приспособление    для крепления    парусов, сомневаться не приходится, поскольку в передней части судна сделано квадратное отверстие для крепле­ния   одной   из   мачт.

Найденная носовая часть судна интересна тем, что почти все ее шпангоуты разных размеров и разной кон­струкции. Если первые, которые находятся в самом носу, изготовлены из двух дубовых частей значительной тол­щины, то те, которые расположены ближе к середине суд­на, составлены из трех частей: нижняя - из дуба, а верхние   -   из   сосны.

Судно с внутренней и внешней обшивкой. Внутрен­няя обшивка выполнена целиком из сосновых досок, а внешняя имеет вверху две сосновые доски, а все осталь­ные   -   дубовые.

На левом борту хорошо сохранилась швартовая тум­ба - пал, сделанная из толстого дубового бруса. Рядом с ней, дальше от носа, место для пушки. Подставка для нее изготовлена из толстого - 24х27 сантиметров - ду­бового бруса, который укреплен вертикально. В верхней части его сделано отверстие диаметром 6 сантиметров и глубиной 30 сантиметров, окованное железом. Кроме того, сам брус в верхней его части также окован двумя ко­ваными полосами. На такой подставке судовая пушка крепилась   с   помощью   вертлюга.

Еще одна интересная деталь имеется на внешней верхней части носа судна - небольшой дубовый блочек. Следы от каната, найденные рядом с ними на корпусе суд­на, помогли понять его назначение. Блочек обеспечивал спуск якоря  в  носовой  части  судна.

Найденные на судне оружие и вещи дают возмож­ность уверенно датировать находку событиями русско-турецкой войны 1735-1739 годов. В то время у острова Хортица находился русский флот в связи с существова­нием Запорожской судоверфи. Скорее всего, суда были оставлены во время внезапного отступления русских войск и отрядов запорожских казаков, которые прини­мали участие в войне в составе русской армии. Именно тогда из-за невозможности перегнать их через пороги су­да и были, видимо, взорваны и затоплены. В пользу это­го предположения свидетельствуют следы пожара на ко­рабле.

Тот факт, что место находки в бухте, образованной устьем балки Наумовой, совпадает с местом, где более ста лет назад были найдены другие старинные суда, да­ет право считать, что, несмотря на всю сенсационность гидроархеологических исследований лета 1971 года, на Днепре у острова Хортица много интересного еще ожи­дает нас - археологов    с аквалангами.

 
« Пред.
Московский Подводно-Археологический Клуб www.mpac.ru
Все права защищены, при копировании материалов ссылка обязательна!
Создание и раскрутка сайтов